Какую роль играет сохранение исторического облика города

Интервью со скульптором Ильей Дюковым

Мы все чаще задумываемся о красоте наших городов. Нам становятся важны не только близость магазинов, стоимость проезда в автобусе или наличие школы в районе, но и чистые улицы, ухоженные газоны, опрятные здания, сияющие купола церквей. Как вернуть красоту нашему древнему Серпухову? Об этом мы поговорили с нашим известным земляком, скульптором Ильей Дюковым.

Интервью со скульптором Ильей Дюковым
Скульптор Илья Дюков. Фото: Татьяна Лошкина

— Илья, как вы считаете, что главное для города — комфорт или функциональность?

— Естественно, город должен быть удобным для жизни, вопрос в том, что под этим понимать. Мало кто хочет жить на шумной, загазованной улице. Отремонтированные дороги — это комфорт. Но и красота города — тоже комфорт. Она начинается с природы, ландшафта, наследия предков, с которыми нельзя не считаться. Серпухову ведь почти 700 лет. Это древний город, что ко многому обязывает. Наши древности диктуют определенную модель поведения, которая заключается в том, что храм — самое высокое здание в городе. А сейчас над городом высится не храм, а холодильник, набитый жратвой и одеждой.

— Как это верно.

— К сожалению, эту ошибку современных градостроителей не исправить, но древнюю часть Серпухова еще можно спасти. Между ней и современными районами города должна быть буферная зона, и лучше сохранять не только отдельные памятники, но целые ландшафты. Об этом говорил еще Константин Паустовский, который, кстати, часто бывал в Серпухове. Так не будет нарушаться силуэт города.

Илья показывает мне на планшете фотографию Серпухова, сделанную со смотровой площадки Высоцкого монастыря. Он обводит пальцем прямолинейные контуры зданий на заднем плане снимка, там, где они сливаются с горизонтом. Это и есть нынешний силуэт города.

— Эта башня построена в советское время. А это здание — лет пятнадцать назад. Вот подъемный кран. Если убрать весь этот новодел, то силуэт города получается такой. Богатейший! — Илья очерчивает затейливый контур, реперными точками которого служат храмы.

— Видите, город своим богатым силуэтом органично был вписан в ландшафт. А сейчас он плоский как радиоприемник. Плюс еще эта советская башня и 9-этажки на Оборонной. Им здесь не место, потому что это и есть буферная зона. В таких небольших городах как Серпухов, здания не должны быть выше пяти этажей. А это высотный комплекс на окраине строят, но видите, как он влияет на силуэт города.

— Андрей Болотов, который изучал Серпуховский уезд в XVIII веке, начинал свои записки с красоты ландшафта, реки Оки, прекрасных далей, но наибольшей красотой, по словам ученого, обладал древний град Серпухов. Город в то время был украшением места. Теперь же он диссонирует с природой. Это особенно видно, когда едешь со сторон Тулы. В последние годы было допущено несколько градостроительных ошибок, но главная — это «Корстон». Высотка вошла в абсолютное противоречие с городом. Я надеюсь, что ситуация будет меняться к лучшему.

— Есть обнадеживающие знаки?

— Раньше я сталкивался с непониманием, когда говорил о древнем городе. Люди просто пожимали плечами, мол, «да это захолустье» и «нужны инвестиции». Сейчас благоустроили площадь Ленина. Где-то ограду поставили, уложили брусчатку. Это уже какой-то порядок. Сразу начали мамы с детьми гулять, пенсионеры... Дорогами занимаются, а это, как все понимают, очень важно.

— Так как же исправить город? Что делать с буферной частью?

— Во-первых, нужен генеральный план. Я помню, что генплан обсуждали году где-то в 2005-м. Но он не утвержден. Тем не менее, есть общие правила благоустройства старинных городов. К примеру, древние улицы нельзя асфальтировать. А людям, живущим в древней части, зачастую необходимо ограничивать право выбора. К примеру, вместо оцинкованных заборов они должны ставить деревянные. Нельзя обшивать деревянные дома сайдингом. Должен быть какой-то документ, где написано, что и как можно строить — какие крыши, стены, а иначе — штраф. Часто люди просто не знают этих правил, им никто не объяснял. Наверное, это будет нелегко, но стремиться надо.

И законы тоже должны действовать для всех. Вот на Нижней Серпейке построили хостел. Жители и в прокуратуру, и в администрацию по этому поводу обращались, потому что это зона Р1-а, и там запрещены гостиницы. И вот уже находятся люди на Нижней Серпейке, которые хотят то ли автотехцентр, то ли шиномонтаж построить. Когда я заметил, что по закону в этой зоне нельзя такие объекты ставить, застройщик сказал, что по закону и гостиницы не должно быть, а она есть. У них прокатило и у него прокатит.

Храмам и монастырям нужна помощь, ведь это главное, что у нас есть. Высоцкий монастырь преображается, и вокруг него все преображается. Все приходит в порядок. И так всегда. Храм начинает жить, и вокруг него все хорошо.

— Имеет ли смысл использовать стрит-арт для украшения города и другие современные приемы?

— Я против. В Москве раскрашивали дома. Когда краски свежи, это выглядит сносно, но со временем краска отшелушивается, и картинка превращается в хулиганство.

— Все-таки, в каком городе хочется жить?

— Мы хотим, чтобы наши дети любили свою историю? Но как они будут это делать, если нет примеров? Ведь среда, в которой человек живет, накладывает на него отпечаток. Новое поколение будет таким, каким сформирует его окружающая среда. Мы можем сводить детей в театр или на концерт, но важнее то, что видят дети каждый день: улицы, дома. Если они видят вокруг страшные огромные серые ящики, сколоченные под прямым углом, то у них и мышление будет как ящик. А если они видят вокруг красивый город, гармонично связанный с древним наследием, то и сознание у них будет гармоничным.

Когда говорят «Я люблю родину», хочется спросить: «А что ты любишь? «Пятерочку» или «Дикси»? Или природу, в которой живешь, ландшафт, который твои прадеды тебе оставили?».

— А какой район Серпухова лучше всего соответствует вашим идеалам?

— Боюсь что, идеального района уже нет в городе. Все же мне нравится Соборная гора, тот ландшафт, который сохранился с XIV века. Его корректировали при постройке Кремля. Земляной мост в XVIII веке построили. Причем сохранилась переписка с инженером Петром Еропкиным, который его строил. Он же был первым архитектором Санкт-Петербурга, при котором разработана лучевая система улиц.

Мне нравится улица Советская. Ее и кинотеатр Центральный проектировали в сталинские годы под руководством архитектора Ванеева. Там все здания небольшой этажности. Потому что проектировщики понимали, что у города есть древнее ядро, оно самое ценное, и с ним нельзя не считаться. Советскую улицу застраивали очень тактично. Теперь там здания в плачевном состоянии, но все же они очень уютные. Сталинская архитектура вообще органичная. Это видно по Москве, где выделяется старый город и сталинская застройка. Все позднее не имеет эстетической ценности, и его сносят без сожаления.

Сейчас возникло такое понятие как упаковочный стиль, packing style. Магазины, офисы, фитнес клубы да вообще все, что угодно, просто упаковываются в пространства, предназначенные к продаже. Сейчас архитектор — главный враг города, потому что его задача — упаковывать.

— Да как же это!

— Архитектор превратился в разработчика упаковки, требования к которой очень просты. Упаковка должна быть яркой, респектабельной, иметь продажный вид. Так вот «Корстон» — это и есть огромная упаковка. Коробка. Знаете, я, как римский оратор Катон, который каждую свою речь заканчивал одинаково: «Карфаген должен быть разрушен». Над ним посмеивались, а в итоге-то Карфаген разрушили. Для меня «Корстон» — это больной вопрос. Такой удар городу нанесли страшный с его постройкой! Причем я не против торгового центра. Моя жена любит там пройтись по магазинам. И понятно, что со старым рынком нужно было делать что-то. Мой отец проектировал это место в свое время. Он предлагал проект торгового центра, но небольшой этажности. Хотя и старый рынок жалко, там булыжная мостовая была. Можно было его обустроить красиво. А сейчас стоит высотка, а вокруг нее какой-то шанхай 90-х. Нужно, конечно, это место приводить в порядок. Нужно благоустраивать обе главные улицы города — Ворошилова и Московскую. Я слышал, что власти намерены ими заниматься.

— Да что там можно сделать?

— Есть много примеров, когда старинные строения соседствуют с современными. В Германии, к примеру, специально обустраивают какой-нибудь неблагополучный район так, чтобы он стал модным и респектабельным. Понятно, что все упирается в деньги.

— А какие города вам нравятся?

— Мне Серпухов нравится. И вообще маленькие города. Переславль-Залесский, Ростов. Обидно то, что в советское время такие городки фактически изуродовали. Суздалю больше повезло, но его совсем мумифицировали, сделали из города этакий музей. Мне нравится и Санкт-Петербург, но, по сути, он не русский город, в нем колонизаторская архитектура.

— Что отличает русский город?

— Западные города строили на плоскости, тогда как русские города предпочитали строить на рельефе. На западе город — это монолит, отделенный от природы высокой стеной. В этом есть свои плюсы и свое очарование, но у нас не так. У нас тоже строили храм в центре города, но всегда вписывали его в ландшафт. Кстати, такой принцип строительства применяли еще в древней Греции, а потом он был возрожден в Византии.

— В Риме господствовал принцип антропоцентризма, то есть человек был главным. Этот принцип проявлялся и при строительстве городов. Одним из последних таких городов был Сплит (сейчас в Хорватии — прим. ред.), построенный римским императором Диоклетианом. Это был квадратный город, четко расчерченный по линейке. Всего через 25 лет император Константин основал новый город — Константинополь. Его строили по рельефу, вписывая в природу, с храмом в центре. Что произошло? До него 400 лет города строили на плоскости квадратами и вдруг делают иначе. Сменилось мировоззрение — Константин принял христианство. А сейчас у нас храмы сразу проектируют ниже окружающих жилых строений, и это косвенно указывает на то, что наше мировоззрение изменилось.

— Если продолжать вашу логику в отношении Серпухова, учитывая, что «Корстон» самое высокое здание, получается, что наше мировоззрение...

— торгашей.

— Кошмар!

— Либо потребительское, либо торгашеское. Это влияние пэкинг стайла, упаковки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру