Инклюзия начинается с семьи

Готов ли Серпухов к реализации программы «Доступная среда»?

Готов ли Серпухов к реализации программы «Доступная среда»?

В минувшую среду, 23 апреля, в Серпухове на базе Института Инженерной физики прошла IV всероссийская научно-практическая конференция «Современное непрерывное образование и инновационное развитие». В рамках этого мероприятия впервые в городе была поднята актуальная тема инклюзивного образования. Секцию возглавили: заведующий кафедрой НИЕВ Сергей Сергеевич Алексеев и директор МСкОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида города Серпухова Ирина Мурашкина. Сергей Сергеевич рассказал еженедельнику «МК» в Серпухове» о доступности инклюзии в Серпухове и Серпуховском районе, а также дал свой прогноз о перспективах развития доступной среды.

— Сергей Сергеевич, думаю, будет уместным начать беседу с пояснения нашим читателям термина «инклюзия». К сожалению, для многих это слово совершенно не знакомо.

— Инклюзия — включение, добавление. Говоря проще, это совместное обучение и воспитание всех детей в одном пространстве: и обычных, и с ограниченными возможностями по здоровью. Сам термин был введен в 1994-м году Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. На самом же деле эта система с успехом работает во многих развитых странах мира, таких как США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, в скандинавских странах. Данная практика постепенно внедряется и в крупных городах России. И в Серпухове наши педагоги-психологи выработали прекрасную методику работы, однако говорить о совместном обучении и воспитании особых детей в нашем городе, к сожалению, — очень преждевременно. Прежде всего, к этому не готово наше общество.

— Я конечно же могу ошибаться, но, по-моему, общество медленно, постепенно становится более терпимым к людям с ограниченными возможностями.

— Да, это так. Общество становится гуманнее. Для примера давайте посмотрим на паралимпийские игры... какой они вызвали общественный резонанс! Вместе с тем, еще есть одна немаловажная деталь: помните, не так давно, в один момент мы стали называть детей-инвалидов — детьми с ограниченными возможностями. Но сегодня все чаще можем услышать о них как об особых детях, подразумевая какие-то отклонения по здоровью. И даже по одной этой тенденции можно с уверенностью говорить о том, что общество становится толерантным. Однако работы в этом направлении предстоит еще очень много. К тому же, согласно официальным данным, на сегодняшний день мы вынуждены говорить о том, что число таких деток растет.

— То есть в России больше рождается больных детей?

— Увы, да. Поверьте, особых детей очень много. Только в одном Подмосковье по статистике таковых 20 процентов. И это — официальная цифра.

— Что именно обсуждали на семинаре? Какие вопросы озвучивались?

— Я очень рад, что на наше приглашение принять участие в конференции откликнулся центр диагностики и консультирования «Шанс», специальная коррекционная школа, Дашковская школа, были гости и из Москвы — специалисты Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина научно-исследовательского института детской онкологии и гематологии. На секции поднимались многие острые вопросы, в том числе психолого-педагогические подходы специального и инклюзивного непрерывного образования, предпосылки перехода на инклюзивное обучение, а также реабилитация детей с особыми нуждами: дети-инвалиды, дети-аутисты, дети с синдромом Дауна. Особое внимание уделялось работе с семьей.

— А можно остановиться более подробно на семье…

— Конечно. Думаю, нет смысла пояснять, каково воспитывать такого ребенка. Мы в Екатеринском институте разрабатываем специальный курс, который поможет как воспитателям, так и педагогам, а самое главное — родителям. Семьям, занимающим активную позицию по отношению к болезни ребенка, необходима в первую очередь информационная поддержка, а также сведения о различного рода медицинских, образовательных и других социальных центрах, занимающихся именно теми нарушениями, которыми страдает ребенок. В зависимости от характера выявленных нарушений, вырабатывается внутрисистемный стиль отношений, поведение семьи в социуме, следовательно, и способ работы специалистов с этой семьей. Вся система помощи должна быть направлена на активное включение семьи и ребенка во взаимодействие с социальной средой. И этот опыт, опыт социального взаимодействия, очень важен для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобретая его, особенные дети начинают ощущать силу, уверенность. Так что, инклюзия начинается с семьи.

— Что же в первую очередь необходимо для достижения положительного результата?

— Прежде всего достучаться до родителей, развить в них потребность в психолого-медико-педагогических знаниях и побудить их использовать. Еще один немаловажный аспект — сформировать адекватное отношение к ребенку с нарушениями развития. Дело в том, что были случаи, когда родители, скорее всего психологически желая оградиться от проблемы, не принимают инвалидность своего ребенка, игнорируя диагнозы и рекомендации врачей. Ну а уже далее — знакомить родителей с методами и приемами эффективного взаимодействия и общения с особым ребенком, а также оптимизировать и гармонизировать детско-родительские отношения.

— Несложно себе представить, какой это громадный труд. И все же, есть надежда, что инклюзивное образование появится в Серпухове?

— Конечно же, инклюзия — право каждого взрослого и ребенка (независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, нарушений и т.п.) участвовать в жизни общества и вносить свой личный вклад. Но если говорить откровенно, Серпухов стоит на предпосылках перехода к инклюзивному образованию. Да, есть профессионалы, есть желание, но здесь нужна и поддержка местных властей, чтобы городская и районная администрации позволили инициировать работу в этом направлении. И эта конференция наша секция, как я уже говорил, показала, что у наших специалистов, психологов, социальных педагогов, воспитателей, есть очень хорошие подходы методики. Все, оказывается, есть. Нужно лишь только объединить эти усилия.

— Может я и не права, но, на мой взгляд, объединение усилий больше нужно для нас — здоровых, крепких, молодых, красивых.., чтобы мы, глядя на людей с ограниченными возможностями, были более терпимы друг к другу. И инклюзивное образование в школах необходимо, прежде всего, для всех детей, чтобы они знали такие понятия, как человечность и терпимость.

— Полностью соглашусь. Что такое инклюзивная школа? Это — показатель отношения общества к детям, испытывающим трудности по здоровью. Инклюзивное образование нужно всем: дети с ограниченными возможностями быстрее будут адаптироваться в современном обществе, а другие дети смогут больше понимать человеческие ценности. Вместе с тем будет оказано прямое влияние и на родителей, и на семьи этих школьников. Мне очень нравится как работает Ирина Юрьевна Габдрахманова — директор школы танцев «Oka-Dance» из Серпуховского района. Она первая в нашем регионе стала работать с колясочниками, ставить вместе с ними танцы. Ее лозунг: «С танцем по жизни и нет барьеров!» — применим ко всем. Это большая не только физическая, но и психологическая работа тренеров-специалистов. Вы только представьте, как нужно подготовить особого ребенка или взрослого инвалида выйти в громадный зал и выступить не публике! При этом ребенок не замыкается в стенах своей квартиры, он выходит в общество. Да, приходится работать, прежде всего с барьерами и стереотипами.

— Но вернемся к секции. Был ли выработан какой-то конкретный план действий на рабочей встречи секции?

— По сути, этой секцией мы впервые всколыхнули общественность Серпухова, призвав специалистов работать с необычными детьми. Да, на сегодняшний день сформирована законодательная база, расширились полномочия педагогов-психологов, но, по сути, на поверхности остался один основной вопрос: куда обратиться за информацией, кто может осуществлять психолого-коррекционный процесс, где можно получить конкретную помощь. Мы пришли к выводу о необходимости создания родительской ассоциации, чтобы именно от родителей шла инициатива по реализации инклюзивного образования, создания так называемой карты доступности, чтобы каждый родитель мог получить всю необходимую информацию. И уже позже ходатайствовать за обучение педагогов дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, выходить на классные часы, рассказывая школьникам об особенных детях, о том, как им с первых дней жизни приходится бороться.

— Это же громадный пласт работы и общества, и государства.

— Да, инклюзивное образование имеет свои большие трудности, потому без административного ресурса, а именно Комитета по образованию, сдвинуться с мертвой точки — невозможно. Нужны законодательные инициативы на местном уровне, чтобы можно было говорить о доступности среды.

— Значит, положа руку на сердце, сегодня в Серпухове и Сепуховском районе, доступная среда для людей с ограниченными возможностями — недоступна?

— Вы знаете, как и в городе, так и в районе мало таких учреждений, куда можно отдать детей с особенностями. Да, у нас прекрасно работает коррекционная школа, детский сад № 26 «Солнышко», центр диагностики и консультирования «Шанс» Центр психолого-медико-социального сопровождения Серпуховского муниципального района (п. Оболенск), но этого — недостаточно. Тем временем мы не можем взять и просто внедрить инклюзию в школу. Нужно проводить пилотные исследования в средних общеобразовательных учреждениях. Готовы ли родители, чтобы в классе с их детьми учился ребенок-инвалид? К сожалению, к этому не все готовы. Хотя, согласно государственной программе развития образования с 2013 по 2020 год инклюзивное образование должно быть внедрено, а программа «Доступная среда», подразумевающая интеграцию таких детей, должна быть реализована до 2015 года.

— Соответственно, в таком случае можно будет с уверенностью говорить о непрерывном образовании людей с ограниченными возможностями?

— Да, и это очень важный аспект. Что за картина на сегодняшний день: какое-то образование дали особому ребенку в детском садике, далее — специфическое образование в специализированной или коррекционной школе. Но выходит ребенок из школы и что дальше? Он теряется. А по любым законам — он полноправный член общества. Потому общество должно сделать все, чтобы воспитать такового.

Инклюзивное образование нуждается в общественной поддержке, поэтому еженедельник «МК» в Серпухове» совестно с филиалом «Национального институтом имени Екатерины Великой» выступает с инициативой объединения всех родителей особых детей и неравнодушных людей, которые готовы разделить чужие трудности. Уже в ближайшее время в социальных сетях журналистами нашего издания будет создана группа «Ручеек» — Серпуховское общественная ассоциация по реализации инклюзивного образования в Серпухове и Серпуховском районе. Помимо этого, раз в месяц на страницах нашей газеты ведущие специалисты региона будут проводить консультирование родителей, рассказывая о том, как сделать жизнь особенных детей интересной, а их будущее — социально адаптированным.

Призываем всех серпуховичей помочь «Ручейку» влиться в большую реку общественной жизни, чтобы наши особенные дети смогли себя ощущать полноценными членами большой городской семьи. Всю подробную информацию вы можете получить в редакции «МК» в Серпухов».

Яна Киблицки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру