«Проблемы на работе? Вас уволили? Муж пьет? Трудный ребенок? Не можете выучить иностранный язык? Боитесь жизни? Приходите к нам ― и мы поможем!» — у сектантов накоплен колоссальный опыт виртуозного привлечения в свои сети новых адептов. Непростая экономическая ситуация в стране, материальные трудности, семейные неурядицы и неуверенность в завтрашнем дне ― все это удобная почва для вербовки в нетрадиционные и псевдорелигиозные течения. Правда, со временем проблемы человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, только усугубляются, превращаясь из банальных трудностей в психические расстройства. Но об этом лидеры новых «религий» предпочитают умалчивать.
— На людей и их психику секты воздействуют точно так же, как наркотики и алкоголь, — комментирует врач-психиатр Алексей Звездин. — За счет мнимого, искусственного благополучия проблемы уходят на второй план, но отнюдь не решаются, а наоборот становятся лишь острее. Точно так же, как ни один алкоголик или наркоман не признает себя таковым, люди, попавшие в секту, не считают, что с ними происходит что-то страшное. Как правило, они остаются там до тех пор, пока у них не закончатся либо деньги и все имущество, либо психическое здоровье.
По оценкам профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Александра Дворкина, в России в секты вовлечено более миллиона человек, и их количество год от года растет. Подобно финансовой пирамиде секта работает только до тех пор, пока есть приток новых людей.
Ситуация с тоталитарными сектами за последнее десятилетие становится более проблемной. «В последнее время журналисты, государственные и общественные структуры обращаются ко мне по этому поводу значительно чаще, чем 10—15 лет назад, — сравнивает Александр Дворкин. — Однако в общем информационном потоке, который за это время тоже многократно возрос, проблема опасности тоталитарных сект тонет. В восприятии обывателя сектанты ассоциируются с уличными приставалами, число которых действительно уменьшилось. Но не потому, что сект и сектантов стало меньше. Просто они перешли к новым формам вербовки, в первую очередь через интернет-форумы и социальные сети».
По словам эксперта, наибольшее количество последователей в России имеет десяток крупных сект. Если говорить о мелких, деятельность которых ограничивается одним регионом или городом, то счет идет на сотни и даже тысячи.«Самое активное и распространенное в масштабах страны ― неопятидесятническое движение. Количество его адептов в России превысило 300 тысяч человек. Для сравнения: это столько же, сколько проживает в таких городах, как Саранск, Мурманск, Вологда или Владикавказ. Второе по численности ― «Свидетели Иеговы», те самые уличные и телефонные приставалы, настойчиво призывающие «поговорить о Боге». Известны они в основном тем, что заставляют своих адептов давать расписку о запрете переливания им и их детям крови, из-за чего по всему миру фиксируются случаи гибели иеговистов. Часто у «свидетелей» возникают психические проблемы из-за чрезмерного давления на них со стороны секты. Адептам запрещено отмечать государственные, религиозные и личные праздники, служить в армии, избирать и быть избранными, петь гимн и любые народные песни, участвовать в соревнованиях, — рассказывает Александр Дворкин. — Также в последнее время существенно возросла активность анастасийцев. Это движение больше напоминает бизнес-проект, нежели секту. Идеологически оно основано на книгах Владимира Пузакова-Мегрэ и расписанных в них идеях гармонизации отношений с природой, отказа от благ современной цивилизации в пользу жизни в экопоселениях, исполнения заветов Анастасии (по всей видимости, вымышленной героини книг Мегрэ). «Анастасийцев» вербовали из числа читателей этих книг. Сначала по баснословным ценам им продавали изделия из кедра, якобы обладающие чудодейственными свойствами, затем адептов убеждали продавать свои городские квартиры и переселяться из городов в экопоселения. Основой процветания лидеров секты становились, судя по всему, доходы от продажи кедровых изделий, недвижимости, от которой отказывались адепты, и земли взамен этой недвижимости».
Руководством к действию для анастасийцев, видимо, стала фраза основателя «Сайентологической церкви» Рона Хаббарда: «Хочешь заработать миллион ― придумай свою религию». Помимо умения мастерски вытягивать деньги из кошельков доверчивых граждан, разрушая их психическое здоровье, о «Сайентологической церкви» говорят как об организации, имеющей тесную связь с ЦРУ и активно занимающейся сбором информации о своих адептах и тех, с кем они общаются. Немногие сегодня помнят о грандиозном скандале 14-летней давности, когда в Гуманитарном центре Хаббарда, Московском центре дианетики и других офисах «Сайентологической церкви» правоохранительные органы обнаружили сотни досье на высокопоставленных чиновников, сотрудников правоохранительных органов и депутатов Госдумы, известных журналистов и священников.
Врач Алексей Звездин, специализирующийся на лечении пострадавших от сект, также указывает на активность восточных сект шиваитской и кришнаитской направленности, которые могут существовать под видом центров изучения восточных единоборств и йоги. В плане же географии наиболее активные секты, по его словам, в Москве и Подмосковье, Поволжье, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
«Мнение, что секты ― это что-то экзотическое, далекое, и их жертвами никогда не станем мы или наши близкие ― увы, очень часто бывает ошибочным. Все мы проживаем в регионе, входящем в группу риска, интегрированы в социум, общаемся со случайными и неслучайными знакомыми, большинство из нас пользуется интернетом», — предостерегает Алексей Звездин.
Многие жители г. Москвы и не предполагают, что живут в одном городе с «богом Кузей». Он же ― 37-летний Андрей Попов, который утверждает, что «был Богом, создавшим Христа» и уже сделал «в восемь раз больше, чем Христос». В 2008 году Попов был батюшкой в одном из московских храмов. Из-за жалоб прихожан его выгналииз церкви, но «Кузя» отчаиваться не стал. Сразу же после этого он, отличный оратор и психолог, представляясь епископом РПЦ владыкой Романом, стал арендовать помещения в столичных вузах и НИИ. Там он читал лекции, основанные на Библии, но со значительными вкраплениями своих идей. А затем и вовсе провозгласил себя богом и создал секту своего имени.
Те, кто сумел выбраться из секты, вспоминают, как их ломали психологически, били за связь с родственниками и внешним миром, принуждали жертвовать своему божеству все свои деньги, имущество и недвижимость. У Татьяны Полченской внучка, попав в секту три года назад, бросила колледж. С тех пор женщина ее не видела. Зато девушку встречали знакомые ― когда она собирала деньги на православных выставках на ВВЦ, в переходах метро и около православных храмов.
«Жертвователям она объясняла, что молиться за них будет некий святой старец, — рассказывает Татьяна. — Девушка говорила, что все деньги передает «богу», и самой ей тратить пожертвования нельзя. Еду и одежду можно и нужно воровать, уповая на «бога», а если не воруешь и тратишь предназначенные «Кузе» деньги, то тебя зверски избивают».
Житель Пушкино Олег Савельев рассказал о Фонде Аркадия Петрова, который давно работает в этом городе и якобы умеет выращивать и регенерировать внутренние и внешние органы человека. Разумеется, за огромную предоплату. Достоверной информации о том, что у кого-то выросла ампутированная рука или почка, найти не удалось, зато в Пушкинском районе говорят о смертельных исходах в фонде Петрова и одном случае тяжкого причинения вреда здоровью ребенка.
Олег Савельев рассказал подробности последнего случая. «Жительница Пушкино Оксана Смирнова вышла замуж за гражданина ФРГ и родила от него девочку. Отец ребенка посчитал, что у трехлетнего ребенка есть проблемы с избыточным весом и обратился за помощью в Фонд Аркадия Петрова, — вспоминает Олег Савельев. — Девочке там внушили, что вместо рук у нее крылья, а в горле у нее сидит лягушка, соответственно брать еду и кушать она никак не может. Мать заметила изменения в психике дочки, на этой почве начались конфликты с мужем. Немец пытался выкрасть документы и вывезти девочку за рубеж. Матери удалось вернуть ребенка, но потребовалось экстренное вмешательство представителя традиционной медицины. Услуги психотерапевта обошлись почти в 300 тысяч рублей, семья распалась, бывший муж вернулся в Германию, но продолжает поддерживать отношения с «целителем» Петровым».
Некоторые из пострадавших уверены, что деструктивные псевдорелигиозные секты являются угрозой, сопоставимой с организационными преступными группировками. Однако отношение к этой проблеме правоохранительных органов, как полагают, остается пока еще легкомысленным. «Правоохранителям достаточно проблематично открыть уголовное дело в отсутствие потерпевших. А пока человек находится в секте, он себя пострадавшим не признает. Если же проводить серьезную операцию с внедрением оперативника в секту, то это потребует много времени, очень больших усилий, а результат будет не таким впечатляющим, как перехват какой-нибудь группы бомбистов», — объясняет юрист Антон Живин.
Еще одна проблема, на которую указывает Живин, ― отсутствие государственного реабилитационного центра для людей, ставших жертвами сект.
В общем, помоги себе сам…«Лучший способ уберечься от секты ― это туда не попадать», — солидарны во мнении эксперты.
Редакция «МК» в Серпухове» обязательно и впредь будет поднимать тему сект в нашем регионе. Считаем необходимым доносить до людей всю полную информацию о подстерегающей опасности. Кроме того, мы еще раз обращаемся ко всем жителям Серпухова, Серпуховского района, Пущино и Протвино. Если вы располагаете какой-либо информацией и подозрениями о деятельности религиозных организаций, групп, просим сообщить об этом в редакцию. По желанию информаторов обещаем сохранять анонимность. Вся проверенная информация официально будет предоставлена сотрудникам прокуратуры для определения законности деятельности и принятия мер прокурорского реагирования.