В Серпухове выставлено для обозрения рукописное откровение Андрея Кесарийского

Cоприкоснувшись с рукописным памятником

Уникальная выставка одной книги продолжает свою работу в стенах Серпуховского историко-художественного музея «Блажен читающий». Экспозиция знакомит посетителей с интереснейшим памятником русской рукописной книги архиепископа Андрея Кесарийского «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова», и параллельно погружает в мир старообрядческого уклада.

Cоприкоснувшись с рукописным памятником

В древности глагол «блажити» имел значение «восхвалять», а одно из значений слова «блажен» в современном языке — благополучен, счастлив. В Откровении Иоанна Богослова написано: «Блажен читающий и слушающие Божественное Откровение и соблюдающие заповеданное в нем, ибо время исполнения пророчеств его близко». Откровение Иоанна Богослова, которое еще называют Апокалипсисом (от древнегреческого раскрытие, откровение), рассказывает о событиях, предшествующих Второму пришествию Иисуса Христа на землю и событиях после него. Эта книга и по своему происхождению, и по своему содержанию — большая тайна, которую христиане пытаются раскрыть на протяжении почти двухсот столетий.

***

До сих пор ученые и исследователи не могут назвать точную дату написания Откровения. С уверенностью специалисты говорят лишь о том, что текст был создан не позднее начала II века. Дело в том, что один из первых отцов Церкви Ириней Лионский писал: «Оно (Откровение — прим. автора) было увидено недавно, почти при жизни нашего поколения, в конце правления Домициана». Речь идет о периоде с 81 по 96 год, соответственно можно предположить, что именно в эти годы и было написано Откровение. Свидетельство тому мы можем встретить и в трудах Климента Александрийского, Оригена и других авторов. Кстати, после проведения фундаментальных исследований, эту версию поддерживает большинство современных библеистов. К тому же сам Иоанн повествует, что откровение им было получено на острове Патмосе, в ссылке, а Домициан как раз известен тем, что изолировал неугодных ему людей, отправляя их «на дальние расстояния».

Долгое время оставался открытым вопрос и о каноничности Откровения. Например в IV веке некоторые церковные светила это писание и вовсе приписывали к авторству еретика Керинфу. Кстати, среди Отцов Церкви, отрицавших каноничность Откровения, был и святой Кирилл Иерусалимский. Отсутствует Апокалипсис и в списке канонических книг Библии, утвержденном Лаодикийским поместным собором 364 года. И только лишь на рубеже V века возобладало мнение Афанасия Великого о каноничности Апокалипсиса; в итоге книга Откровения Иоанна Богослова была утверждена поместными соборами: Иппонским (383 год) и Карфагенским (419 год).

***

На протяжении всех веков христиане пытались открыть для себя тайный смысл книги Апокалипсис, перечитывали вновь и вновь, строку за строкой… В VI веке архиепископ Андрей Кесарийский пишет комментарии к Откровению Иоанна Богослова, объясняя символы и непонятные для простого обывателя места, а таковых в тексте немало. На Руси, которая только что приняла христианство, очень полюбились толкования Кесарийского, потому переписывали книгу Апокалипсиса исключительно с трактовкой архиепископа.

"Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия".

Для наглядности и восприятия текст украшался миниатюрами. Здесь можно увидеть и изображение Эфесской церкви, ангелу которой было адресовано послание, и восседающего на престоле Спасителя, конечно же, и видение огнедышащих коней, и битву небесных воинов, и низвержение в ад Антихриста с его воинством, и раскрытие печатей… Более всего художников вдохновляла сцена страшного суда. И пусть она была описана только в Евангелии от Матфея в 25 главе, в 41 стихе: «…которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», зачастую этот сюжет можно было встретить среди иллюстраций на страницах Откровения Иоанна Богослова. Даже узор прописных букв Откровения несет в себе глубокий сакральный смысл. Так цветочный орнамент является неким напоминанием о райской жизни. Безусловно, все иллюстративное творчество священных Писаний было анонимным, и установить авторство этих работ не представляется возможным.

***

"Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. …и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу…".

Представленное на экспозиции «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» долгое время являлось собственностью Анны Васильевны Мараевой, которая, как известно, являлась членом общины старопоморского согласия федосеевского толка. На протяжении многих лет старообрядцы на Руси притеснялись, подвергались гонению. Более того, согласно царскому Указу, им запрещалось заниматься книгопечатанием, а так как раскольники уделяли особое внимание образованию, и в частности, чтению, книги переписывались вручную. Обычно над одной книгой работало одновременно несколько человек — иконописцы, писари.

По мнению экспертов, «Толкование» было создано в Подмосковье, в ста верстах от Москва, в Гуслицах, где было целое поселение старообрядцев. Здесь находились целые артели по переписыванию книг и написанию икон. Сама же книга, датированная XIX столетием, представляет из себя историческую и художественную ценность: тонкая каллиграфия, яркие, насыщенные краски, аккуратное исполнение текста и миниатюр делают ее значимым явлением национальной культуры.

Интересная деталь: во второй половине прошлого столетия специалисты при изучении рукописи обнаружили автограф одного из мастеров, работавших над книгой. Это монограмма на миниатюре, изображающей «Новое небо и новую землю». Можно предположить, что большая часть миниатюр, особенно в первой части фолианта, принадлежит одному мастеру. Такие выводы можно сделать по ярким цветам и декоративным элементам. Второй же мастер (сцены поклонения антихристу, появления Гоги и Магоги), напротив использует приглушенные оттенки, а его рисунок более тяготеет не к иконописной традиции, а народной. Самым профессиональным художником следует считать автора миниатюр, которые размещены в самом конце книги. Здесь в рисунке нет лишних деталей, а графическое начало идет в унисон с колоритом. Мастерство можно определить и в отделке золотом. В целом рукопись украшена 74 миниатюрами и многочисленными заставками и концовками.

***

В 1920 году книга поступила в музей, однако изучать памятник научные сотрудники Серпуховского историко-художественного музея стали относительно недавно, и открывшаяся выставка «Блажен читающий» является один из этапов ее научного исследования.

Кстати, кроме самой книги и репродукций самых важных символических и уникальных в художественном плане миниатюр, на выставке представлены книги и иконы тематически связанные с темой Откровения, которое оказало сильное влияние не только на книжную культуру, но и в целом на культуру, религиозную психологию и менталитет последователей православия.

Безусловно, выставку «Блажен читающий» можно считать научным и культурным прорывом Серпуховского историко-художественного музея. И упустить уникальную возможность — познакомиться с одним из интереснейших памятников русской рукописной книги из коллекции Серпуховского музея — «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» архиепископа Андрея Кесарийского — будет непростительной ошибкой. Кстати, когда вся наша страна будет отдыхать на новогодних праздниках, Серпуховский музей готов встречать посетителей. И 3 января в 15 часов для гостей проведут содержательную и самое главное, увлекательную экскурсию по выставке.

"И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод".

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Когда блажен

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру