Кто продлевает жизнь музею?

Работа реставрационного отдела расписана на год вперед

 «МК» в Серпухове» продолжает публиковать материалы в рамках нового проекта нашего издания «Сердцем искренне храня музей» (СИХМ). Напомним, проект включает в себя цикл статей и очерков, рассказывающих об уникальных экспонатах, хранящихся в СИХМе, об исторических уголках нашего города, исследованиях, открытиях, а также о тех людях, которые посвятили свою жизнь музейному делу. Одной из почетных музейных профессий можно, безусловно, назвать профессию реставратора.

Работа реставрационного отдела расписана на год вперед
Реставрация иконы в СИХМ

 На прошлой неделе, 25 июня, в рамках проведения пленера и ознакомительной практики по Подмосковью, Серпуховский историко-художественный музей посетили студенты Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Будущие реставраторы живописи познакомились с серпуховскими специалистами, и смогли соприкоснуться с тонкостями мастерства реставрационного отдела музея, который является без преувеличения гордостью не только серпуховского музея, но и культурного наследия Московской области.

Да, их труд и заметен, и не заметен одновременно. Мы любуемся полотнами мастеров иконописи или западноевропейской живописи, рассматриваем тонкие или массивные мазки, и даже не представляем, что на страже этих работ стоят профессионалы, которым зачастую приходится спасать эти шедевры от невозвратимой утраты.

В небольшом квадрате-комнате — тесно: за массивными столами работает сразу же несколько реставраторов. Очень тихо… Здесь царит какой-то умиротворенный порядок, со своими тайнами и правилами. И потому, признаюсь, было очень сложно вот так с ходу врываться в эту маленькую вселенную, и, задавая свои бесконечные вопросы, нарушать ее гармонию.

На лице руководителя реставрационного отдела музея Елены Андреевны Шаровой всегда сияет улыбка.
На столе разложено живописное полотно «В тумане» художника Михайлова. На пожелтевшей от времени бумажной этикетке, демонтированной с оборота холста, написано: «Николай Николаевич Михайлов, член общества художников московской школы. Большая Грузинская. 1915 год»

— У этой работы была деформация основы, — рассказывает завотделом реставраторов Елена Андреевна Шарова.

— А что с этой этикеткой будет, — спрашиваю я, — тоже будет реставрироваться?

— Мы наклеим ее на картон, а позже прикрепим с оборотной стороны на планку подрамника. Впоследствии по ней можно сделать запрос в архив, чтобы получить более объемную информацию о художнике, о других его работах.

Экспонаты встали в очередь

Светлана, Анна, Елена, а еще Александр, Виталий, и еще одна Елена. За каждым именем скрывается своя интересная судьба, и свое направление в реставрации. К примеру, Виталий Васильевич Сосков — реставратор мебели, а Светлана Аркадьевна Леонтьевская занимается восстановлением ткани. Анна Владимировна Зубарева и Александр Васильевич Неретин являются реставраторами станковой темперной живописи. Елена Андреевна Шарова — реставратор станковой масляной живописи, а Елена Вячеславовна Баранова — реставратор как станковой темперной, так и станковой масляной живописи. Абсолютно все реставраторы получили специальное образование в ведущих художественных образовательных учреждениях столицы. Никакого дилетантства — отношение к каждому экспонату, как к человеку, который остро нуждается в «лечении». Да и к каждой картине, к каждой иконе и предмету декоративно-прикладного искусства нужен особый индивидуальный подход.

Елена Вячеславовна Баранова за работой по реставрации иконы «Богоматерь Седмиезерная. Святитель Николай Чудотворец».
На самом деле реставраторам Серпуховского историко-художественного музея не приходится сидеть без дела. Очередь, состоящая из экспонатов, расписана на год вперед. И учитывая то, что в последнее время в музее одна за другой проходят интересные экспозиции, а перед каждым открытием реставратор должен привести в порядок экспонаты, то можно догадываться об объемах работ сотрудников реставрационного отдела.

— Головная боль для реставраторов — это так называемые «рубежные» работы, — говорит Елена Вячеславовна Баранова, реставратор второй категории. — Живописные полотна, созданные на границе XVIII и XIX веков, XIX и XX веков. Если в первом случае мастера просто экспериментировали с материалами, искали более подходящие варианты, то во втором — экономили: в стране был голод, бесконечные революционные движения.

Елена рассказывает, склонившись над уникальной двусторонней выносной иконой «Богоматерь Седмиезерная. Святитель Николай Чудотворец», которая не так давно выставлялась в Третьяковской галерее. После того, как экспонат вернулся в родные стены, специалисты продолжили работу над её восстановлением.

Вещички с характером

Простому обывателю это покажется странным, но у каждого музейного экспоната имеется свой характер, который складывается из многих факторов: кто автор, из какого материала создан, и как жил-был, то есть, как хранился. Елена Шарова вспоминает свои студенческие годы, когда двум её однокурсницам поручили отреставрировать одну икону. Сложность заключалась в том, что основа произведения разошлась на две половины, и каждая в процессе реставрации вела себя по-разному. Оказалось, что две части одного целого хранились в разных условиях. Вот и думай, как сделать одно целое.

Реставратор Анна Владимировна Зубарева принимает активное участие и в театрализованных постановках музея «Ожившие картины».
Но иногда свершаются настоящие чудеса, рассказывают реставраторы. Берешь икону для работы, начинаешь ее описание: все безобразно и кошмарно. То тут наблюдается коробление основы, то там обнаружены вздутия. Но полежит она месяц-другой в мастерской и на глазах начинает «оживать»: где-то деформации уменьшаются, где-то вздутия укладываются сами собой. Словом — лежит и сама себе реставрируется.

Однако это скорее исключения. Зачастую тот или иной экспонат диктует свои правила, и уже реставратор подстраивается под картину или икону. Приходится над ней сгибаться, зачастую претерпевать всяческие неудобства, или же вдыхать пары растворителей. Но все эти жертвы и тяготы забываются, когда, как говорят сотрудники реставрационного отдела, «вещь тебе откликается», когда ты видишь результаты собственного труда. Словом, нет ничего прекраснее, чем моральное удовлетворение от сделанного и понимание того, что своими руками ты сохраняешь историю потомкам.

Безграничное совершенство

Да-да, порой приходится перелопачивать горы литературы, принимать участие в научных конференциях, и всегда совершенствовать свое мастерство. Реставрация —это целая наука, которая требует фундаментальных знаний и основательного подхода. Потому каждый сотрудник реставрационного отдела Серпуховского историко-художественного музея параллельно ведет научно-исследовательскую работу. Основной костяк коллектива еще относительно молод, но за их плечами имеется колоссальный опыт, а впереди — большие цели.

Несмотря на большую загруженность, многие из них в свободное от работы время занимаются творчеством, создавая свои живописные полотна и графические произведения. Правда, идею открытия выставок их личных работ они встречают с легкой улыбкой. Впрочем, а почему бы и нет? Но в одном уверены они, что каждый из них, выбрав на определенном жизненном этапе профессию реставратора, абсолютно счастлив. И это счастье они с радостью делят, и готовы продолжать делить и со своими коллегами, и с не умудренными посетителями. Посетители музея рассматривают тонкие или массивные мазки, восторгаются, удивляются, но порой даже не представляют, что на страже этих полотен и икон стоят профессионалы, которым зачастую приходится спасать эти шедевры от невозвратимой утраты. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру