Три поколения на посту

В чем заключается секрет династии серпуховских полицейских Пликусов?

Я всегда говорю своим коллегам из других городов и регионов, разоблачающих в своих публикациях так называемых оборотней в погонах, что мне несказанно повезло: могу открыто и честно писать на страницах издания положительные материалы про ребят из полиции, в частности, дорожно-постовой службы… И здесь нет никакой слащаво-кисельной утопии. Просто каждый честно выполняет свою работу: полицейские и журналисты.

В чем заключается секрет династии серпуховских полицейских Пликусов?
Владимир Пликус с внуком, старшим лейтенантом Максимом Пликусом

Наверное, мало кто слышал когда-нибудь гимн ГИБДД-ДПС Алексея Гализдры (кстати, очень хороший, какой-то жизнеутверждающий). Там есть простые, но очень сердечные слова, отражающие суть характеров современных сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения: «ДПС — это воля, ум, закон и честь. ДПС — служат здесь надёжные ребята…». Согласитесь, проезжая в своих комфортных и уютных авто мимо очередного поста ГИБДД, мы порой даже не задумываемся о том, каково им — сотрудникам полиции, и в жару, и в холод следить за безопасностью дорожного движения, то есть за нашей собственной безопасностью? А ведь именно эти ребята, выполняя свой профессиональный долг, зачастую рискуют своими жизнями.

Это только кажется, что сотрудники ГИБДД неразговорчивы. Напротив, из беседы с ними можно узнать немало интересного и полезного. Поэтому я, по долгу уже своей службы, с радостью заезжаю то в отдел ГИБДД МУ МВД России «Серпуховское», то в 8-й батальон 2-го полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области, который располагается на Борисовском шоссе. И знаете что больше всего здесь подкупает? Уважение к истории, уважение к ветеранам... Вот, как-то раз разглядывая фотоальбом со старыми черно-белыми оттисками, инспектор по пропаганде 8-го батальона, капитан полиции Татьяна Корякина мне указала на один снимок.

— А это наша гордость, — говорит она. — Владимир Викторович Пликус не только живая легенда, но и просто очень светлый и добрый человек. Всю жизнь отдал ГАИ. Даже теперь, находясь на заслуженном отдыхе, регулярно к нам приходит на всевозможные мероприятия, его очень любят ЮИДовцы. А еще… по его стопам пошли сын и внук.

— Познакомь, — попросила я.

— Обязательно. Это как раз тот человек, про которого нужно писать.

***

По коридору слышатся уверенные шаги. Мгновение — и на пороге оказывается высокий пожилой мужчина с открытым и прямым взглядом.

— Пликус, — протянул он руку. — Пликус старший.

Он начинал свою службу в далеком 1967-м. Владимир Викторович, улыбаясь, вспоминает, что в милицию его переманил товарищ. В ГАИ Пликус пришел из торга, в котором работал обыкновенным водителем. Тогда тот самый знаменитый 17-й отдел госавтоинспекции располагался на площади им. Ленина, рядом с почтой. Небольшой пятачок при въезде со 2-й Московской от многочисленных ярко-желтых колясок патрульных «Уралов» походил на усыпанную желтыми одуванчиками поляну. В те времена сотрудники государственной автоинспекции исполняли свой профессиональный долг именно на мотоциклах, так что машины были большой редкостью.

— Но мне несказанно повезло, — вспоминает Владимир Викторович. — Когда перешел из города на трассу, мне выдали «Москвич-408», а потом я пересел на «Волгу-21». Счастлив был! Помню еду, а мне вслед все озираются. Движение в то время было не то, что сейчас. Да что движение… серпуховская окружная трасса была настолько узкой, что на мосточке через реку Сушку машины с трудом разъезжались. Это потом уже к олимпиаде построили трассу Серпухов — Москва. Сейчас же дорогу перейти невозможно.

***

Нельзя сказать, что служба проходила гладко. Было разное… особенно, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Тогда вынуждены были останавливать чуть ли не каждую машину и замерять уровень радиации. А Серпухов являлся основным пунктом контроля при въезде в Московскую область с южной стороны.

— Помню, задержали машину. Тогда у нас пост был за мостом через Оку, — вспоминает Владимир Викторович. — А у автомобиля радиация зашкаливает. Водитель взял свои вещи, документы, оставил авто и уехал. Нам же пришлось высыпать на нее пять машин песка. Она еще долго так у нас стояла, пока не выволокли специальные службы. Мою бдительность заметили и оценили. Даже наградили медалью «За боевое отличие», хотя в боях я никогда и не был.

В конце 1986-го старший лейтенант Пликус переходит на службу пропаганды. Дело в том, что звание в те годы было получить не так-то и просто, а тут в отделе как раз освободилась капитанская должность. Вот и стал Владимир Викторович постигать азы пропаганды безопасности дорожного движения.

— Кто думал, что здесь служить куда сложнее, чем на трассе, — улыбается ветеран Госавтоинспекциии Московской области. — Выступление раз в неделю на радио, подготовка материалов в газету, а еще нужно и фото делать для стенда «Окно ГАИ», это не считая выступлений в трудовых коллективах и встреч с жителями.

А еще капитан милиции Пликус много работал с детьми. Детские садики, школы, Дом пионеров (находящийся прямо по соседству с отделом ГАИ) — дядя Вова был всегда желанным и дорогим гостем.

***

Дом, служба. Служба, дом… в жизни Пликуса эти два основных понятия были между собой переплетены. Инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения капитан Пликус прежде всего вел профессиональную пропаганду в семье. Сначала брал на службу сына и дочь, а потом и внука. Награды, поощрения, интересные рассказы о прошедшем дежурстве — все это не могло остаться без следа. Сначала в милицию пошел служить Пликус средний — сын Геннадий, а потом уже и внук Максим.

Впрочем, сначала сам Максим и не думал продолжать милицейско-полицейскую семейную династию. Выбрав инженерную стезю, успешно окончил приборостроительный техникум, после — приборостроительную Академию. Но яркие детские воспоминания и самое главное — пример любимого деда, определили его дальнейший путь — Государственная автоинспекция. Выйдя на службу, получил второе высшее образование, получив специальность юриста в Государственном индустриальном университете.

— Вот видите, по образованию обошел деда, — говорит с гордостью Владимир Викторович, похлопывая по спине Максима.

— Да ладно тебе, дед, — смущаясь отвечает Пликус младший. — Как я тебя могу обойти?

И действительно, старшему лейтенанту инспектору ДПС Максиму Пликусу нужно еще заслужить целую звездочку, чтобы встать на одну ступень по званию со своим дедушкой — капитаном милиции Владимиром Пликусом.

— Я думаю, должен обойти, — шепчет мне Владимир Викторович. — Хотя, вообще-то он — не карьерист.

***

— Вообще какие основные качества должны быть у инспектора ДПС? — спрашиваю я у Владимира Пликуса.

— Считаю, что сотрудник ГИБДД прежде всего должен быть психологом, и потому ему нужно научиться понимать душу водителя. А еще, очень важна доброта. Помню, на каждом разводе наше руководство нам зачитывало Приказ №235 «О культурном и вежливом обращении с гражданами». За годы мы его выучили как «Отче наш». Так в первые дни службы Максима я говорил: вот ты, когда откроешь удостоверение, моложе тебя автолюбитель или старше, но назови его по имени и отчеству, тогда он сразу же почувствует твое уважение и после этого беседа обязательно получится. Уважение должно быть ко всем.

К слову сказать, «школа деда» очень чувствуется. Старший лейтенант Максим Пликус всегда вежлив и доброжелателен и на службе, и вне её. Он ответственно относится к своему делу, за что у руководства стоит на хорошем счету. И все же, нужно признать, что те самые лихие 90-е, когда в стране царил произвол и вседозволенность, не могли не отразиться на образе сотрудника полиции, в частности ГИБДД. Еще ходят среди людей неприличные шутки и анекдоты в адрес представителей правоохранительных органов, а коллеги журналисты гонятся за «жареными» фактами с участием полицейских. Конечно же, должны пройти годы, чтобы исправить эту ситуацию. Однако, если б было больше таковых семейных династий, таких честных и порядочных офицеров как Пликусы, то реабилитация некогда запятнанного образа дяди Степы может приходила бы куда быстрее, или вообще бы не понадобилась.

— Как нужно исправить это искажение? Да больше беседовать, больше общаться: полицейским с гражданами, гражданам с полицейскими, — резюмирует Владимир Пликус. — И не надо искать в полицейских только плохие качества. Поверьте, это очень хорошие ребята. Просто нужно получше разглядеть их, вот и все.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 14 октября 2015

Заголовок в газете: Когда «вчера» становится «завтра»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру