Когда семейное счастье пахнет хлебом

Хлеб по-прежнему всему голова

Когда остается небольшой кусочек хлеба, рука не поднимается его выбросить — отголоски строгого советского воспитания. Помните, как нас с детства приучали беречь хлеб?

Хлеб по-прежнему всему голова

Увы, сегодня в современном обществе культивируются иные ценности и представления о бережливости у наших детей совсем другие. Однако, если не вдаваться в философскую подоплеку, именно хлеб является тем самым связующим началом абсолютно каждой семьи, с разным воспитанием, с разным достатком. Поэтому в социуме назрела острая необходимость воспитывать в подрастающем поколении уважение к Хлебу.

— Мне хлеба дай: черного и белого, пожа-а-алуйста, — с нотками жалости в голосе просит мой пятилетний Кирюшка. Для него хлеб — завтрак, обед, ужин, и лакомство... Потому в нашем садике воспитатели вынуждены перейти к радикальным мерам: больше не давать сыну заветный кусок, пока тот не съест большую часть порции первого или второго. Да и старший сын тоже без хлеба — никуда. Поэтому Миша никогда не сопротивляется, когда его отправляют в булочную, даже если на дворе идет сильный снегопад, льет дождь, либо же стоит непроглядная темень.

Хлеб… Именно с него начинается семейная жизнь каждого из нас. Молодоженов на входе дома встречают со свадебным караваем; корочку «Столичного» или «Донского» мы даем жамкать нашим малышам, когда у них прорезываются зубки; мы — женщины, мастерим для наших пап и сыновей многоэтажные бутерброды, чтобы те, не дай Бог, проголодались на работе, в школе, или за ремонтом семейного авто... Без хлеба мы не представляем ни одного семейного торжества и обыкновенного завтрака, обеда, ужина, ну и, соответственно, поездки за город (затариваемся буханками и батонами про запас). Словом, трудно усомниться в народной мудрости, что хлеб — всему голова. Но почему сегодня мы все меньше и меньше говорим нашим детям о его ценности, о том тяжелом труде, с которым он достается, и о бережливости? Ведь это и есть те самые первые университеты.

«Хлеб-то на елках растет»

Утром — на работу, вечером — с работы… Давайте уж откровенно признаемся самим себе, что мы, родители, в погоне за рублем для наполнения той самой потребительской корзины, банально не имеем времени и сил на простые, а вместе с тем очень важные беседы с нашими детьми о труде, о ценности заработанного. Словом, своим вынужденным молчанием невольно навязываем подрастающему поколению потребительское отношение. Надеемся на школу, что она восполнит этот пробел? Однако воспитание государство теперь полностью возлагает на семью, а в функции современного образования входит лишь то самое образование — успеть бы освоить стандарты нелегкой программы. Вот и растут наши сыновья и дочери с пониманием того, что все продукты берутся из… холодильника, а хлеб, соответственно, из хлебницы. Потому не ровен час, когда наше любимое чадо, уткнувшись в современный гаджет, скажет как в той русской сказке «Ванюшка и царевна», что хлеб-то растет на еловых деревьях.

Хлеб… утоляющий голод и дающий силы, дающий надежды усталому путнику достигнуть своей конечной цели. Сколько рук тебя растило, охраняло, оберегало! Русский человек всегда почитал его святость. Потому с хлебом было связано много традиций и суеверий. Так, по старинному обычаю, нечаянно выпавший из рук хлеб необходимо как можно быстрее поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Стоит ли говорить о том, что страшным грехом считалось уронить крошку, выбросить кусок, или растоптать ногами хлеб?

А сегодня многие современные родители в соцсетях и на различных форумах поднимают темы об игре детей с… хлебом. Мамочки в недоумении задаются вопросами, дескать почему окружающие нас осуждают, что мы с малышами лепим из хлебного мякиша колобки, пистолетики, пирамидки и т.д. Пока одни говорят что-то про толерантность в воспитании, другие же советуют не спешить с наказаниями, почему-то никто из них не вспоминает о тех слезах радости жителей блокадного Ленинграда, когда они крепко держали закоченевшими от холода пальцами полагающиеся 125 граммов хлеба — суточная норма служащих, не работающих на передовой. И это было, и об этом надо рассказывать детям, и рассказывать как можно чаще. Более того, в подтверждение своих слов одновременно собирать хлебные крошки, чтобы накормить озябших пичуг.

Владимир Павлович Фокин, генеральный директор ОАО «СерпуховХлеб»:

«В обществе давно назрела необходимость воспитания уважения к хлебу. Нашим детишкам необходимо об этом говорить везде и всегда, начиная от детского сада и заканчивая семьей. Ведь когда мы говорим о бережном отношении к хлебу, то мы говорим о тяжелом труде людей целой цепочки профессий: начиная с крестьянина, того, кто выращивает, убирает хлеб, и заканчивая пекарями. Это поистине тяжкий труд! И мы должны помнить о том, сколько сил, сколько добра в него вкладывается.

Я вообще выступаю за то, чтобы дети с малолетства понимали и разбирались в процессе приготовления хлеба. И наше предприятие готово принять участие в мероприятиях такой направленности. Нам надо растить новое поколение хлебопеков и граждан, уважающих труд других людей. Пусть это может будет звучать и пафосно, но именно с этого и начинается любовь к своей стране».

Хлеб наш насущный…

Мое детство — это пьянящий вкус архангельских кулебяк, шанег, калачиков, испеченных в русской печке моей любимой бабушкой Ульяной и хрустящая хлебная корочка кирпичиков «Донского», которые сердобольные работницы серпуховского хлебозавода давали нам в немалом количестве, когда наша орава прибегала на задворки предприятия и, встав у раскрытого окна, кричала нараспев: «Те-е-ть, дай, пожалуйста хле-е-е-бушка». Да, многие из нас считают хлеб необходимой нормой питания, соизмеряя его ценность денежной ценой. Однако за этим повседневным продуктом скрывается гораздо большее: хлеб — это результат тяжелого труда многочисленных рук, и любовь многих сердец.

Вы никогда не задумывались над тем, почему в молитве «Отче наш» есть такие священные слова: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»? Молящийся просит у Бога не только лично за себя, но и за других, таким образом исполняя вверенный Господом духовный навет — накормить голодных. Хлеб приносит в своем клюве ворон пророку Илии, хлебом накормит Иосиф своих братьев, продавших его в рабство, и пятью хлебами накормит Христос четыре тысячи людей, собравшихся на проповедь. Кстати, само Священное Писание буквально переполнено упоминаниями о хлебе. «В поте лица твоего будешь есть хлеб», Бытие 3:19; «Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ», Притч. 11:26; «Злой глаз завистлив даже на хлеб», Сир.14.10… всего же исследователи насчитали более 220 таких эпизодов.

Традиционно на Древнем Востоке хлеб не разрезали, а разламывали. Таким образом «преломление хлеба» символизировало общность таинства, то есть единение действий. Глубокое символическое значение дает хлебу Иисус, сказав: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда», Евангелие от Иоанна 6:35. И теперь на протяжении веков христиане наделяют эту пищу духовным смыслом. Важно об этом сокральном таинстве всегда помнить, и всегда рассказывать нашим детям.

Благочинный Серпуховского благочиния отец Игорь Чабан:

«Смысл в том, что очень важно воспитывать в душе ребенка благодарность Господу за жизнь, за посланный хлеб. Потому важно в семье прививать уважительное отношение к хлебу».

Сам себе… пекарь

Для меня благоухание домашнего хлеба — запах семейного счастья (уверена, что многие разделяют мои ощущения). И нет сомнений в том, что если отцы и дети объединены общим делом — выпечкой хлеба, то этой ячейке общества ничто не угрожает. Подтверждают это и семейные, детские психологи, а также педагоги. Согласно исследованиям, общие занятия и соблюдение семейных традиций благотворно сказываются на микроклимате абсолютно каждой семьи.

Маленькие ручки с засученными рукавами старательно вымешивают пузырящуюся мягкую массу. И уже трудно определить: тепло передалось от детских ладоней тесту, или же оно согревает юного пекаря. Нельзя сказать, что дело спорится, приходится обращаться за помощью к старшим. Чтобы хлеб получился сдобным и пышным, нужно хорошенько потрудиться, приложить немало сил. И вот когда тесто уже запузырилось, и стало отдавать матовым блеском, самое время ставить его на отдых, прикрыв кадушку хрустяще-накрахмаленной салфеткой. Дом наполняется благоговейной тишиной и таинственным ожиданием рождения хлеба.

Переданные из поколения в поколение рецепты выпечки хлеба, пирогов, блинов… сколько в них хранится любви, заботы, и надежды на будущее. Конечно сегодня рынок предлагает немало современных хлебопечек, мультиварок, которые без лишних хлопот приготовят и «Бородинский», и «Молочный» и «Деревенский» хлеб, главное засыпать ингредиенты в правильной последовательности. Многие, конечно же, скептически относятся к этому домашнему хлебопроизводству, утверждая, что механика и электроника лишают хлеба души. Может быть. И все же, нет ничего плохого в том, что малыш на маленьких весах старательно взвешивает муку, мерной ложкой отсчитывает соль, сахар и дрожжи, а потом сквозь пластиковое стеклышко наблюдает за главным волшебством — выпечкой хлеба. Безусловно, если ребенок хоть раз прикоснется к этому таинству, то его мировозрение будет совершенно иным, и в его сердце будут посеяны зерна любви и уважения к ближнему, к труду.

Елена Витальевна Чекурина, учитель русского языка и литературы средней школы №12.

«Какие родные, теплые и ароматные слова — хлеб, хлебушек. Это не просто продукт! Это культура, родной очаг, история семьи, первые детские воспоминания. В нашей семье к хлебу особое отношение.

Бабушка по выходным пекла домашний хлеб. Это всегда были традиция и событие. В нашей семье к хлебу всегда особое отношение. Аромат свежей выпечки и хруст румяной корочки стали неотъемлемой частью семейного утра. Помню, как бабушка Ираида по выходным пекла кулебяку и пироги. Это всегда было важное событие. Старушка ставила противень в духовку, а мы, внуки, лепили из остатков теста кто лошадку, кто колобок. Вся семья собиралась за общим столом, и детям прививали любовь и уважение к хлебушку.

Сейчас я пеку хлеб для собственной семьи. Его аромат дарит дому чувство добра и гармонии. Дочка — незаменимая помощница: взвешивает муку, подогревает молоко, готовит форму для выпечки. Мы печем хлеб только вместе, и это очень сближает. К тому же это занятие еще раз напоминает моей семье о цене хлеба, о том с каким нелегким трудом он достается».

Зерно к зерну, крошка к крошке, слово к слову… воспитание юной души, человека с честью, патриота своей страны требует немало сил и терпения. И все же, несмотря ни на что, даже если результат этого нелегкого труда пока не виден, важно продолжать свершать этот каждодневный подвиг. И взращивание в ребенке уважения к хлебу, уважения к каждому человеку — основа основ. Да, и напоследок… читая эти строки, вспомните: может где-то рядом с вами есть одинокая старушка, у которой нет ни сил, ни средств, чтобы дойти до ближайшей булочной. Может кто-то нуждается в хлебе насущном, который дает силу, который дает жизнь.

Отец Игорь:

«Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 16-17).

Следует заметить, что хлеб является очень важным и древним религиозным символом — как для ветхозаветного Израиля, так и для всего языческого мира. И Господь использует именно это символичное вещество — чтобы нам легче было понять суть происходящего в Евхаристии преложения, а также, и ради того, чтобы мы осознали, что же именно совершается со всеми нами благодаря нашему причащению Телу и Крови Христовым..

Вкушая Тело Христово под видом хлеба , верующие люди осуществляют себя как члены Тела Христова: как Церковь, Главой которой является Сам Господь. Каждый член этого Тела оказывается отныне от другого неотделим — во образ прилагаемого в Тело Христово единого Евхаристического хлеба.

Семья есть малая церковь. Поэтому во всех христианских семьях хлеб был не только необходимой потребностью человека для насыщения своей плоти, но и имел сакральный характер, приносящий ему особое благоговение.

«МК» в Серпухове» рекомендует для семейного прочтения:

  • «Девочка, которая наступила на хлеб», Г.Х. Андерсен.
  • «Как курочка хлеб испекла», русская народная сказка.
  • «Ванюшка и царевна», русская народная сказка.
  • «Чужой хлеб», Варлам Шаламов.
  • «Сухой хлеб», Андрей Платонов.
  • «Вечен хлеб», Геннадий Гоц.
  • «Лисичкин хлеб», Михаил Пришвин.

Русские народные пословицы:

  • Земля — матушка, а хлеб — батюшка.
  • Хлеб в человеке воин.
  • Если хлеб на столе, то и стол — престол!
  • А когда хлеба ни куска — то и стол — доска!
  • Хлеб в пути не тягость.
  • И пес перед хлебом смиряется.
  • Хлеб да соль, и обед пошел.
  • Пролениться — и хлеба лишиться.
  • Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.
  • Человек хлебом живет, а не промыслом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 3 февраля 2016

Заголовок в газете: Насущный

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру