В Серпухове обучают управдомов

На семинаре рассказали про уборку и платежки

В администрации Серпухова проходит серия семинаров по проблемам ЖКХ. Ведут их областные чиновники совместно с руководителями местных организаций. Корреспондент «МК» в Серпухове» побывала на одном из семинаров 22 октября.

На семинаре рассказали про уборку и платежки
Участники семинара по ЖКХ.

Власти всерьез решили повысить грамотность населения в вопросах ЖКХ, запустили обучение, которое будет продолжаться до 3 ноября. На нем подробно разбирают самые наболевшие вопросы, которые возникают у председателей советов домов, руководителей ТСЖ и ЖСК. Собственно задать вопросы может любой житель, аудиторию семинаров никто не ограничивает. Только получит ли ответы?

Выступление представителя МинЖКХ области Михаила Столбова, приглашенного поговорить об уборке дворов и благоустройстве, не задалось с самого начала. В актовом зале не было ни проектора, ни компьютера, так что показать презентацию он не смог, о чем все время сокрушался, потому что там были цифры, факты. Пришлось рассказывать своими словами, и все бы ничего, если бы не слушатели. На семинар пришли около десятка членов советов домов, представителей ТСЖ и активных жителей — большинство женщины пенсионного возраста с целым ворохом вопросов, ответы на которые они ищут годами во всех инстанциях, но не находят. Обида на чиновников и коммунальщиков накоплена большая, на душе накипело. Вот и выпустили слушательницы пар на семинаре. Перебивали докладчика, жаловались, укоряли. В общем, дым стоял коромыслом. Но я все же постараюсь выделить содержательные моменты и полезную информацию. 

Михаил Столбов объясняет на пальцах.

Кто что убирает

Одним из самых больных вопросов коммунального хозяйства стал вопрос уборки дворовых и придомовых территорий. Редко ли мы сталкиваемся с тем, что тротуары не чистят, снег у подъездов не убирают, мусор не выносят? Возникают логичные вопросы: кто должен это делать и кто — платить? По закону, территория содержит в порядке ее собственник. На практике же закон часто нарушают, потому что не знают, где чья территория, или откровенно скрывают эту информацию, чтобы не убирать.

В прошлом году в Московской области решили провести инвентаризацию всех территорий муниципальных образований. Эта работа завершена, в том числе в Серпухове. В администрации есть схемы городской территории, где видно, кому какая земля принадлежит. В идеале у каждого клочка земли в городе должен быть собственник. Если его нет, то по умолчанию такая земля отходит муниципалитету. Опять же в идеале территорию нужно кадастрировать, чтобы точно знать границы. Но даже если это не сделано, это не значит, что мусор некому убрать.

Оказывается, все дворы в городах принадлежат муниципалитету, и он должен их убирать и следить за благоустройством. Но поскольку в Серпухове нет организации, которая занимается благоустройством, то часто многие дворы не убираются, а вот плату за их уборку коммунальщики регулярно собирают с жителей и кладут себе в карман. Теперь все должно быть иначе. Жители, которые хотят узнать, кто должен следить за той или иной территорией, могут обратиться в администрацию за схемой уборки территории. Госадмтехнадзор тоже в курсе, кто за что отвечает. Аналогичная ситуация произошла с вывозом мусора. Теперь известно, где на какой территории должны стоят мусорные контейнеры, кто отвечает за их вывоз, с какой периодичностью вывозят и т.д. Если где-то грязно, нет урн или их давно не вывозят, или есть претензии к мусорным контейнерам, то теперь найти собственника территории, который следит за уборкой, не составит труда.

За уборку дворов и тротуаров жители прилегающих домов платить не должны. Муниципалитет проводит эти работы за счет бюджета. Исключение составляют территории, включенные в общедомовую собственность. На деле же в Серпухове управляющие компании включают уборку двора в платежку, чем грубо нарушают закон. Аргументы, что жильцы пользуются двором, грязнят его и т. д., не оправдывают поборы коммунальщиков. Требовать деньги за уборку дворов с жильцов — незаконно.

Благоустройство дворов

В 2014 году в Московской области случилась перепись всех дворов. Затем специальным постановлением было решено каждый год благоустраивать по 10% дворов в городах, чтобы за 10 лет привести их все в порядок. В Серпухове насчитали 328 дворов. Исходя из этой численности, в этом году должны были благоустроить 32 двора. Но город взял на себя повышенные обязательства — благоустроить 52 двора. А зря. Похоже, задача оказалась не по зубам. По состоянию на конец августа, было приведено в порядок всего три двора.

Двор считается благоустроенным, если у него есть шесть элементов: озеленение, освещение, детская игровая площадка, парковка, информационный стенд и площадка для мусорного контейнера. На каждый из этих элементов есть норматив, но выдержать его для сложившихся дворовых территорий очень сложно, особенно если район был построен на рубеже 1990-2000-х, когда нередко строили без дворов вообще.

Учитывая, что большинство дворов принадлежит муниципалитету, то он и следит за благоустройством, содержанием детской площадки. А также убирает незаконные объекты со двора, такие, как ракушки, «гнилые» автомобили. Только сделать это без судебного решения и розыска собственника незаконного объекта нельзя.

Что за зверь МосОблЕИРЦ?

О существовании МосОблЕИРЦ серпуховичи узнали в феврале этого года, когда ООО «Ремонтник», управляющая почти четвертью городского жилищного фонда, внезапно разорвала отношения с МУП РКЦ. «Ремонтник» передал МосОблЕИРЦ функцию сбора платежей, но не всех, поэтому жители 309 домов стали получать две платежки вместо одной. С тех пор все измучились: и жильцы, и управляющая компания, и МосОблЕИРЦ. Эта организация занимается тем, что получает от управляющей компании данные по объемам оказанных услуг, формирует платежки, рассылает их собственникам квартир, затем принимает платежи и расщепляет их по поставщикам услуг. Часть средств идет в ресурсосберегающие организации (за воду, тепло), часть — «Ремонтнику», а 1,8% с каждого платежа остается в МосОблЕИРЦ. Это — та прибыль, ради которой задумана схема работы таких организаций-посредников. По идее, сняв с управляющих компаний функцию сбора платежей, посредники лишают их соблазна присваивать деньги жителей и накапливать долги. По факту же, долги все равно копятся, но при такой схеме можно быть уверенными, что это долги жителей. По аналогичной схеме работает и МУП РКЦ. Но если это предприятие начинало 15 лет назад, и за это время в нюансах отработало весь механизм сбора и платежа, то МосОблЕИРЦ только предстоит пройти этот путь. Пока проблем множество, начиная с сырой компьютерной программы, заканчивая ошибками в данных.

Как рассказал директор МосОблЕИРЦ Николай Соломатов, изначально организация собиралась взять все данные в МУП РКЦ, перенять их опыт и таким образом работать сразу нормально. Но не вышло. Руководители МУП РКЦ жестко отказали конкуренту и не отдали данные паспортного стола. Отсюда многочисленные ошибки и нестыковки в данных по собственникам квартир. Затем случился грандиозный пересчет платежей за воду и тепло. Дело в том, что «Ремонтник» установил общедомовые приборы учета (ОДПУ) в половину своих домов, и когда по ним пошли первые расчеты, то жильцы увидели, сколько они переплачивали. Потекли жалобы, прокуратура вынесла предписание сделать перерасчет за 2014 год. Таким образом МосОблЕИРЦ вынужден был вернуть 78 млн рублей жителям. И этот процесс еще не завершен.

Слушатели семинара высказали массу претензий к МосОблЕИРЦ. Им не нравится форма платежного документа, она очень сложная, и все равно там нет необходимой информации: к примеру, адрес, где можно оплатить без комиссии, показания общедомовых счетчиков. Удивлялись и тому, что новая компания не подготовилась как следует, не обкатала программы и методики в каком-то одном городе, чтобы потом уже завоевывать рынок. Серпухов и так проблемный, а теперь еще этот таинственный МосОблЕИРЦ, где по словам председателей советов домов, «концов не найдешь». В Москве система типа ЕИРЦ функционирует с 2007 года, и там постепенно все отладили. Почему было не перенять опыт и программы из столицы? На этот вопрос ответа не получено. А платежки останутся неизменными, потому что их форму утвердил Минстрой России. Почему сотрудники МосОблЕИРЦ часто объясняют ошибки «сбоем программы»? Когда прекратятся эти сбои? Почему многие жители получают в платежках долги по оплате — кто 30 копеек, кто 3, а кто и 34 рубля. Казалось бы, мелочь. Но эта мелочь собирается с 309 многоквартирных домов каждый месяц. Чьи-то копейки складываются в миллионы рублей в год.

Николай Соломатов признал и недочеты, и недоработки в программном обеспечении, и ошибки в базах данных. Он заверил, что к концу года все наладит, а к февралю 2016 года избавит жильцов от двух платежек. Все дома «Ремонтника» будут получать единый документ от МосОблЕИРЦ. Что касается показателей ОДПУ, то не все так просто. Сейчас пошел третий месяц, как в платежке показывают объемы ресурсов, которые затрачены на общедомовые нужды, но дать показания счетчиков пока не могут, потому что для этого нужно вычесть сначала долю нежилых помещений (магазинов, предприятий на первых этажах), запитанных также от ОДПУ, а как это сделать, непонятно.

Слушатели спрашивали, как заставить «Ремонтник» отказаться от услуг МосОблЕИРЦ и вернуться в МУП РКЦ? И вообще можно ли добровольно сменить МосОблЕИРЦ? Николай Соломатов хоть и без энтузиазма, но заверил, что жители вправе заявить о своем несогласии. А Михаил Столбов вскользь обмолвился, что вскоре от МУП РКЦ к МосОблЕИРЦ перейдут все управляющие компании. Так что выбора, у серпуховичей, похоже, не будет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру