В Пущино закошмарили местных фермеров

Их выгоняют и с улицы рядом с рынком

 Мелким сельхозпредпринимателям в Пущино не разрешают торговать на открытой площадке муниципального рынка. Их выгоняют и с улицы рядом с рынком. Торговцев рассадой и ранними овощами буквально терроризируют: грозят штрафами, вызывают полицию. Но в городе нет сельхозрынка, нет и специально оборудованных мест для уличной торговли. Торговать негде, а закрывать свой сезонный бизнес люди не хотят.

Их выгоняют и с улицы рядом с рынком
Торговцы рассадой в Пущино вынуждены ютиться на тротуаре. Фото: Татьяна Пичугина

 Человек десять предпринимателей пришли на заседание Совета депутатов Пущино 21 мая. Они требовали разрешить им торговать рассадой на уличной площадке муниципального рынка или рядом с ним. Один из совладельцев ООО «Раритет», управляющий муниципальным рынком города, Александр Донских, выгнал фермеров со своей территории, как только пришла весна. Хотя до этого два года они там торговали и платили ему деньги за аренду. Торговцы расположились на тротуаре рядом с рынком, но и оттуда их погнали. Одна ретивая сотрудница торгового отдела администрации по имени Надежда Николаевна даже вызвала полицию.

— Стыд какой! Милицию вызвала. Люди сочувствуют, возмущаются, — рассказывает предприниматель Любовь Радько.

Ее сын занимается фермерством в соседней деревне Аладьино. Весной они выращивают рассаду на продажу — помидоры, цветы. В растения вложены средства, труд, а продавать негде.

За фермеров вступился депутат Анатолий Афанаскин и предложил направить от депутатов письмо к Донских с просьбой организовать места для торговли сельхозпродукцией. Чтобы люди могли с дач и огородов продавать зелень, овощи.

— Владимир Путин говорит об импортозамещении, а наши бабули стоят у тополей. Стыдно смотреть на это. Есть рынок, а им там торговать не разрешают, — сказал Афанаскин.

— Мой муж выращивает в Астраханской области арбузы. Он их летом привезет, и где мне ими торговать? — спросила молодая женщина.

— Я разговаривала с Донских, он сказал, мол, идите к Савинцеву, он все решит, — заметила одна из посетительниц — Татьяна Полякова.

— Почему в Москве разрешена торговля на улице, а у нас нет? — возмутилась фермер Светлана Смирнова.

Депутаты покивали, глава города Иван Савинцев заверил фермеров, что он на их стороне и попросил неделю подумать. Но как решить проблему, не нарушив федеральный закон?

Уличная торговля запрещена

Федеральный закон N 271-ФЗ «О розничных рынках», вышедший два года назад, запретил любую торговлю вне специально отведенных мест. Так власти боролись с уличной хаотичной торговлей, с теми самыми бабушками, которые вечно стояли на тротуарах во всех городах страны, продавая всякую снедь. Теперь торговать укропом и редиской с собственного огорода можно только на сельскохозяйственных рынках, на ярмарках или на специально оборудованных для фермерской продукции площадках. В Пущино таких мест нет. Владельцы единственного муниципального рынка на улице Строителей не позаботились о создании таких мест, и видимо, не получили соответствующие разрешения.

Совет депутатов, в полномочиях которого издать законодательный акт о местах торговли сельхозпродукцией, тоже не предпринял заранее мер. В итоге мелкие фермеры в Пущино в разгар сезона в 2015 году остались без какой-либо возможности реализовать свою продукцию, а жители наукограда — покупать рассаду и овощи, выращенные местными производителями.

Выступая на Совете депутатов, и.о. руководителя администрации Юлия Фомина никакого снисхождения к фермерам не проявила. Она напомнила, что закон запрещает торговлю вне капитальных зданий. Два года подряд администрация закрывала на это глаза, и разрешала людям торговать на площадке перед рынком. Но теперь они решили следовать закону, потому что штрафы для владельцев рынка слишком высоки — до 300 тысяч рублей. По ее словам, в здании рынка с мая по октябрь выделено 12 торговых мест для сельхозпродукции. Сейчас эти места свободны.

Но торговать в помещении рассадой невозможно, уверяет Светлана Смирнова. Она уже лет десять выращивает рассаду цветов на продажу и кормит всю семью, давая работу и родственникам. На один день она взяла место внутри рынка, но цветы завяли, и ей пришлось уйти. В помещении нет возможности хорошо полить рассаду, да и покупателям неудобно там ходить, выбирать — тесно, темно. А главное — арендовать такое место, называемое бутиком, мелким предпринимателям не по карману. Оно стоит 32 тысячи рублей в год. А ведь еще нужно заплатить налоги. Кстати, налоги для таких индивидуальных предпринимателей, торгующих сезонной сельхозпродукцией, — вопрос особенно болезненный. Оформлять ИП и платить налоги им выгодно, только если есть возможность свободно торговать в проходном месте. А то, как с ними поступили в этом сезоне в Пущино, лишив прибыли, обернется в итоге убытками.

Фомина предложила фермерам еще вариант: скооперироваться и арендовать какое-либо пустующее помещение в городе для сезонной торговли. Но это тоже неудобно для мелких торговцев. Им сложно кооперироваться, потому что привыкли каждый работать в своем режиме, да и проходимость в других местах не та, что на рынке.

Про фермеров забыли

Два года назад, когда закон, запрещающий нестационарную торговлю только вышел, фермеры работали на уличной площадке рынке. Сначала их оттуда выгнали, и он стояли «в березках», на тротуаре напротив рынка. Потом над ними сжалились и пустили снова на рынок. Обещали построить помещения специально для торговли местной сельхозпродукцией, а в итоге построили большое капитальное здание рынка, где невозможно торговать рассадой и продукцией с огородов. Не будет же бабушка арендовать бутик, чтобы продать пару килограмм огурцов с огорода.

— Я 45 лет здесь живу, с рождения. У меня корни как артезианская скважина, — отвечает на мой вопрос о происхождении Светлана Смирнова.

Она рассказала как трудно было зимой, когда она и еще несколько человек остались на улице перед рынком, отстояли там все морозы, ожидая лета, чтобы подзаработать на рассаде. А их выгнали, и торговать не дают. Человек десять мелких фермеров все-таки сняли зимой бутики, вложили туда деньги, но оборота нет, и они ушли. Теперь кто где пристроился: кто по деревням ездит, кто по институтам ходит.

— Мы письма всюду писали, даже губернатору. Помогите хоть вы нам, — просит Любовь Радько и называет то, что происходит с ними в Пущино, вредительством. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 27 мая 2015

Заголовок в газете: Не до рассады

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру