Городской МУП нарушает закон?..

Почему на городских кладбищах нет порядка?

    Больше года назад Постановлением главы города в Серпухове было создано МУП «Серпуховская специализированная похоронная ритуальная служба». Директором муниципального «ритуала» была назначена Наталья Шашкевич, экс-зампред городского КУИ.

     Некоторые тогда расценили сам факт создания данной службы как попытку местной власти монополизировать право предоставления похоронных услуг. Но все вполне законно — согласно одной из статей Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» органам местного самоуправления районов, поселений и городских округов рекомендовано создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела, которые обязаны в рамках данного ФЗ осуществлять погребение умерших.
    МУП было создано практически из воздуха, поскольку не имело ни техники, ни специалистов. Директор специализированной похоронной ритуальной службы (далее — СПРС) получила в свое ведение все городские кладбища: Ивановское, Борисовское, Занарское. Учитывая, что закон позволяет городу напрямую субсидировать предприятие, в 2012 году на похоронное дело, содержание и обслуживание погостов в бюджете Серпухова заложили 9 млн. рублей.
    С момента своего назначения и до сего дня директор СПРС Наталья Шашкевич бодро отвечала на вопросы разных журналистов, раскрывала «секреты» работы возглавляемой ею службы, оказываемых услугах, о том, куда и как расходуются выделенные деньги и пр. Однако, когда наше издание предложило Шашкевич дать интервью, Наталья Александровна сначала обещала «подумать и перезвонить», а потом абонент стал недоступен по всем своим многочисленным телефонным номерам. А жаль! У нашей редакции есть вопросы по еще не раскрытым «секретам работы» новоиспеченного предприятия…


Профессионалы на погостах не нужны?


    Наблюдая за карьерой Натальи Шашкевич в городской администрации, обнаруживаем интересную тенденцию: куда бы ни пошла Наталья Александровна, она везде «тащит» похоронную отрасль. Когда г-жа Шашкевич работала в Комитете по ЖКХ, она «рулила» похоронкой. Став заместителем начальника Управления региональной безопасностью — снова решала вопросы погребения. Перейдя на должность заместителя руководителя Комитета по управлению имуществом — опять взяла на себя скорбные проблемы. Кстати, едва придя на работу в КУИ, Шашкевич принялась убирать… нет, не кладбища — профессионалов с кладбищ! И продолжила эту деятельность уже на посту директора МУПа. Мы пообщались с бывшими смотрителями серпуховских кладбищ, и вот что они нам поведали:
Геннадий Астахов, бывший смотритель Борисовского кладбища:
— Я был смотрителем Борисовского кладбища до 2010 года. Мы и места выделяли, и за кладбищами смотрели. Не раз бывали ситуации, когда Наталья Шашкевич звонила и говорила: «Выдели там-то место и денег никаких не бери». Хотя места выделялись в порядке очередности, Наталья указывала выделить там, где хотелось ее «клиентам». Мне дали указание — я зарегистрировал. А почему она выделяла такие места — мне неизвестно. А потом в 2011 году меня «попросили», и я ушел «по собственному желанию».
Галина Пахомова, бывший смотритель Занарского кладбища:
— Я работала на Занарском кладбище, моя должность называлась «эксперт КУИ». Наталья Шашкевич была моим руководителем. Однажды меня просто без объяснения причин настойчиво попросили уволиться «по собственному желанию». Я отработала две недели, и ушла — куда деваться?..
    Еще более интересную историю поведала Галина Тишина, бывший смотритель Ивановского кладбища:
— Я работала на Ивановском с 2005 года. Когда кладбища передали городу, мы были смотрителями. Потом эту должность убрали, и мы стали называться «эксперты КУИ» и с той поры стали тесно работать с Натальей Шашкевич. Где-то в январе 2011-го мы чем-то не понравились ей (Н.Ш. — прим. ред.) и нас стали «убирать». Сначала меня перевели совсем на другую должность по хозяйственной части, — на мое старое место пришел другой человек, — а потом в мае я совсем уволилась, меня очень настойчиво об этом «просили». Затем, когда организовали специализированную службу, Наталья Шашкевич вновь пригласила меня на работу на Ивановское кладбище. Сама Наталья не справлялась с работой, потому что не была профессионалам, и плохо разбиралась в нашей отрасли. А на кладбищах царила разруха — они почти год стояли бесхозными — мусор, грязь, завалы, и куратором кладбища в то время была Шашкевич…

С 5 апреля этого года я стала работать на Ивановском. Со мной был составлен трудовой договор. Я его подписала, отдала Шашкевич. Но он был в одном экземпляре, второй мне не дали, сказали — потом. Проработала я на кладбище ровно 20 дней. За это время я убрала всё кладбище «от» и «до». Порядок стал идеальным. Мне люди написали 8 благодарностей за эту работу! 25 апреля Наталья позвонила мне под конец рабочего дня и сказала, что в моих услугах она больше не нуждается, и на моем месте будет работать совсем другой человек. Зарплату она мне не выплатила. Меня просто использовали — я все убрала, и она меня выгнала.
    Также мне известно, что в самый трудный период помощь МУПу по уборке кладбищ оказывал один из городских частных ритуалов. В течении двух месяцев за их счет была произведена уборка с привлечением техники на всех трех городских кладбищах, на Занарском засыпаны ямы щебнем, там же оборудована бытовка — установили пластиковое окно, провели проводку, освещение. И, насколько мне известно, на сегодня Шашкевич до сих ни копейки этим людям не заплатила, а в публикации в одной из местных газет все работы приписала своим заслугам.

    Галина также открыла нам массу других интересных подробностей о том, что творится на Ивановском кладбище:
Сейчас на кладбище работают узбеки.
Каждый узбек зарабатывает деньги себе на карман, берут деньги за все, причем назначают суммы сами, не пользуясь никакими прайсами. Живут эти работники там же, на кладбище. Царит воровство, воруют цветники, ограды, скамейки, и продают их.
На Ивановском есть некий Юра, работник МУПа-он командует узбеками и заодно торгует личными цветами. Но если все частники вечером уносят свои цветы в машину, и увозят домой, то этот Юра хранит свой товар на территории кладбища — в специальном домике. Почему Шашкевич ему это разрешает?..

Кладбище в очень грязном состоянии, народ жалуется, никто ничего не делает. Все водоотводные каналы — забитые и заросшие. Такого, как при руководстве Шашкевич, никогда не было.
Она убрала всех профессионалов — они были ей неугодны, и сейчас работают люди, ничего не понимающие в деле.
    В такой же ситуации, как Галина Тишина, оказалась Нелли Азизова. Она в апреле — мае этого года вместе с мужем работала на Борисовском кладбище.
— Я работала смотрителем кладбища, мой муж — рабочим. Шашкевич, как директор МУПа СПРС заключила с нами трудовые договора, но почему-то только в одном экземпляре. Второй нам не отдали. Когда мы только пришли, Борисовское кладбище находилось в ужасном состоянии: мусор, разруха, грязь. Мы работали с утра до вечера, без выходных и праздников. За два месяца мы привели кладбище в порядок, и тут Наталья Александровна приехала и заявила, что мы ее не устраиваем, и что мы уволены. Когда я приехала к Шашкевич в офис, чтобы получить зарплату и трудовую книжку, она сказала мне, что впервые меня видит, и никаких денег мне не выплатит. Трудовую мне, правда, вернули, но записи о том, что я работала на кладбище, там не было.

  Борисовское кладбище "до"
    Тогда я обратилась к юристу. У меня были подтверждения моей работы — мои подписи в актах выполненных работ с МУП «Эко-транспорт» и в акте передаче кладбищенского инвентаря. Мы подготовили иск в отношении Шашкевич, и обратились с ним в суд.
    Но за неделю до первого рассмотрения иска Наталья Александровна решила со мной «помириться». Она позвонила мне, и поинтересовалась, как можно уладить наш конфликт «по-тихому». Я назвала ей свои условия — она выплатила мне зарплату, компенсацию морального ущерба, оплатила услуги юриста, и иск я забрала. А муж мой так и остался без зарплаты — подавать второй иск у нас уже не было ни сил, ни времени…
Поступила с нами Шашкевич крайне непорядочно и несправедливо…

  Борисовское кладбище "после"
    Как выяснилось, от действий госпожи Шашкевич пострадало еще несколько человек. Директор МУПа брала их на работу на должность «организатор похорон», а через некоторое время увольняла без выплаты заработной платы.
    Хотелось бы спросить у Натальи Александровны — чем же вам не угодили эти люди? Зачем тогда нужна ваша «специализированная служба», если в ней нет специалистов? И из каких денег вы выплатили компенсацию пострадавшей от ваших действий Нелли Викторовне? Из своих личных или бюджетных?

Еще вопросы


     Имеются к г-же Шашкевич и другие вопросы. Например, есть ли в МУПе специализированное авто для транспортировки тел в морг с мест обнаружения? Судя по тому, что КУИ заключил договор с ИП Дыевым, и данный предприниматель дает вам свою «Газель» без специализированного оборудования, своей машины у службы нет. Впрочем, сейчас хоть «Газель» появилась. А раньше СПРС располагала лишь УАЗом, куда и трупы-то не помещались…
    Как сообщил наш источник, муниципальное похоронное предприятие крайне не любит вывозить тела с мест обнаружения в морг. Например, в октябре этого года имел место такой прецедент — на улице был обнаружен труп, вызвали полицию, та, в свою очередь, вызвала СПРС. Сотрудники г-жи Шашкевич приехали и заявили, что тело забирать не будут, потому что у них нет транспорта. В итоге тело пролежало на улице три (!) дня, пока не приехали сотрудники «Стелла-Память» на специализированной Газели, и не отвезли несчастного в морг.
    Мы связались с заведующим СМЭ при больнице им. Семашко, Сергеем Степановым, и попытались выяснить подробности этой ситуации.
— Не буду комментировать подробности, скажу лишь, что прецедент с телом, пролежавшим три дня на улице, был, — не скрывает правды Степанов. — У нас бывают невостребованные тела, но их захоранивают за 2 недели — установленный законом срок, я за этим слежу. Похоронами таких трупов занимается МУП; или любой другой ритуальный частный предприниматель в равной мере.
    Также про невостребованные тела, которые должен хоронить МУП, нам рассказал Виталий Ковалев, заведующий патологоанатомического отделения морга «ЦРБ» на Красном Текстильщике:
— Т.к. морг на «Красном» находится в не лучшем состоянии (проще говоря, у него обрушилась стена, и наша газета об этом рассказывала — прим. ред.), наши сотрудники сейчас переведены в инфекционное отделение больницы им. Семашко. Там же мы проводим патологоанатомическую экспертизу. В здании на «Красном» у нас хранятся невостребованные тела. Там прохладно, и хранятся они в пакетах. Сейчас у нас там один труп — заключенного, и захоронение пока откладывается из-за прокуратуры.
В идеале их должны захоронить за две недели, но хоронят обычно через 3-4-5 недель — из-за задержек документов, и по другим причинам. Похоронами таких тел занимается МУП СПРС.

    Кстати, до недавнего времени в морге ЦРБ хранилось три невостребованных покойника, которые пролежали там больше месяца. Когда МУП СПРС наконец приехала за ними, оказалось, что погребение проводилось с нарушением стандартов. Свидетелем этого действа стала санитарка морга Ольга, которая отметила, что прождала сотрудников МУПа на холоде целый час, после чего наконец явился некий УАЗик, в который погрузили тела, и увезли их.
   А ведь в Положении о специализированной службе, которое подписал глава города, указано, что данный МУП создан, в том числе и для «…оказания перечня услуг по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, умерших, не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умерших…».
    Зато перевозить тела из отделений больницы им. Семашко в морг сотрудники МУПа любят. Непонятно, правда, за счет каких средств — ведь бюджет это не оплачивает. Или эта перевозка нужна, чтобы навязать родственникам умершего свои услуги?..
  Получается, что МУП не выполняет своих прямых функций, а если и выполняет, то с грубейшими нарушениями. Так для чего он тогда создавался? Для личного насыщения Натальи Александровны и всей «пищевой цепочки», ведущей от нее наверх?

МУП монополизировал «похоронку»?


     Закон «О погребении» предусматривает два варианта захоронения: погребение за свой счет — с последующим получением социального пособия или безвозмездное оказание услуг ритуальной специализированной службой за счет того самого пособия. Хотелось бы узнать, какой объем услуг входит в данную сумму, если похоронами занимается специализированная служба?
    Кстати, представители частных ритуальных служб Серпухова уверены, что СПРС монополизирует скорбный рынок в городе. Мало того, что служба работает в гораздо более выгодных условиях, нежели частники, но еще и получает деньги из бюджета как муниципальное предприятие. Многие утверждают, что огромная доля похорон тел из морга больницы им. Семашко достается МУПу благодаря пресловутому административному ресурсу.
    Между тем, никому не известно, сколько СПРС провело за весь период своего существования коммерческих похорон, и куда уходит прибыль с них — а это более 300 тысяч рублей в месяц. В чьих карманах оседают эти деньги? И как вообще МУП может хоронить, ведь нет в службе ни техники, ни специалистов. Всю работу — изготовление гробов, перевозка, копка могил и пр. — всем этим занимается ИП Дыев.
     И снова возникает тот же самый вопрос: зачем тогда нужна специализированная похоронная служба? Чтобы быть посредником между клиентами и «своим» частником? И вводить людей в заблуждение?


Почём кладбищенская землица?


     Всем известно, что три серпуховских кладбища: Борисовское, Занарское и «Всех святых» давно закрыты, и там разрешено ТОЛЬКО подзахоронение в родственные могилы. Но в местном интернет-пространстве не раз появлялась информация, что на том же официально закрытом Борисовским кладбище почему-то появляются НОВЫЕ могилы. Как же так? Куда смотрит полиция? Куда смотрит КУИ — орган, ответственный за выделение мест на кладбище? Как оказалось, «блатные» места на закрытых городских кладбищах просто напросто распродавались или выделялись нужным людям! За некоторую сумму, оговариваемую тет-а-тет с г-жой Шашкевич, в Серпухове можно прикупить землицы на закрытой для захоронений усыпальнице.
     И вот тому подтверждение — в нашем распоряжении оказались весьма любопытные документы — копии заявлений в уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела в г. Серпухове, датированные 2010 г. В этих заявлениях некие граждане просят зарезервировать место под будущее захоронение размером 6 кв.м. и 10 кв.м. (помните, что по закону предоставляется только 5 кв.м.!) на (внимание (!) сервисном участке Борисовского кладбища. Кладбище закрыто уже много лет, сервисный участок предназначен под «почетные» захоронения — здесь должны покоиться ветераны ВОВ и локальных конфликтов, известные общественные деятели, почетные граждане города и т.п., но никак не рядовые частные лица.
   В этих заявлениях указано: «решение уполномоченного органа– предоставить участок под семейно-родовое захоронение на Борисовском кладбище в размере (,,,) метров». И подпись госпожи Шашкевич, как заместителя начальника УРБ. Мало того, к заявлению приложена копия квитанции, согласно которой клиенты Натальи Шашкевич платят «за резервирование места для семейного/родового захоронении» 50 тысяч рублей. Причем получателем платежа значится … администрация г. Серпухова! Неужели администрация была в курсе?
    Вряд ли во всей этой истории можно поставить точку, ведь земля выделялась незаконно, и кто-то рано или поздно должен понести за это ответственность.
    Похоронный бизнес отличается не только прибыльностью, но и стабильностью. Объем, рентабельность и перспективы рынка ритуальных услуг порой заставляют его участников переступать все моральные барьеры. Но, самое страшное, когда подобным образом действует муниципальная служба, созданная по инициативе администрации, и финансируемая из бюджета города. Ответить на целый ряд щекотливых вопросов по работе МУП СПРС может только директор службы Наталья Шашкевич, которая на наши вопросы, к сожалению, отвечать отказалась.


Маргарита Минина.


 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру