Почему мы много платим за тепло

Обзор вопросов на форуме "Управдом" в Серпухове

 Этой публикацией мы завершаем постановку острых вопросов в сфере ЖКХ, поднятых на форуме «Управдом», который прошел в Серпухове 26 июня.

Обзор вопросов на форуме "Управдом" в Серпухове
Владимир Грачев, директор ООО «Ремонтник» на форуме «Управдом» Фото: Татьяна Пичугина

 Аренда общедомового имущества

Когда вы устанавливаете интернет в квартиру, провайдер протягивает кабель и подключает устройство к электросети дома. Провайдер ставит в подъезд собственное оборудование и при этом он фактически арендует у собственников часть территории и коммуникаций. Так почему за питание чужого оборудования платит собственник? Оказывается, за аренду общедомового имущества с провайдера можно брать арендную плату. Для этого собственники должны решить на общем собрании, что они хотят это делать и разрешить управляющей компании (УК) заключить с провайдером договор аренды. Оплата будет поступать на счет дома и использоваться на его нужды. Аналогичная ситуация складывается для рекламных агентств, размещающих билборды на стенах и фасадах домов, на досках информации внутри подъездов. Если жители захотят, то они смогут брать оплату за размещение рекламы на общедомовых площадях.

Пока этим правом собственники многоквартирных домов пользуются мало. Отчасти из-за неграмотности в этом вопросе, отчасти из-за инертности. Некоторые боятся, что провайдер повысит тариф за интернет, если с ним заключить договор-аренды. Кто-то не хочет ссориться с администрацией, размещающей рекламу на домах и забирающей прибыль себе. Возможно, из договоров аренды действительно ничего не выйдет, но стоит хотя бы попытаться провести переговоры.

Общедомовые счетчики

Один председатель совета дома рассказал мне историю. Несколько лет назад в одном соседнем городке управляющая компания поставила за свой счет в подвалах нескольких домов общедомовые приборы учета горячей воды и отопления. Собственников об установке приборов не известили, согласия их не спросили, а тем временем счетчики накручивали огромные расходы тепла. Если жильцы до их установки платили примерно по одной тысяче рублей в месяц за отопление, то по счетчикам они стали платить в два раза больше. А выяснилось, что у этих домов очень большие теплопотери. Так они были построены в советское время. Жильцы, разумеется, устроили бунт и заставили УК вернуться к расчетам по нормам. Так что к установке общедомовых счетчиков следует подходить очень ответственно. Но мы часто наблюдаем обратное.

К примеру, почему счетчики ставят в подвалах, затопленных канализацией, и неприспособленных для такого рода оборудования? В Серпухове такие случаи не единичные, о чем говорилось на форуме. Когда жильцы обращаются в УК с просьбой предоставить информацию о том, кто и за какую сумму устанавливает счетчики, то получают отказ.

В доме 44/53 по улице Советская установили приборы учета отопления. Но максимальный объем потребления тепловой энергии этого дома, как утверждает председатель совета, составляет менее чем 0,2 Гкал в час. Такой дом имеет право не устанавливать счетчик тепловой энергии. Когда жильцы попытались выяснить, кто и за сколько установил им приборы учета, то наткнулись на глухую стену. В такой ситуации люди естественно заподозрили, что их намеренно обманывают.

Счетчики теплоэнергии установили и в дом 38 на Калужской улице. Там открытая система ГВС, то есть горячая вода и вода для отопления идут по одной трубе, соответственно разделить потребление невозможно, и жильцов закономерно волнует вопрос, какой тариф применяется для расчета, и как выгоднее платить — по счетчику или нормативу. Причем люди считают, что они в любом случае переплачивают. Как прозвучало на форуме, на прошедшем на днях совещании в администрации Серпухова приняли тариф для домов с открытой системой — 0,0372. Для тех, кто оплачивал по двойному тарифу, произведут перерасчет платежей, начиная с марта 2015 года.

Очень большая плата за тепло и горячую воду у жильцов дома 4 по Комсомольской, на первом этаже которой расположена городская стоматологическая клиника. Председатель совета этого дома пожаловалась, что не понимает расчет по общедомовым приборам учета.

Еще один дом на Комсомольской, где установлен бойлер и семь общедомовых приборов учета (они обошлись жильцам в 1, 7 млн рублей!), оплачивает горячую воду по тарифу 0,0662. Почему для них двойной тариф, объяснить никто не может.

В Московской области — примерно 70% жилого фонда построено с открытой системой ГВС. Но к 2022 году от нее должны полностью отказаться. А пока в домах с открытой системой, чтобы не переплачивать за тепло, когда люди моются или сливают горячую воду, нужно ставить дополнительные приборы учета температуры.

Много непонятного с общедомовыми счетчиками на воду и электричество, а главное, люди не понимают, нужно ли им в принципе экономить ресурсы? Если бы они платили только по счетчикам, установленным в квартире, было бы понятно, но с введением общедомовых приборов учета многие стали оплачивать больше, чем если бы платили даже по нормативу.

Квитанции

В марте 2015 года ООО «Ремонтник» расторгло договор с расчетно-кассовым центром (РКЦ), собиравшим у себя коммунальные платежи горожан и заключил договор на обслуживание в МособлЕИРЦ. В результате собственники стали получать две платежки. Приходят они в разное время, платить нужно в разных местах, и вообще непонятно, почему люди должны страдать из-за разборок двух компаний, которые не сумели между собой договориться. По словам директора РКЦ Дмитрия Акимушкина, речь о задвоении платежей или неверном расчете не идет, так как и РКЦ и ЕИРЦ — только агенты по сбору платежей, они сами не производят начисления за коммунальные услуги, а принимают данные от управляющих компаний, распечатывают платежки, рассылают их и принимает оплату. «Ремонтник» имел право разорвать договор с РКЦ и выбрать для сбора платежей ЕИРЦ, но жителям это не понравилось и они хотят назад. Он уточнил, что собираемость платежей с населения через РКЦ — 98%, а через ЕИРЦ — 88%. Как разрешить этот конфликт между компаниями, никто из присутствующих не пояснил, хотя оба руководителя сидели друг против друга за одним столом.

Жители дома 20 по улице Мишина пытались выяснить, почему в их платежках до сентября 2014 года фигурировала приписка — «фонд Бытовик», хотя сама компания МУП «Бытовик» была реорганизована и с 2013 года этот дом не обслуживает. Объяснение, что приписка существовала только для бухгалтерского учета, чтобы разделять жилищный фонд, доставшийся МУП «Жилищник» от «Бытовика», жителей не удовлетворила. Они по-прежнему подозревают утечку их денег куда-то налево.

Доски информации

Многие вопросы просто не возникли бы на форуме, если бы управляющие компании вовремя доводили информацию об изменениях до собственников. Такое мнение высказала председатель Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Юлия Белехова. Она настаивала, что доски информации «Наше Подмосковье» должны быть установлены во всех дворах многоквартирных домов, и УК должна вовремя размещать там информацию, касающуюся собственников: о реорганизации УК, о работах и сроках капремонта, о замене лифтов и пр. Информационные стенды обязаны ставить даже ТСЖ и ЖСК. Хотя многие из них установили информационные доски в каждом подъезде, но теперь они должны поставить и стенды во дворах — таков областной закон о благоустройстве.

Кроме своевременной информации на досках, неплохо было бы оперативно оповещать собственников об изменениях в работе управляющих компаний и состоянии дома и другими способами. В эпоху интернета средств для этого предостаточно. Но полбеды, если бы дело было только в отсутствии досок и информации на них. Проблема в насквозь коррумпированном рынке ЖКХ, монополизме, сговоре и мутности формирования тарифов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру