Администрация отобрала у серпуховички огород

Почему Анна Беховская не может приватизировать участок рядом с домом на Ворошилова, 80.

 Еще пять лет назад в центре Серпухова, у площади Революции, ни одному самостоятельному предпринимателю ничего бы не дали построить. Но времена изменились, и два товарища, Анатолий Чепоров и Александр Милюшко, возвели на улице Ворошилова торговый комплекс «Гермес». Дела пошли в гору, и бизнесмены решили прикупить еще земли у хозяйки соседнего дома, чтобы расшириться, но не тут-то было. На их пути грудью встали чиновники города, причастные к недвижимости.

Почему Анна Беховская не может приватизировать участок рядом с домом на Ворошилова, 80.
Бывший Краснопартизанский переулок теперь в аренде у "Корстона". Шлагбаум закрыл выезд из ворот дома № 80. Фото: Татьяны Пичугиной

 Два года назад «МК» в Серпухове» рассказывал в статье «Гермес отдыхает» о злоключениях предпринимателей — Чепорова и Милюшко, которые решили построить торговый центр на Ворошилова, 82, рядом с “Корстоном”. Бизнесмены судились с администрацией почти два года, чтобы ввести в эксплуатацию уже построенное здание — их гоняли по кругу, требовали горы документов и согласований, которые потом не хотели принимать. Тогда все закончилось хорошо. Благодаря вмешательству главы города Павла Залесова дело закончилось мировым соглашением, подписанным в сентябре 2014 года. Бизнесмены стали принимать арендаторов, а жители получили еще одно удобное место для шопинга в центре города — ТК «Гермес».

Предприниматели довольны: им прибыль, а городу налоги и 40 рабочих мест. Дела идут хорошо, место проходное, козырное, и самое время расширять бизнес. Вот и задумали Чепоров с Милюшко построить рядом с “Гермесом” еще одно здание — фитнес-центр. Торговых площадок в городе в избытке, а спортивное направление сейчас очень востребовано, ведь многие серпуховичи следят за собой, заботятся о своем здоровье, особенно молодежь. И место рядом нашлось — четыре сотки позади дома № 80 по Ворошилова. Хозяйка Анна Беховская не против продать часть земли — все равно на обработку всего участка сил уже нет, а у детей нет времени грядки окучивать. Да вот беда — женщина уже три года не может приватизировать землю своего собственного огорода.

Следите за руками

Беховские владеют домом № 80 по Ворошилова, бывшей Вокзальной, с 1885 года, что подтверждают документы — план дома и участка, сохранившиеся аж с 1908 и 1927 годов. Анна Ильинична живет здесь с 1960-х, когда вышла замуж. После смерти супруга дом и участок достались ей по наследству. На плане в составе участка указан сад — 572 кв.м. Те самые сотки, которые Анна Беховская хотела бы продать.

В советское время в доме Беховских жили две родственные семьи, и когда уже после перестройки они окончательно разделились, Анна Беховская начала потихоньку приводить документы на недвижимость в порядок. Дом с участком перевела в собственность в 1992 году, а сад не успела — не было доверенности от родственников, которые владели долей. Только после смерти супруга несколько лет назад Анна Ильинична снова принялась за приватизацию сада: уладила вопрос с родственниками и стала выправлять документы.

Что с землей происходит что-то неладное, Беховская поняла, когда после геодезической съемки ее послали согласовывать схему размещения участка в “Водоканал”. Зачем, недоумевала она. Оказалось, что ее земля попала в охранную зону водозабора, устроенного для обеспечения водой «Корстона».

В «Водоканале» ей сообщили, что забор нужно перенести на пять метров, чтобы отступить от охранной зоны. Но забор Беховских стоит здесь с 1885 года. С какой стати его переносить? Да, и строителям «Корстона» он не помешал, иначе еще в проекте было бы ясно, что он попадет в охранную зону их скважины. Беховская попросила в администрации дать ей официальный отказ в приватизации участка из-за охранной зоны водозабора. Но там дали задний ход.

И вот все согласования получены, в администрацию подано заявление на приватизацию. Как же удивилась Анна Ильинична, когда ей ответили, что оформить право собственности невозможно — ее земля находится в зоне Ц-2, на которой индивидуальная застройка не предусмотрена градостроительным регламентом города. Зона Ц-2 предназначена только под строительство многофункциональных комплексов. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Когда территория сада у жилого дома перешла из зоны Ж в Ц-2, Анна Беховская не знает. О смене зоны, на которой находятся ее собственный огород и сад, женщину никто не уведомлял, и согласия ее никто не спрашивал.

Пинг-понг с администрацией

Началась двухлетняя переписка с чиновниками. Первым на запрос Беховской откликнулся Александр Балахчи, тогда еще председатель комитета по управлению имуществом города. В письме от 29 ноября 2013 года он сообщил, что запрашиваемый участок находится в зоне Ц-2, вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома» там не предусмотрен, и услужливо предложил направить заявление в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории Серпухова с просьбой изменить зону застройки.

Анна Ильинична предложению последовала. И получила «отказ по существу заявления». В ответе от 13 января 2014 года председатель комиссии Альберт Колотовкин сообщил причину отказа: дело в том, что в соответствие с правилами землепользования, территория, на которой расположен дом Беховской, рассматривается как зона развития с перспективой строительства многофункциональных комплексов. Логика поразительна: зону Ц-2 нельзя изменить, потому что она рассматривается как зона Ц-2. В полученном через несколько дней кадастровом паспорте участка, в графе «Разрешенное использование» стоял прочерк.

Анна Ильинична поняла, что чиновники водят ее за нос, но все же она решила уточнить (мало ли, вдруг Колотовкин ошибся?) и вместе с детьми написала запросы начальнице управления архитектуры и строительства Е.Н. Левиной и и.о. председателя комитета по управлению имуществом города И.В. Мартьяновой, которая сменила ушедшего на повышение Балахчи. Как несложно догадаться, оба ответа (декабрь 2014 и январь 2015 года) содержали одинаковый текст, который Беховская знает уже наизусть — что ее земля находится в зоне Ц-2.

Ворошилова, 80

Анатолий Чепоров познакомился с Анной Беховской, когда строил “Гермес”. Будучи человеком военным, он привык к порядку, и увидев у соседки покосившуюся теплицу в огороде, помог поставить новую, обустроил ей двор. А узнав о проблемах с землей, предложил помочь и в этом вопросе, а после выкупить участок. Опыта ему не занимать, отстаивая у администрации «Гермес», Чепоров прошел огонь, воду и медные трубы. В процессе получил еще несколько образований — юридическое, экономическое и по профилю муниципального управления. Все ради того, чтобы решать проблемы в легальном поле, а не так, как принято в Серпухове — по-понятиям. Чепоров и привел меня в гости на Ворошилова, 80.

...За воротами обычный деревенский двор: маленькая дорожка вдоль дома, крыльцо, теплица и за домом длинный участок, огороженный невысоким забором. Позади нависает громада недостроенных многоэтажных гаражей “Корстона”, справа — небоскреб с элитными квартирами. Это соседство Беховскую не смущает, хотя и причинило изрядные неудобства. А дело снова в заборе — справа от участка он граничит с Краснопожарным переулком, который раньше вел от Ворошилова к рынку. Только переулка теперь нет, потому что муниципалитет сдал его в аренду владельцам многофункционального центра, и те устроили из него выезд со стоянки “Корстона”. Поставили там шлагбаум и закрыли ворота в заборе Беховской. Не говоря уже о том, что шлагбаум расположен в одном метре от ее окон, а по нормам нужно не менее трех метров. Невежливо, в общем, поступили соседи. Но хозяйка не стала из-за этого устраивать сканадал — нервы дороже.

— С сильным не борись, с богатым не судись, — напомнила мне Анна Ильинична народную поговорку.

Да и ворота ей, в принципе, не нужны — на машине она не ездит.

Анна Ильинична угостила меня чаем с конфетами и рассказала, что детство она провела в бараке за вокзалом. Потом матери дали квартиру, а потом она вышла замуж, и уже 53 года как живет на Ворошилова, 80. Долго не могла привыкнуть — ни воды, ни канализации. Когда стали строить многоэтажки в начале 1970-х, ей очень хотелось туда. Она даже мечтала, чтобы дом снесли, а им дали современное жилье. Но на очередь на заводе, где она работала мастером, ее не ставили, потому что у мужа была собственность. Постепенно привыкла, а когда провели воду, канализацию, построили кухню, то совсем другое дело стало. Свой огород под боком, где растет все, что нужно для семьи. Рядом рынок — там Анна Ильинична торговала цветами.

— Мне ни шум, ни музыка не мешают. Меня все устраивает. Я хочу здесь дожить, в этом доме. Никуда переезжать не буду. Вот забор подправлю — он летом виноградом зарастает, очень красиво. — Анна Ильинична показывает увитый лозами забор, где ворота не открываются из-за шлагбаума.

А четыре сотки она хотела бы продать, строить на них она ничего не собирается. Но как, если приватизировать не дают.

— Может земля нужна “Корстону”? — спрашиваю я.

— Да что они на четырех сотках построят? Еще один торговый центр туда не влезет, — удивляется Анна Ильинична.

Это покажется странным, но несмотря на прекрасное расположение места — людное, доходное — никто особо и не просил местных домовладельцев о продаже. Лет десять назад, вспоминает Беховская, приходили люди, которые искали землю под строительство “Макдональдса”. Поспрашивали, выяснили, что в домах проживают по нескольку семей, а значит, расселять дорого, и уехали. Пару лет назад тоже кто-то спрашивал, не продают ли, но серьезных предложений не делали. От “Корстона” предложений о покупке участка тоже не было.

Анна Ильинична собирается уходить, сегодня у нее встреча с главой города по поводу приватизации земли. Она берет документы, и мы выходим на улицу.

— Когда Ворошилова расширяли, то у всех домов зеленую зону сократили. У некоторых вообще ее отрезали, а у меня остался газончик.Тогда Залесов еще депутатом был, помог отстоять зеленые зоны у домов.

Беховская показывает мне клумбу перед домов. Это ее гордость.

— Какие у меня здесь цветы, как красиво цветут, — говорит она и снова вспоминает градоначальника. — Все-таки он хозяин. Посмотрите, как при нем Советскую в порядок привели, Комсомольский парк, везде детские площадки поставили.

Я позвонила ей на другой день, узнать, чем закончилась встреча с Залесовым.

— Минут десять нам уделил. Выслушал, попросил оставить документы, чтобы изучить. Никакой информации я не получила, а официального ответа месяц ждать, — ответила Анна Ильинична.

Я вспомнила ее поговорку: «С сильным не борись, с богатым не судись». Хороший принцип, пока тебя не припрут к стенке. А дальше останется идти в суд, и учитывая обстоятельства, оттяпать сад Беховской у администрации не выйдет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 8 апреля 2015

Заголовок в газете: Когда земля уходит из под носа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру