Технопарк с позитроном вам в помощь

Как в Протвино помогают малому инновационному бизнесу

 На днях Совет депутатов Протвино обсуждал программу комплексного социально-экономического развития наукограда. В ней предполагалось небольшое финансирование из муниципального бюджета для технопарка и технико-внедренческого центра «Позитрон». Эти структуры были созданы для развития инновационного бизнеса, без которого наукограду, конечно, никак нельзя. Корреспондент «МК» в Серпухове» отправилась посмотреть на протвинский технопарк и его обитателей.

 

 

Как в Протвино помогают малому  инновационному бизнесу

 Рано утром прихожу на окраину города, на Победу, дом 2. Это здание известно многим в Протвино — здесь расположен Пенсионный фонд и медицинский центр «Нонет». Меня встретил директор технопарка Сергей Токарев. Человек в городе хорошо знакомый: депутат двух предыдущих созывов, председатель Правления городского Союза промышленников и предпринимателей, представитель уполномоченного по правам человека в Московской области.

— В 2007 году, когда я первый раз пришел сюда, дверь в подъезд не закрывалась, вода с крыши протекала в помещение, а по вечерам в подъезде часто собирались подозрительные личности. Первым делом отремонтировал вход в подъезд, поставил новую дверь и сделал крепкий замок, — Токарев открывает ключом железную дверь, и мы спускаемся в цокольный этаж.

Здесь прохладно и немного влажно — отопление только что включили. В просторном конференц-зале большой стол, плазменный экран, грамоты, дипломы и небольшая выставка личной фототехники. Своего кабинета у директора технопарка нет, работает в уголочке конференц-зала. Зато есть стол с электрочайником. Завариваем кофе.

— А ложечку лучше вытащить из стакана, чтобы не усиливать охлаждение, — советует Токарев, и я понимаю, что спорить с ним нельзя — технарь.

Понятие технопарка начало приживаться в России с конца 90-х годов. Суть этой структуры — собрать под одну крышу малые инновационные предприятия и обеспечить им комфортное развитие, а также помочь бывшим научным сотрудникам и инженерам коммерциализировать свои разработки, наладить собственный бизнес. За организацию технопарка в Протвино взялись фирма «Мобил-Арт», известная тем, что разработала для города официальный сайт — protvino.ru, а также ООО «Протел». И главное: идею поддержала городская администрация, став основным учредителем. Технопарк появился в 2002 году, но, к сожалению, не таким масштабным, как задумывали его создатели. Город выделил ему несколько помещений в здании на Победе: часть третьего этажа и технический этаж — под крышей, где стояли старые вентиляционные установки. Цокольный этаж здания в то время частично занимали кооператоры.

Поскольку денег не было даже на ремонт помещений, то среди первых арендаторов оказались строительные фирмы. Они и привели в порядок технический этаж, за что их до сих пор поминают добрыми словами. Инновационные бизнесы разместились в нескольких комнатах третьего этажа.

Сергей Токарев проработал почти 30 лет в ИФВЭ. Пришел туда радиомонтажником сразу же после школы, потом получил высшее техническое образование, стал инженером, затем руководителем службы на ускорителе. У него было хобби — фотография, он даже председательствовал в фотоклубе Дома ученых. Когда в институте задумали создать группу «Мультимедиа», чтобы вести видеохронику в институте, Токарева уговорили возглавить это подразделение, и он рискнул — ушел туда с насиженного места, потеряв радиационные льготы и длинный отпуск. Во времена перестройки общее финансирование фундаментальной науки сократили, что сказалось и на перспективе всех работников группы. Многие ушли, Сергей Токарев в том числе, стал предпринимателем, потом уехал в Москву, проработал там пять лет и вернулся обратно в Протвино.

Когда в 2007 году тогдашний глава города Владимир Дмитровский начал добиваться статуса наукограда для Протвино, он решил преобразовать работу технопарка, сделать ее более эффективной. Развивать технопарк Дмитровский пригласил Токарева. Новый директор начал свою работу с ремонта и хозяйственной деятельности.

— Директор технопарка должен быть хорошим завхозом, — говорит Сергей Константинович. — Моя задача — чтобы наши арендаторы горя не знали с теплом, услугами ЖКХ, вывозом мусора, ремонтом инженерных коммуникаций. Они здесь меньше платят за аренду, а услуг получают больше, чем при коммерческой аренде.

И технопарк, и инкубатор в одном «флаконе»

В технопарке помогают начинающим предпринимателям оформить бизнес, консультируют, какую форму собственности лучше выбрать, как документы оформить, предоставляют юридический адрес, принимают почту. Находиться в стенах технопарка арендатор может сколько угодно. В этом отличие от бизнес-инкубатора, где малые предприятия располагаются, как правило, от года до трех — столько им отводят, чтобы встать на ноги. Токарев начал привлекать в технопарк инновационные бизнесы, тех, кто разрабатывает и создает свое, пусть небольшое, но наукоемкое производство. Так что строителей, обживавших когда-то технический этаж, постепенно сменили инженеры и дизайнеры.

— Здесь инноваторам комфортнее, они «варятся» в среде таких же, как они, — поясняет директор. — В таких условиях между ними происходит постоянный обмен идеями и информацией, необходимой и полезной для развития этого рода бизнеса.

В 2008 году Протвино получил статус наукограда, а с ним и бюджетное финансирование. С первого же транша на развитие технопарка выделили деньги, планировали отремонтировать для его развития тот самый цокольный этаж, в котором когда-то работали кооператоры, но возникла проблема. Оказалось, что получить его технопарк, оформленный как некоммерческое партнерство, не может. Администрации города пришлось создать муниципальное бюджетное учреждение — «Технико-внедренческий центр «Позитрон», назначив его директором Сергея Токарева. Руководство технопарком он продолжил по совместительству, ведь задачи обеих структур одинаковы. Поскольку «Позитрон», в отличие от технопарка, получал бюджетные средства, он смог выполнять функции бизнес-инкубатора, правда, в ограниченном объеме.

Первым «желторотым птенцом» бизнес-инкубатора стала фирма, созданная студентами и преподавателями из университета «Дубна» — ООО «Системы автоматизации». Молодые ученые разработали и изготовили универсальные контроллеры, а вот их сбыт найти не смогли. Пытались получить финансовую поддержку в Фонде Бортника, но безуспешно. Несмотря на прекрасные условия, созданные в инкубаторе — бесплатная аренда, мебель, оборудование, интернет, телефон — отсутствие оплаченных заказов на их изделия привели к закрытию предприятия.

— Вот и получается, что инкубироваться почти никто не спешит, и это понятно. Многие хорошие разработчики плохо понимают, что такое бизнес. Они думают, раз есть идея, то стоит ее реализовать — и дело сделано, а о том, что свой продукт еще надо продать, забывают. Другими словами, они заранее не просчитывают, будет ли их продукция иметь спрос на рынке или нет. В любой фирме нужны те, кто хорошо умеет продавать, — пояснил Токарев.

Технопарк, Позитрон и их обитатели

Сергей Константинович приглашает меня заглянуть к арендаторам-инноваторам. По пути он объясняет, что маленькие высокотехнологичные предприятия не могут выиграть сами ни один серьезный тендер. Их обычно выигрывают крупные компании, которые затем нанимают мелкие предприятия как субподрядчиков. Проблема и в том, что тендеры, как правило, идут на крупные поставки, объмы которых малым фирмам не по плечу. Проблему создают и участники-спойлеры, сбивающие на аукционах суммы госконтрактов. Все об этом знают, жалуются, но явление по-прежнему существует.

— Проблема и в том, что маленькие производители не известны в области и столице, им трудно заключать контракты с крупными заказчиками, имеющими потребность в новых разработках. Я давно пытаюсь организовать через комитет по предпринимательству Мособлдумы нечто вроде рекомендательного реестра малых инновационных фирм, чтобы крупные заказчики в поисках мелких подрядчиков в первую очередь обращались именно к ним, — рассказывает Токарев. — Чтобы деньги после такой кооперации оставались в Московской области, развивая малый инновационный бизнес.

Мы стучимся в офис фирмы Infospice. Молодые ребята отрываются от компьютеров и приветливо предлагают чай. Они делают сайты для крупных, высоконагруженных интернет-магазинов и корпоративные порталы для серьезных компаний. В числе их клиентов даже Samsung.

Рядом обитает ИФТИ — Институт физико-технической информатики, организованный известным ученым Станиславом Клименко. Компания производит системы виртуального окружения — компьютерную графику, 3D-фильмы и модели. Следующий арендатор — фирма «Протландия», работающая в информационном бизнесе. В 2014 году они издали новый телефонный справочник предприятий города Протвино. Один из интересных проектов — развитие системы скидочных карточек «Пеликан». Они охватили своими карточками несколько сотен магазинов в нашем регионе, идея достаточно инновационная, но пока бизнес идет без больших прибылей.

Все в порядке с бизнесом и в соседней комнате — здесь сидит интернет-провайдер «Бестлайн». Веселые парни кратко рассказали мне, что фирма началась с цифровой АТС, которая быстро решила в городе проблему с телефонией, а затем занялась интернетом. Сейчас бизнес настолько разросся, что нуждается в собственном здании, которое по планам должны возвести на Центральном проезде, у дома 5. Но поскольку стройка началась сразу после выборов 14 сентября, экологические активисты заподозрили в ней неладное и занесли ее в список сомнительных объектов («МК» в Серпухове» писал об этом «Пока власти нет», № 42 от 15 октября).

Мы заходим в гости к фирме «Автоматика». Ее основал Владимир Попов. Как большинство протвинских инноваторов — выходец из ИФВЭ. Предприятие разрабатывает и изготавливает под заказ автоматизированные устройства для транспорта, инфотабло, источники питания, автоматику щитов вентиляции и кондиционирования. Их приборы работают и в московском метро, и в серпуховской автоколонне.

— В технопарке мы почти семь лет, для нас здесь хорошие условия, — первым делом заявляет мне Владимир Васильевич. А все началось в 1992-м. Основал фирму, начал сотрудничать с ИФВЭ и до сих пор продолжает поставлять им под заказ импульсные источники питания.

— Почему вы ютитесь в одном помещении? Сами собираете приборы? — спрашиваю я, оглядывая заваленную аппаратурой комнату. По моим, может быть несколько наивным представлениям, люди, которые могут автоматизировать транспортные системы, должны работать в крутых офисах и ездить на лимузинах.

— Наше производство несерийное, мы выпускаем нестандартные приборы, под конкретного заказчика. Это недешевая продукция, каждый заказ выполняем неделями, каждый прибор разрабатываем с нуля. Отсюда низкая оборачиваемость средств. Мы не можем конкурировать с китайскими товарами, но то, чего нет у них — можно заказать у нас, — Попов подробно объясняет мне, с какими трудностями сталкивается его бизнес.

По его словам, система закупок и налогообложение рассчитаны на крупный бизнес, а для мелких производителей, где часто заняты от одного до трех человек, системы не отработаны. Например, для малых предприятий специально сделали упрощенное налогообложение, но «Автоматика» им не пользуется, потому что ее заказчики — крупные предприятия, которые платят НДС и не хотят работать с теми, кто на «упрощенке». Вот и приходится отказываться от налоговых льгот, чтобы не терять заказы. Другая проблема кроется в конкуренции с иностранной продукцией, которую такое маленькое производство не выдерживает. Они не могут тягаться с китайской, европейской продукцией, и даже с товарами из стран Таможенного союза, которые собирают устройства из китайских деталей и продают дешевле.

— Мы посчитали, что стоимость деталей для источника питания нам в России обходится дороже, чем покупка готового китайского изделия. Сейчас много говорят об импортозамещении, вот и надо свои бизнесы поощрять. Может быть с помощью списков или как-то еще, — говорит Владимир Васильевич.

Дальше идем знакомиться с «КБ Тезар». Его владельцы — супруги Плотниковы, еще в 1995 году стали работать как выездная лаборатория балашихинского «Криогенмаша» — крупного завода по производству технических газов и оборудования по их разделению, основанного еще Петром Капицей. Плотниковы занимались автоматизацией виброконтроллеров, роторных машиносистем, турбодетандеров на предприятиях нефтегазовой и машиностроительной отраслей. В 1999 году открыли собственную фирму. Жили очень хорошо, работая на субподряде у «Криогенмаша», но вмешался кризис 2008 года. Заказчики перестали платить, годовой оборот упал на порядок, большую часть сотрудников пришлось вывести за штат.

Плотниковы стали искать заказы напрямую, у тех, с кем раньше работали. Кому-то модернизируют систему, кому-то допоставляют оборудование.

— Мы разрабатываем электронику сами, нам за державу не обидно, — Александр Плотников показывает мне карту на стене, где флажками отмечены города и страны, где работает их оборудование: Казахстан, Узбекистан, Белоруссия, Украина. — Наши датчики работают в Индии и даже Китае. Когда-то «Криогенмаш» поставил китайцам оборудование, а те быстренько его скопировали и теперь сами делают.

А тут «КБ Тезар» столкнулось еще с одной большой проблемой: подошел срок обновлять сертификаты на изделия. Для информации — один сертификат стоит 300 тысяч рублей, но получить документ нужно на каждый тип приборов. Однако, чтобы заработать на один сертификат, Плотниковым нужно продать 10-15 своих приборов. Сейчас они продают примерно десять — в год.

Удивляет и стоимость сертификации: что же входит в эти триста тысяч, если всю документацию разработчики готовят сами? Вопрос, наверное, риторический, потому, как пояснили Плотниковы, если раньше сертификаты им выдавали всего две организации, и они были известными — ВНИИМС и Ростест, то сейчас развелось множество сертификационных контор. Казалось бы, конкуренция должна снизить цены, но нет — обратный эффект.

— По сути, они грабят небольшие фирмы, которые что-то производят, — грустно замечает Александр. — Крупные западные интервенты сертифицируют без проблем все, что хотят. Например, «SIEMENS» — их оборудование в любой котельной, хотя российские фирмы сделали бы не хуже.

Мы возвращаемся в конференц-зал, и Токарев продолжает рассуждать о том, какие преимущества технопарк дает городу Протвино. По его мнению, это не только поддержка существующего малого инновационного бизнеса, но и возможность самореализации для бывших сотрудников института и других предприятий города, которые приняли решение начать свое дело. Не говоря уже о том, что структуры поддержки малого предпринимательства необходимы для сохранения статуса наукограда в будущем. Помогать, конечно, нужно всем предпринимателям, считает директор технопарка, но малому инновационному бизнесу со стороны государства и муниципалитетов нужно уделять гораздо большее внимание. Высокотехнологичные производства в России есть и развиваются, они способны конкурировать в этой сфере с Западом, и это обнадеживает.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру