Как горе-садовники издеваются над зелеными насаждениями в Пущино

Корреспондент "МК" в Серпухове" прогулялась по городу с геоботаником

 Сотрудники городского МУП «Благоустройство» в Пущино решили подровнять крону деревьев во дворе микрорайона «В», в результате от 14 полувековых лип остались пеньки. Потом прошлись газонокосилкой по кустам роз — чтобы омолодить. В другой раз озеленителям пришло в голову убрать сорняк — клен американский, и видимо, не сумев его опознать, срубили сортовую сирень. Парадоксально, но в наукограде биологов не умеют ухаживать за зелеными насаждениями. Корреспондент «МК в Серпухове» прогулялась по Пущино вместе с геоботаником Галиной Левицкой и узнала, что не так делают «парикмахеры деревьев».

Корреспондент "МК" в Серпухове" прогулялась по городу с геоботаником
Обрезананя 50-летняя липа. Фото: Татьяны Пичугиной

 Мы идем с Галиной Левицкой по центральному проспекту Науки, и она рассказывает, как при строительстве Пущино жители сами занимались озеленением. Ведь на этом месте была Лысая гора — высокое голое место, которое выбрали для радиоастрономической обсерватории. Саженцы брали в Ботаническом саду МГУ и Главном ботаническом саду АН СССР. В городе растут более ста разных видов деревьев и кустарников. Здесь и азиатские, и американские, и европейские виды, за которыми раньше замечательно ухаживали. Но с приходом новой администрации пять лет назад отношение к зеленым насаждениям изменилось — чиновникам стало на них наплевать.

Перед входом в торговый центр я вижу здоровенный пень, торчащий посреди асфальта. Еще недавно здесь росла трехствольная береза, посаженная одной из первых в городе. Это был символ Пущино, у которого назначали свидания. Так и говорили — встречаемся «у трех берез». Четыре года назад прошлый владелец магазина депутат Дмитрий Киселев зацементировал историческую березу со всех сторон. Левицкая работала в то время в городской комиссии по экологии, а Киселев председательствовал в комиссии по благоустройству.

— Я объяснила депутату, что дерево медленно умрет. Так и вышло, через два года оно высохло, и его срубили, — пояснила Галина Евгеньевна.

Неправильный уход за деревьями

Мы приходим в микрорайон «В», во внутренний двор домов 13, 14 и 15. Там торчат черные стволы, на земле валяются обрубленные верхушки. Впечатление гнетущее, настоящий двор ужасов. А ведь до 19 марта, пока сюда не пришли озеленители, во дворе росли высокие полувековые липы.

— Как геоботаник, я считаю, что это пень, — восклицает Левицкая, показывая на пятиметровый черный столб без единого сучка.

Липа живет около двухсот лет, и крону ей начинают формировать рано — в 10-15-летнем возрасте. Все эти обрубленные 50-летние липы погибнут. В доказательство Левицкая подводит меня к дереву, у которого пару лет назад обрезали крону. Корявый покосившейся ствол облюбовали желтые грибы — признак смерти. Деревья с плодовыми телами грибов сразу нужно убирать из города и парков, чтобы не заразить другие деревья. Но в Пущино больные растения стоят. Стоят и рябины, которым тоже полсотни лет, и срок их вышел. И такого же возраста тополя, которые тоже пора заменять.

Когда активисты-экологи обратились в администрацию с вопросом, зачем обрубили здоровые средневозрастные липы, им ответили, что двор благоустроили по просьбе жителей, мол, липы угрожали домам. Но расстояние от лип до домов — более 15 метров, никакой угрозы деревья не представляли. Достаточно было обрезать у них нижние ветви, чтобы убрать от проводов.

Рядом с липами замечательно себя чувствует подрост клена американского. А ведь это сорняк, и его нужно выкорчевывать, поясняет мне Галина. Или спиливать, затравливая спилы специальным веществом. Но озеленители либо не трогают сорняки, либо спилив, оставляют пеньки, из которых весной пойдут побеги. А заодно с сорняками спиливают и прекрасный многоствольный боярышник.

Газоны и кустарники

Кустарнику в городе совсем плохо — его стригут под корень, без церемоний. А ведь он защищает город от выхлопных газов, пыли, шума. Мы идем по местному пешеходному «Арбату», протянувшемуся в глубине города вдоль Оки, и смотрим барбарис, который мучается в плену клена американского. Оба острижены. Потому что у дворников (назвать их садовниками язык не поворачивается) в руках один инструмент — бензопила. В итоге ослабленный «стрижкой» барбарис растет плохо, а клен заглушает его.

— Чтобы обработать правильно куст, нужно полчаса-час, а колючий — дольше, — дотошно объясняет мне Левицкая тонкости ухода за растениями.

Но куда там. Сотрудникам МУП «Благоустройство» проще скосить все под корень, что в общем-то не удивительно, если разобраться. На озеленении трудятся обычные работяги без специальных знаний. Утром они убирали двор, а вечером их послали стричь газоны и формировать крону. Делать они не умеют ни первое, ни второе, а учить и контролировать их тоже некому. Вот и получаются лысые газоны и пеньки по всему городу.

Газоны недопустимо косить часто, особенно бензокосилкой. А в центре Пущино косить их начинают в мае и проходятся по ним несколько раз за сезон. В итоге многовидовые красочные окские луга на городских газонах практически извели.

Мы спускаемся по микрорайону «В» к оврагу.

— Не смотрите, что замусорен, — говорит мой экскурсовод, — это памятник природы областного значения.

В овраге прекрасно сохранился дубравный травяной покров, первоцветы. Вместо того, чтобы убрать мусор и установить информационные аншлаги по границе, администрация устроила 3 парковки рядом с оврагом, строители вырубили несколько десятков деревьев и кустарников, которые сажали жители ближайших домов, в том числе единственный в Пущино роскошный экземпляр скумпии средиземноморской. Одна из парковок вплотную примыкает к границе памятника, залезая в буферную зону.

Бульвар Болотова

По пути на бульвар им. А.Т. Болотова Галина рассказывает, что в Пущино давно не проводили инвентаризацию зеленых насаждений и не разрабатывали перспективного плана озеленения. В 1980-х в городе работала лаборатория охраны природы кафедры высших растений биофака МГУ. Создавая программу «Экополис», ее сотрудники провели много исследований, составили геоботаническую карту города. Но все это устарело.

Бульвар Болотова — это не только часть экологического каркаса Пущино, но и красивейшее место в городе, в архитектуре которого использовали рельеф местности. Его каскады спускаются от проспекта Науки к «Арбату». На бульваре росли 18 видов деревьев и 14 видов кустарников. Теперь разнообразия поубавилось. Например, кусты сирени пару раз «омолодили», то есть выкосили под корень, и они погибли. Левицкая поясняет:

— Омоложение — это когда убирают старые ветки в 2-3 приема. Сначала отсекают половину старых веток, через год еще часть. Куст пускает побеги, а корневая система их питает. Если вырубить все ветви сразу, то весной отрастут новые, но корневая система истощится. Если на другой год снова вырубить молодь, то на побеги у корней уже не будет сил, и куст погибнет.

Так погубили кусты сирени, спиреи нескольких видов. Пузыреплодник и рябинолистник пока выжили.

Посмотрев на разоренный газон, заваленный обрубками розового куста, мы подходим к парковкам по краю бульвара. Их проект представили на комиссию по экологии Совета депутатов в 2013 году, и ее члены выразили категорический протест. Но осенью парковки начали строить. Экологи подняли шум. Глава города (в прошлом ученый-биолог) признал, что бульвар надо бы сохранить. Строительство парковок остановили, но через год возобновили. Когда экскаватор дошел до полувековых лиственниц, Галина Левицкая не выдержала и встала под ковш. Два дня она провела на стройплощадке, пытаясь остановить уничтожение деревьев. Обманом ее увезли в полицию, сказав, что дана команда приостановить работы, а тем временем угробили два десятка деревьев, в том числе 15 лиственниц.

Лиственницы очень трудно вырастить в городе, потому что они очень светолюбивы и неустойчивы к загрязнению почвы и воздуха. Но если они прижились, то растут лет 800. Корневая система лиственниц поверхностная, она располагается в верхнем 20-сантиметровом слое почвы, и когда экскаватор вынимал грунт в 1 м от деревьев на глубину 50 см, ковшом обрубал почти половину корневой системы каждого дерева.

Потом экскаватор заменили на бульдозер, который отрывал корни от основания. Кустарники выкорчевали экскаватором, через несколько дней принялись закапывать в другом месте. Левицкая просила прекратить издевательство, ведь закапывая уже погубленные кусты, могли повредить корни аллеи туи, росшей рядом. Ее не послушали. На результат усилий строителей больно смотреть — врезанный в бульвар асфальт в метре от деревьев, на огрызке газона торчат сухие кусты, бамперы машин упираются в деревья. Пожалуйста, жители, гуляйте, нюхайте выхлопные газы, любуйтесь на сплошной ряд машин вдоль всего бульвара.

Сохранившиеся лиственницы рядом с парковками остаются в опасности. Если будет два сухих года подряд, они погибнут, потому что их корневая система наполовину уничтожена. Еще одним негативным фактором служат выхлопы машин на парковках, поскольку в отличие от туи, как и другие хвойные, лиственница чувствительна к загрязнениям почвы и воздуха.

— Из-за машин уничтожили красивейший бульвар, — сетует Левицкая.

Она написала запрос в Госадмтехнадзор и областное правительство по поводу парковок на бульваре. В ответах сказано, что комиссия по экологии дала положительное заключение и что земляные работы у домов № 23-24 не велись, деревья и кустарники не повреждены. Но это неправда, уверяет Галина Евгеньевна и показывает мне фотографии работающих на бульваре экскаватора, бульдозера, деревьев с оборванными корнями, выкорчеванных кустарников.

И еще любопытная деталь из ответа от 13.11.2014: в городе сейчас 3,4 тысячи машиномест, а потребность — 8,8. В общем, держись Пущино. Закатают в асфальт, и будет «город для машин, а не для людей», как выразилась геоботаник. И это при том, что маленький город очень хорошо обеспечен гаражами, но 90% из них не используются по назначению.

Зеленая зона

Между институтами ПНЦ РАН и жилыми района в Пущино тянется широкий парк, называемый «Зеленой зоной», — это санитарная полоса, предназначенная для защиты города от возможных вредных факторов. Помимо деревьев здесь растут кустарники — это так называемая реприза, обязательный элемент парков. В кустарниках обитают птицы. Не будет кустарников, не будет пернатых, а без них разведутся вредные насекомые, уничтожающие деревья. Что и произошло в Пущино.

Кустарники в Зеленой зоне уже несколько лет подвергаются варварскому обращению, в итоге птиц стало меньше, и от насекомых страдают деревья. Уже засохли ясени, в критическом состоянии каштаны. В прошлом году вырубили куртину кустарниковой лапчатки, в этом одновременно с чисткой от сорного клена американского вырубили больше ста кустов свидины, жимолости татарской, ирги, пузыреплодника, клена приречного, снежноягодника, роз нескольких сортов. Такому же «уходу» подвергся и Парк Победы — вместе с самосевом клена вырубили ряд декоративных кустарников, в том числе удивительно красивый экзот — клен-малина. Зато теперь работникам МУП «Благоустройство» легко убирать мусор и косить траву тракторной косилкой.

— Не хотят работать руками и предпочитают делать то, что проще, выгоднее и создает видимость работы, — горько констатирует Галина.

Мы прощаемся в Зеленой зоне, напротив бывшей столовой, где теперь размещается производство печенья. Крепкий аромат искусственной ванили тянется оттуда на весь город, и никакая лесопарковая полоса не в силах от него защитить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 15 апреля 2015

Заголовок в газете: Ужасы благоустройства

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру