СЕРПУХОВИЧИ — ПОТОМКИ ВЯТИЧЕЙ

Какими же были наши предки?

Какими же были наши предки?

ОФИЦИАЛЬНАЯ ДАТА ОСНОВАНИЯ ГОРОДА СЕРПУХОВА — 1339 ГОД. ОДНАКО, ПО МНЕНИЮ ИСТОРИКОВ, ПОСЕЛЕНИЕ НА БЕРЕГУ ОКИ БЫЛО СФОРМИРОВАНО НАМНОГО РАНЬШЕ. В СЕРПУХОВСКОМ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО СЕРПУХОВА, А ТОЧНЕЕ, ИЗУЧЕНИЕ БЫТА И НРАВОВ ВЯТИЧЕЙ. Сейчас, наверное, трудно в это поверить, но наш край в древности был одним из самых экономически развитых регионов на Руси.

Специалисты убеждены, что вятичи пришли на берег Оки из Центральной Европы с Верхнего Поднестровья. «Повесть временных лет» сообщает нам, что вятичи и радимичи происходят от ляхов (поляков), подчеркивая этим самым их место происхождения. «Было два брата в Ляхах: Радим, а другой Вятко…Вятко седе с родом своим по Оце, от негоже прозвашася вятичи». Вплоть до XIV века население оставалось языческим. Вятичи отказывались принимать христианство, посланных монахов для крещения они убивали. О жизни вятичей автор «Повести временных лет» отзывался с пренебрежением. «И радимичи и вятичи и северяне единый обычай имеют: живут в лесу как всякий зверь, едят все нечисто, срамословье в них перед отцами и перед снохами, браки не бывают у них, но игрища между селами; сходятся на игрища, на плясание и на всех бесовских игрищах умыкают жен себе по договоренности с ними, имеют же и по две и по три жены. Если кто умрет, творят по нему тризну и потом складывают большую поленницу и кладут на нее мертвеца, сжигают его, а потом, собравши кости, вкладывают их в малый сосуд, ставят его на столб на путях, так делают вятичи и поныне».

— Это сообщение рисует нам картину родового общества, которое было руководимо в VIII в. племенным вождем по имени Вятко. Этот вождь продвигался из Центральной Европы в Восточную Европу, ища более спокойное для жизни место. В VII-VIII вв. на центральноевропейских славян беспрестанно нападали кочевники хозары, авары, болгары, с запада теснили франки. Выход оставался один — переселение в слабо заселенные лесные районы Восточной Европы. Вятко со своим народом двигался из Поднепровья в Поочье, занимая наиболее благоприятные для земледелия, охоты и торговли места, — рассказывает старший научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Артем Павлихин.

Так к IX в. вятичами было заселено все Верхнее и Среднее Поочье. Во время этого движения на восток вятичи осваивали преимущественно плодородные и изобильные всевозможными природными ресурсами долины крупных рек, тогда как удаленные районы глухих лесных чащ оставались долгое время свободными. Лишь к XII в. вятичи покрыли сеткой своих поселений все даже самые отдаленные районы Верхнего и Среднего Поочья, Верхнего Подонья.

Земля серпуховская богата на сокровища

Пребывание славян на Оке в VIII-XI веках — основная научная работа Артема Павлихина с 2006 года. Исследования по этому периоду не останавливаются в Серпуховском историко-художественном музее до сих пор. Помогают в этом находки предметов быта и оружия раннего Средневековья на территории современного Серпухова. Фонды музея нередко пополняются экспонатами той эпохи благодаря работе археологов, да и благодаря инициативе жителей города. Известно немало случаев, когда перекапывая огород, местные бабули находили старинные украшения, посуду, все это они передавали в музей. А в 20-х годах прошлого века около городской больницы в бору был найден настоящий клад — курган, где хранились сокровища умерших. В течение многих столетий славяне сжигали тела умерших и насыпали курганы. По всей восточнославянской земле разбросаны большие и малые курганные могильники — древнеславянские кладбища. Многих уже нет, и лишь незначительная их часть стала достоянием науки и служит источником изучения жизни славян.

Находки ценных вещей, серебряных монет — свидетельство тому, что в регионе процветала торговля и была развитая экономика. Берега Оки, а также Лопасни, Протвы и Скниги в XI-XIII вв. были густо заселены. Следы древних поселений и курганных могильников встречаются в Серпуховском районе столь же часто, как и современные деревни и села. По данным археологов, в окрестностях Серпухова на настоящий момент известны поселенческие и сопутствующие им погребальные археологические памятники XI-XIII вв.: Борисовское шоссе (курган), Заборье (1 поселение и могильник), Высотское селище (1 поселение и, возможно, могильник), Владычное селище (1 поселение), урочище Бор в Серпухове (курганы), Соборная гора (1 поселение), Прилуки (1 поселение), Заповедник (5 поселений), Пролетаровское (1 поселение), Лужки (2 поселения), Пущино (4 поселения и два курганных могильника), Липицы (1 поселение), р. Скнига (2 поселения), Подмоклово (4 поселения) (АКР, 1997; Воронков А.Н. Архив СИХМ. КП 1535). Таким образом, на 4 укрепленных пункта в Окской пойме приходилось 32 поселения сельского и городского типа, то есть по 8 на каждую крепость.

Реки — залог экономического успеха

Ока и Нара — перекресток водных путей, к которому к тому же подходил еще один путь — южный сухопутный. В VIII-IX вв. по этим путям возили серебряные монеты, дирхемы из стран Востока. Это серебро находилось в обращении у всех народов Средней Азии, Ближнего Востока, Восточной, Центральной и Северной Европы. Им расплачивались повсеместно от Китая до Западной Европы. В районе этого перекрестка торговых путей археологами зафиксирована крупнейшая концентрация находок кладов этих монет. Монеты шли через земли Хазарского каганата, десятками тысяч попадая на Русь и в другие страны Европы. Вокруг торговых путей возникали поселения, на которых жили люди, занимавшиеся их обслуживанием. В X веке конкуренцию окскому торговому пути составил волжский торговый путь. Сухопутный южный торговый путь был прерван нашествиями печенегов и, как полагают тульские археологи, походом скандинавов, нанятых жителями Верхнего Поволжья с целью положить конец конкуренции Окского пути. Поток серебра двинулся с тех пор севернее Серпухова. Однако реки Ока и Нара и после этих событий остались важными транспортными и торговыми артериями.

Основной товар, который вятичи продавали — это меха лисицы, белки, бобра. Второй товар — это рабы, которые попадали на Восток для ремесленных работ, а также для сексуального рабства, причем как девушки, так и юноши.

Зависть киевских князей

Ока и ее притоки, уже в X-XI вв. привлекли внимание киевских князей Святослава Игоревича, Владимира Красное Солнышко, Изяслава Ярославовича, Владимира Мономаха и других. Они начали захватывать долины рек бассейна Оки, заселенные славянами вятичами, балтским племенем голядью, финским племенем меря, основывая на завоеванной территории городки и крепости, центры княжеской власти.

Основной формой проявления власти князей над завоеванными территориями было взимание дани. При этом внутренний строй жизни завоеванных племен долгое время не менялся.

Впервые киевские князья напали на вятичей в 964 г. Это был один из первых походов князя Святослава Игоревича. По летописи князь пошел на Оку и на Волгу на вятичей. При встрече с вятичами князь пытался заставить их платить дань, которую те платили ранее хазарам. Однако поход 964 г. не имел успеха. Уже в 966 г. вятичей пришлось снова завоевывать и заставлять платить дань. Проблема с вятичами перешла от Святослава князю Владимиру, который также пытался победить вятичей в 981 и 982 гг. и возложить на них дань. Война древнерусских князей с вятичами представляла собой, скорее всего, стычки с отдельными родовыми коллективами (кланами), поэтому могла продолжаться бесконечно. Поэтому для закрепления власти киевские князья стали строить на вятической территории центры власти — города, крепости, погосты, замки. В свою очередь центры власти древнерусских князей обрастали сельскими и торговыми неукрепленными поселениями, население которых в случае опасности пользовалось укреплениями ближайших крепостей.

Конец процветанию

Недавно сотрудники серпуховского музея пришли к выводу, что процветание вятичей длилось только в период с IX века по 70-е годы XI столетия.

Подтверждение тому — находки, датируемые после этого периода, характеризовались как предметы небогатой культуры.

— Все больше находок из недрагоценных металлов, из оловянистосвинцовых сплавов, изменились также и некоторые обряды, в том числе погребения. Вятичи долго помнили этот разгром, как мы помним Великую Отечественную войну, ведь в тот поход дружины киевского князя большое количество населения погибло единовременно, — рассказывает Артем Павлихин.

Отец Владимира Мономаха Всеволод Ярославич устал осознавать, что на Оке живут богаче, чем в Киеве, и направил свою дружину для разгрома вятичей. Но тем не менее подавляющее большинство будущих жителей Серпухова в XIV веке составляли именно вятичи.

Нина Стрелкова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру