Стойкая леди

На защите прав предпринимателей

На защите прав предпринимателей

Большинство предпринимателей на старте своего бизнеса не имеют возможности постоянно обращаться за советом к более опытному человеку, хотя бы потому, что самих предпринимателей не так уж много (около 5% по статистике), опытных — еще меньше. Среди предпринимателей Серпухова выделяется Наталья Чудакова. У этой симпатичной женщины совсем не остается времени на своих родных и близких, ведь она очень много уделяет внимания своим коллегам, на своей общественной работе. В преддверии международного женского дня 8 марта корреспондент «МК» в Серпухове» встретился в «Cafе Marcus» с Натальей Чудаковой — заместителем Председателя Московского регионального отделения «Опоры России», руководителем общественной приемной уполномоченного по защите прав предпринимателей в городах Серпухов, Протвино, Пущино и в Серпуховском районе.

— Наталья Юрьевна, зачастую биография успешного российского предпринимателя делится на три периода: жизнь при Советском Союзе, в 90-е годы и в начале 2000-ых. У Вас также?

— Именно так. Я окончила Серпуховское педагогическое училище, по первому образованию я — воспитатель-методист. Была воспитателем в детском саду, а затем и в школе учителем. Я стремилась работать там, где моя дочка, чтобы быть рядом с ней. Она в детском садике — и я там, дочь пошла в школу, и я переквалифицировалась на учителя. Мой супруг был военным, до 1995 года мы жили на Урале. Начало трудовой деятельности, создание семьи, все это входит в мой период жизни при Советском Союзе.

— Затем наступило сложное для многих наших соотечественников время. Перестройка, лихие 90-е, как Вам удалось все это пережить?

— Я считаю, что это время потерь и возможностей. Наша жизнь перевернулась. Мы растеряли друзей, приехав в Серпухов в 98-ом. Благо было, где жить, у родителей здесь двухкомнатная квартира, в которой, кстати, мы проживаем до сих пор.

Мой муж вначале занимался извозом, потом мы поняли, что семью не прокормить на эту зарплату, нам как и многим пришлось пойти на рынок. Продукты закупали в Жулебино, недалеко от Москвы, а затем продавали их здесь, в Серпухове. У нас не было стартового капитала, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, но мы потихонечку вставали на ноги. Мне было психологически нелегко, пришлось ломать себя.

— В чем заключались сложности?

— Торговать на рынке для меня было непросто, я стеснялась этого. Когда соседка проходила мимо, я просто пряталась за прилавком. Мне было стыдно показаться ей. Но нужно было перебороть себя. Затем мое мировоззрение поменялось, как впрочем, и у многих граждан.

— Что конкретно изменилось в вашем сознании?

— Раньше, в советское время, кто был продавцом? Государство. Оно все решало: какой товар будет, сколько, по какой цене. А теперь кто продавец? Предприниматель. Я должна решать все эти вопросы, и со временем, уже где-то вначале 2000-х, поняла, что все складывается неплохо. Мы забыли, что такое дефицит, появился богатый ассортимент, можно приобрести товар по низкой цене. Да и в целом поменялось отношение к предпринимателям. Кто нашу страну кормит? Кто платит налоги? Даже деятельность предприятий нынче основана на рыночных отношениях. Правда, у нас большие сложности и проблемы, ведь советская система рухнула сразу, а быстро перестроиться, вопреки ожиданиям, не получилось. Да и не могло, ведь в США система выстраивалась не одну сотню лет.

— Расскажите о вашем бизнесе.

— Мы создали с мужем семейный бизнес по продаже продуктов питания.

У нас даже есть кафе-мороженое «Умка». Но мы также вкладывались и в объекты недвижимости, сдаем наше помещение в аренду другим предпринимателям.

— То есть вы представитель малого бизнеса. А не возникало ли у вас желания расширить дело, стать крупным бизнесменом?

— Нет, не было, малый бизнес — это очень серьезное дело. Предприниматель в ответе за все сам, контролирует весь процесс от начала до конца. Малый бизнес, по сравнению с крупным, мобилен. Большая компания при возникновении проблем, порой начинает съедать саму себя. Малый бизнес — это тот кит, на котором держится наша экономика. Причем условия одинаковы как для малого бизнеса столицы, крупных городов, так и для предпринимателей в глубинках, то есть те же налоги платим, все правовые требования идентичны.

— Но, тем не менее, не каждый решится на такое — создание малого бизнеса.

— Люди не идут в малый бизнес по ряду причин: нет желания, недостаток средств, знаний. И на самом деле предприниматели, это люди, способные идти на риск. Нужно, прежде всего, быть стойким в преодолении трудностей.

— Поговорим о трудностях. У вас есть продуктовый магазин на улице Луначарского, я туда часто захожу, мне очень нравятся мясные и колбасные изделия. Но, как и многие другие покупатели, проживающие в этом районе, я захожу часто и в сетевой магазин «Пятерочка», что по соседству с вашим. Супермаркет создает вам конкуренцию, как вы решаете эту проблему?

— Да, именно эта проблема меня волнует больше всего. В прошлом году наш продуктовый магазин отметил свое 10-летие. Нам приходится выживать в условиях сегодняшней конкуренции. Основной наплыв покупателей в сетевой магазин. Ведь, у «Пятерочки» есть возможность проводить акции, всевозможные скидки. У нас же нет бонусных скидок. Но мы стремимся сделать дешевле ряд продуктов. К примеру, на товар, который плохо проходит в супермаркете, не приносящий им большую прибыль. И к тому же мы стараемся сделать свой ассортимент товара разнообразным, закупаем то, чего нет в «Пятерочке». И совершенно правильно вы заметили, делаем акценты на мясные и колбасные изделия. У нас есть постоянные покупатели, в основном пенсионеры, иногда они даже к нам в тапочках приходят, ведь, наш магазин в шаговой доступности. И наши продавцы даже взаймы отдают товар, когда пенсионерам не хватает на хлеб или молоко.

— Наталья Юрьевна, ваш магазин еще имеет одно преимущество по сравнению с сетевым ― обслуживание. В той же «Пятерочке» нам не помогают выбрать товар, а здесь помогут в этом, посоветуют.

— Да, я особое внимание уделяю обслуживанию, чтобы мои продавцы были вежливыми и хорошо выглядели. Мне кажется, предприниматели должны уделять внимание профессиональной этике продавцов. Какой покупатель будет приобретать товар там, где ему нагрубили, или персонал плохо выглядит. У нас зачастую продавцы выступают в роли сторожа, просто стоят около товара и охраняют его, но они же должны его еще и презентовать, дабы у покупателя возникло желание что-то приобрести. Мы потеряли старую систему, а работаем по-старому. Нет культуры продажи. И даже в торговом училище этого не объясняют. Когда студентки проходили у меня практику, они писали в своих конспектах состав макарон. А на коммуникацию с покупателями внимания совершенно не обращали.

— В городе Вы известны как общественный деятель. Еще в 2001 году Вы стали одним из инициаторов создания организации «Профсоюз предпринимателей», который впоследствии преобразовался в Межрегиональный профсоюз. В это же время начала создаваться и «Опора России», и ваш профсоюз стал одним из соучредителей Опоры. А в ноябре прошлого года Вы возглавили общественную приемную уполномоченного по защите прав предпринимателей в городах Серпухов, Протвино, Пущино и в Серпуховском районе, которая располагается в здании серпуховского бизнес-инкубатора. Как получилось так, что вы решили встать на страже интересов других предпринимателей?

— Я хочу быть полезной тому региону, в котором живу, и уверена — в наших силах сделать все, чтобы жители Южного Подмосковья чувствовали себя уверенно и комфортно.

Наша главная цель —сделать комфортной жизнь не только предпринимателей, но и потребителей. Ведь каждый человек, занимающийся бизнесом — такой же потребитель, и он заинтересован в том, чтобы взаимодействие между государством, обществом и бизнесом было четко отлажено. Я сама сталкивалась с проблемами этого взаимодействия, и решила помочь другим, чтобы начинающие предприниматели не отчаивались.

— По вашему мнению как можно решить эти проблемы?

— Я считаю, что неправильное распределение налогов — корень многих бед региона. Большая часть налогов от бизнеса должна оставаться на местах, чтобы муниципалитеты смогли потом использовать эти средства на насущные проблемы конкретного города — доступную медицину и образование, хорошие дороги, развитую инфраструктуру. К тому же, я думаю, что бизнесу нужно создать реальные условия для развития. Привожу всегда в пример Австралию. Предположим, вы захотели открыть пекарню. Государство вам предлагает на выбор несколько помещений, в которых вы можете работать. И помещения уже отвечают всем требованиям, нормам, все оборудовано. Нужно только нанять работников и начать трудиться. Вот это реальная помощь. Власти должны создавать инфраструктуру поддержки, а не только законы писать. Создайте готовые помещения, отвечающие всем нормам, и не придется держать армию разрешающих и проверяющих. Предприниматель начнет сразу работать и платить налоги. И бизнес станет социально ответственным, если увидит такую помощь от государства. Но это уже немного другая тема, более глобальная, я же занимаюсь конкретными проблемами.

— Многих россиян волнует вопрос контроля продажи спиртных напитков. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

— Все эти ужесточения проходят под лозунгом оздоровления нации. Но где это оздоровление? Когда бутылка водки стоит 200 рублей, а самогонка 80 рублей. Люди стараются приобрести самогонку, а она неизвестно какого качества. И где это оздоровление нации? В результате у нас процветает нелегальный рынок. Я считаю, что представители бизнеса должны понимать, что соблюдение прав потребителей – это взаимовыгодный процесс. Рассуждая о том же пиве, нельзя не задуматься о том, что запрет на его продажу вне стационарных магазинов пролоббировали представители торговых сетей. И вряд ли их устремления продиктованы только защитой потребителей.

— Расскажите о деятельности приемной по защите прав предпринимателей и предыстории создания этой приемной.

— Выбор адреса для приемной сделан не случайно. Бизнес-инкубатор — как раз то место, где наибольшая концентрация молодых предпринимателей, которым может потребоваться защита. График приема посетителей следующий: с понедельника по пятницу с 9 до 17 часов с перерывом на обед с 13 до 14 часов. Правовой поддержкой работы приемной занимается Александр Фуфыгин, имеющий почти полувековой опыт в сфере юриспруденции. Также и я сама имею юридическое образование. Впервые государство взяло на себя защиту тех, кто строит экономическое благополучие страны. Предприниматели способны поднять Россию с колен. И теперь власть дает понять, что готова выступить на стороне конкретного предпринимателя против собственных структур. Общественная приемная — это нечто вроде прокуратуры по защите прав предпринимателей.

Вопрос защиты прав предпринимателей на серьезном юридическом уровне рассматривался федеральным правительством уже не один год. А 7 мая прошлого года был принят закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». После некоторого анализа в ноябре в закон были внесены изменения — жизнь требовала присутствия соответствующих представителей непосредственно на местах и они появились.

Этим документом определен широкий круг полномочий и местного руководителя общественной приемной. В Московской области открылись 10 общественных приемных. Основная их задача — защитить предпринимателей от нарушений в сфере законодательства. От кого? В первую очередь от контрольно-надзорных органов и чиновников.

— Юридические услуги предпринимателям оказываются бесплатно? Какими полномочиями наделена приемная?

— В общественной приемной все услуги предпринимателям оказывают совершенно бесплатно. На рассмотрение каждого дела выделяется не более трех дней, это очень важно, ведь коммерсанты регулярно сталкиваются с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией и административными барьерами. Мы должны принять жалобу от предпринимателя, помочь ему составить обращение. В течение трех дней мы ее оформляем и отправляем в областной офис, где оценивают и анализируют степень нашей компетентности относительно решения данной жалобы на муниципальном уровне. По новому закону уполномоченный по правам предпринимателей (как отечественных, так и иностранных) получает право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты до решения суда (не менее чем на полгода) и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников. Кроме того, мы имеем полномочия сделать пометку «срочно», если это актуально и не терпит промедления. Область дает добро на наши действия, и мы направляем наше обращение, например, в Роспотребнадзор. Если же решение проблемы требует областного, либо федерального вмешательства, то жалоба принимается в производство подмосковным омбудсменом. В течение семи дней ей в обязательном порядке будет дан ход.

— Приемная работает уже на протяжении четырех месяцев, какие есть результаты?

— У нас сейчас в приемной рассматривается пять дел, хотя жалоб гораздо больше ― около тридцати. Касаются они в основном вопроса предоставления земельных участков, строительства торговых объектов. Проблема в том, что раньше не была организована договорная система, объектами обзаводились в начале 2000-х, просто платили за земельный участок и все, а сейчас введено понятие конкурса по распределению земель. То есть здесь у нас вопрос взаимодействия между муниципалитетом и предпринимателями. Все пять дел рассматриваются в прокуратуре.

— Спасибо большое, Наталья Юрьевна, за это интересное интервью. Хочется пожелать Вам успехов в решении всех этих трудных вопросов. Как говорится, дорогу осилит идущий.

— И Вам большое спасибо.

Беседовала Нина Стрелкова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру