Клады Серпухова

Сокровища под ногами и над головой

 Сосновый бор. Идем вдоль ограды городской больницы, внимательно всматриваясь под ноги. Вроде бы все вокруг как обычно — высокие деревья, тропинка около ограды, но пройдя метров 50 от больницы, понимаем, что это место в сосновом бору не похоже на другие. Нашему взору представились двухметровые земляные бугры, и таких здесь аж семь штук. Что это может быть?

Сокровища под ногами и над головой

В детстве многие из нас зачитывались книгами, в которых дети или взрослые искали и находили клады, при этом и сами мечтали отыскать сундук, наполненный золотом и драгоценными камнями. Но годы идут, и нам кажется все это сказками, но не для историков и археологов. Представители этих профессий уже «на законном основании», с увлечением продолжают рыться в архивах, запасниках библиотек и музеев. А иногда отправляются на поиски старинных сокровищ. «МК» в Серпухове» попытался узнать: богата ли кладами серпуховская земля.

Под защитой языческих богов

Серпуховский археолог Андрей Николаевич Воронков в первой половине ХХ века провел исследования этих необычных мест, и пришел к выводу, что эти курганы — разновидности погребальных памятников, распространенных на всех континентах (кроме Австралии и Антарктиды). Характеризуются они сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Согласно официальным документам, Серпухов оставался языческим вплоть до XIV века. Следовательно, сооружение курганов являлось частью языческого обряда погребения. А в 1924 году при случайных обстоятельствах в них был найден клад.

Граждане Драгонов и Брезгунов при земляных работах для будущих авиаангаров Авиашколы в г. Серпухове в бору на глубине примерно полутора метров в песке обнаружили старинные артефакты. Местечко носило название «Урочище Бор», сейчас же это район инфекционной больницы. Находилось место обнаружения кладов на правом берегу р. Нары (левого притока р. Оки), около 0.7 км от русла. Здесь расположена группа курганных могильников, на сегодняшний день видны следы ям.

Вещи, найденные в 1923 году, были свернуты в клубок, завернуты в материал и перевязаны ремнем. От материала ничего не осталось. Часть вещей клада была передана Серпуховскому краеведческому музею (нынешний Серпуховский историко-художественный музей). Находка представляла из себя семилопастные височные кольца, шейные гривны дротовые и витые, витые браслеты, перстень, очелье, пояс, украшенный бляхами с изображением лосей, медведей, кабанов, гривны — слитки новгородского типа. То есть полный набор украшений женщины того времени. Такой набор можно без преувеличения назвать княжеским. Общий вес клада составлял около 16 кг серебра. Датируется находка рубежом XI-XII вв.

Остается главный вопрос: как смогли сохраниться на протяжении стольких столетий курганы, которые датируются примерно ХI веком. Если верить мистике, то языческие боги надежно охраняли могилы. Соответственно то, что клад был все же найден, позволило сделать в исторической науке открытия, а сами украшения послужили бесценным материалом для исследований. В начале ХХ века на территории серпуховского бора располагалось 27 курганов, сегодня их осталось всего семь, возможно и они хранят в себе бесценные древние сокровища.

О них…

Романтическими легендами и преданиями овеяны поиски кладов — сокровищ веков, укрытых в земле. История кладов стара как мир, часто полна трагизма и всегда окружалась таинственностью. Само слово «клад» (от глагола «класть») появилось на Руси только в XVII веке. Но летописи свидетельствуют: понятие «поклажа» или «скровище» (позже — «сокровище») было известно славянам уже в глубокой древности. Например, в «Печерском патерике» (древнем сборнике историй монахов-отшельников) рассказывается об иноке Федоре, раскопавшем в Варяжской пещере огромное количество латинского золота и серебра, а затем погибшего на дыбе князя Мстислава Святополковича, возжелавшего завладеть драгоценностями...

Существует три вида кладов: вещевые (включают и украшения), монетные и клады слитков. Всего на территории города Серпухова и района зафиксировано 24 клада. Большая часть из них является денежными, т.е. состоит исключительно из монет, и три вещевых клада: при этом восемь из них относятся к домонгольскому периоду и поре становления единого русского государства, одиннадцать — к XVI-XVII вв., шесть кладов датируются XVIII-XX вв. Все они помогают разгадать тайны серпуховской истории.

Страницы серпуховской истории

Вместе со старшим научным сотрудником историко-художественного музея Артемом Павлихиным сделаем небольшой исторический экскурс на основе найденных в Серпухове и районе артефактов. Итак, по мнению историков, славяне пришли на берега Оки в VIII-IX вв., до этого на территории проживали финно-угорские и литовские племена. Клад этого периода был найден на территории деревни Подмоклово в 1957-1958 годах. Здесь шел интенсивный процесс освоения территории, строительства селищ, укрепленных городищ, которые располагались сравнительно недалеко друг от друга. Колонизация левобережья реки Оки, как главной водной и торговой артерии региона, шла из юго-западных княжеств и Новгородской земли.

— Об этом свидетельствуют два клада арабских монет X века — дирхемов. О том, что здесь были поселения, свидетельствует и курганная группа в «Урочище Бор», где найден воровской вещевой схрон мужских и женских украшений со слитками серебра новгородского типа, переданный потом в музей. Материалы кладов свидетельствуют о развитии ювелирного производства на данной территории и о существовании торговых путей, связывающих район Серпухова с Востоком и Северо-Западом Руси, — рассказывает Артем Павлихин.

Таким образом, археологический материал (клады) показывает, что Серпухов уже в X-XIII вв. был крупным городом данного региона. В начале XIV века левобережье реки Оки от устья реки Протвы до г. Коломны было присоединено к Москве, защищая земли Московского княжества с запада от нападения литовцев и с юга — от рязанского княжества. После получения Иваном Калитой ханского ярлыка на половину великого княжения Владимирского, укрепляются позиции Москвы. В духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 года впервые упоминается Серпухов. При Владимире Андреевиче, двоюродном брате Дмитрия Донского, город превращается в центр Серпуховского удела, строятся три крепости: два монастыря и кремль — административный центр. На юге Московского княжества Серпухов превращается в центр духовных сил возрождения русского народа, в военный форпост. Также наблюдается значительный экономический подъем территории. К периоду начала расцвета Серпухова, а именно в проведении денежной реформы в начале XV века, вероятно к 1409 г., относится клад серебряных платежных слитков и клад серебряных монет из деревни Фенино.

В XV веке Серпуховский удел ликвидируется, так как шел интенсивный процесс образования единого государства. Но к середине XVI века Серпухов по-прежнему является важным стратегическим, административным и хозяйственным центром. В условиях подъема русских городов он переживает период расцвета ремесла и торговли. А в начале XVII века государству начинает угрожать новый враг — Крымское ханство. Особенно опасным стал поход Мухаммед-Гирея в союзе с отрядами Казанского ханства в 1521 году.

Ордынцы перешли реку Оку под Серпуховом, разорили окрестности Серпухова, Каширы, Боровска и другие центральные уезды. Клады из деревни Фенино (48 татарских монет и монет Рязанского княжества), вероятно, являются подтверждением такого набега. После набега московское правительство серьезным образом занялось созданием линии береговой обороны, и Серпухов занял одно из ключевых мест в этой обороне. Была построена белокаменная крепость в 1556 г. Постройка крепости сделала Серпухов своеобразным центром обороны, где с 1572 г. размещался «большой» полк русской армии. Последнее крупное нападение татар на окские рубежи состоялось в 1591 г., тогда был сожжен городской посад. Может именно потому из шести кладов СИХМа, которые содержат в себе монеты XVI-XVII вв., нет ни одного кладового комплекса этого периода.

— С начала XVII в. Серпухов теряет свое значение как города — «берега», оборона рубежей русского государства смещается за р. Оку. Одиннадцать кладов XVI-XVII вв. (за исключением трех нерассмотренных и двух кладов по архивным источникам) являются долговременными, относятся ко времени правления Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Петра Алексеевича, т.е. к мирному времени для города и уезда. В результате событий крестьянской войны, польско-литовской интервенции Серпухов обезлюдел, число дворов на посаде сократилось в десять раз, — пояснил Артем Павлихин.

О бедственном положении города и монастырских вотчин в 1611 г. свидетельствует и челобитная с просьбой освободить серпуховичей от такого обложения как сбор шуб. Хозяйственная жизнь переместилась в 20-е гг. в слободы и пригородные села, принадлежавшие монастырям. Об этом свидетельствует поштемпельный анализ кладов.

Клады СИХМ (изученные) указывают, что в Серпухове, в послевоенный период начался экономический рост. Территория города стала увеличиваться. Петровские реформы не могли не коснуться и подмосковных городов и Серпухова в частности. Благодаря реформам, в экономической жизни города начался подъем. К 30-м годам XVIII столетия Серпухов превращается в один из крупных центров текстильного мануфактурного производства. Серпуховские полотняные мануфактуры вырабатывали продукцию как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Во второй половине XVIII в. стали открываться еще шелковые суконные мануфактуры, начали работать кожевенные, кирпичные, сальные заводы. К XVIII веку относится два клада медных монет и один клад серебряных рублей и полтин.

На рубеже XIX-XX вв. в городе стремительно развивается текстильное производство, его почти не затронул экономический кризис. И два клада свидетельствуют о той политической ситуации, которая сложилась в стране: первая империалистическая война, Великая октябрьская социалистическая революция 1917 г. и национализация промышленности. Так, в поселке Пролетарский Серпуховского района в 1987 г. при вскрытии траншеи теплотрассы найдено 16 предметов: поднос серебряный, три сосуда, две солонки с позолотой, щипцы, ложки столовые с позолотой, бокал с позолотой, ложка к бокалу с позолотой, молочник, ободки от сосудов. Все предметы 84-ой пробы.

Клад с потолка

Но не все клады были обнаружены под землей. Необычная история приключилась в Серпуховском районном отделе судебных приставов в 2012 году. Клад на судебных приставов можно сказать свалился с неба. В ходе проверки качества выполнения работ по ремонту кровли здания, в котором располагается отдел судебных приставов, был обнаружен сверток. Его содержимым оказались денежные знаки и облигации, датированные 1909–1917 годами. Это самая большая и самая старая заначка, которую когда-либо видели судебные приставы Серпухова. Денежные купюры, облигации — по ценам начала XX века — целое состояние.

Спрятал деньги, видимо, хозяин старинного особняка купец Сериков. Дом принадлежал ему до 1922 года. Потом более 70 лет здесь находилась бактериальная лаборатория, а уже в 1997 году в здание въехали судебные приставы. И все это добро находилось у приставов буквально над головами.

Мечта кладоискателей

Клад фабрикантши Анны Васильевны Мараевой вызывает особый интерес у любителей старины и искателей сокровищ. В ее особняке ныне располагается Серпуховский историко-художественный музей. Именно ее коллекция стала основой собрания музея. Анна Васильевна была обладательницей значительного собрания работ старых русских и западноевропейских мастеров: живописные полотна, графические работы, скульптуры, старинные книги, украшения, мебель, керамические изделия, произведения прикладного искусства. В 1918 году фабрики Мараевой вместе с ее домом были национализированы. Заведующая отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса Наталья Троцкая телеграммами, направленными жилищному и учебному советам Серпухова, потребовала задержать реквизицию дома Мараевых «ввиду огромной художественной ценности хранящихся в нем коллекций».

По легенде, купчиха Мараева, когда пришли в город большевики, спрятала свои драгоценности в подземном переходе между Высоцким и Владычным монастырями, а по другой версии клад был захоронен в районе Покровской церкви. Есть также версия, что родственник Мараевой знал в каком месте конкретно спрятаны ценные вещи, он жил в Париже и неоднократно обращался к советскому правительству (Л.И. Брежневу) с просьбой вернуться на Родину, а взамен рассказать тайны клада Мараевой. Но пока чиновники решали: соглашаться на предложение или нет, последний знающий тайну скончался. Издавна на Руси верили, что у всякого клада свой срок, может просто мараевскому кладу не настало время. Будущее покажет.

Нина Стрелкова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру