Мать защитила своего сына от учительского произвола

Когда учитель не всегда прав?

Публикация «Директор Дашковской школы угрожал «войной» педагогам» (от 16 марта 2016 года) вызвала большой резонанс в читательской среде: в редакцию стали поступать звонки за звонками с просьбой разобраться в ситуации и рассказать о другой стороне конфликта. Мы посчитали важным выйти за рамки судебного решения и посмотреть на произошедшее с точки зрения морали. Увы, пришлось еще раз убедиться, что плотная повязка порой не позволяет Фемиде увидеть слезинку ребенка.

Когда учитель не всегда прав?

Напомним, замдиректора по воcпитательной работе Дашковской школы, учителя высшей квалификации Жанну Комарову уволили согласно приказу по пункту 2 статьи 336 Трудового кодекса РФ — «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося». Как рассказала Жанна Николаевна нашему изданию, конфликт произошел после того, как Комарова заподозрила одного семиклассника в употреблении насвая.

Вызвали маму ученика, сообщив ей о подозрениях в употреблении ребенком запрещенных веществ. По рекомендации директора попросили принести справку о состоянии здоровья ребенка в связи с болями в животе. И, по словам замдиректора, «разговор с мамой не предвещал дальнейшего негативного развития с предъявлением претензий». Но все получилось иначе: после посещения нарколога родительница написала жалобу на действия замдиректора, вследствие чего педагога уволили. Однако Комарова подала иск в суд. Судья Валерий Коляда, установив, что процедура проверки жалобы и увольнения не соблюдены, а заседания школьной комиссии по расследованию инцидента фактически не было, восстановил последнюю в ее правах. Но Жанна Николаевна, как объяснила сама, из-за психологического давления со стороны директора Дашковской школы Валерия Маланина, была вынуждена написать заявление по собственному желанию. И теперь она, отдав 17 лет жизни образовательному учреждению, осталась не у дел.

Буду циничной, но то, что школьный коллектив встал на защиту одного ребенка — нонсенс. Говоря откровенно, в современном образовании, как и в медицине, существует некая круговая порука: не желая выносить грязь из избы, зачастую педагоги или руководители образовательного учреждения, иногда привлекая в свои «сообщники» актив родительского комитета, крайним делают слабого — ребенка и его родителя. Потому каждая мама серпуховского региона знает, что против школы не попрешь, предпочитая смиряться с несправедливостью и унижениями, молча считать дни до выпускного вечера. Но, оказалось, что в Дашковской школе все иначе... Оказывается, пресловутая формула по принципу уставных отношений «учитель всегда прав» — уходит в прошлое и, наконец, главным в образовательной системе становится именно ребенок. Впрочем, обо всем по порядку.

***

Мчусь в поселок Большевик. В кабинете русского языка и литературы Дашковской школы меня ждет скромная молодая женщина. Я внимательно слушаю рассказ Елены Валентиновны о случившемся с ее сыном Игорем (по понятным причинам имена изменены — этой маленькой семье нужно учиться жить дальше). Удивительно, но тихие слова матери лишены каких-либо эмоций. Более того, кажется, что женщина собирает последние силы для своего повествования, потому каждый мой очередной вопрос отдается каким-то острым, пронзительным эхом в ее больших выразительных глазах, в которых застыла печаль. Стены кабинета увешаны знакомыми с юности портретами титанов русской классики. На фоне строгих лиц Толстого, Тургенева, Достоевского, которые в своих литературных трудах воспевали человеческий гуманизм, эта история с семиклассником кажется еще более чудовищной и омерзительной.

— Вот уже три дня как Жанна Николаевна уволилась, сын с радостью ходит в спортивную секцию, с радостью бежит в школу, — говорит она. — До этого же он боялся переступать порог образовательного учреждения, умолял меня оставить его дома.

Конфликт произошел 9 декабря прошлого года. Елене Валентиновне позвонила заместитель директора по воспитательной работе, и сообщила, что у ее сына заболел живот. Рассказав, что у ребенка проблемы с желудком — хронический гастрит, и всего лишь две недели назад Игоря выписали из больницы, мама приехала в школу.

— Оказалось, что в школьном буфете мой ребенок съел жареную плюшку и выпил сок, что ему категорически запрещено, а мы уже не первый год лечимся… Все это я начала рассказывать Жанне Николаевне, но в ответ услышала, что оказывается у нее имеются подозрения в употреблении моим сыном с другим мальчиком наркотиков. Якобы с медсестрой она определила изо рта Игоря запах насвая. Я не стала усугублять конфликт, сказала, что пообщаюсь с ребенком в спокойной обстановке. Вообще у меня с детьми очень доверительные отношения, мы с ними — друзья.

Подумав, что на этом беседа закончилась, Елена Валентиновна начала прощаться с педагогом, однако Жанна Комарова очень агрессивно, и на повышенных тонах, остановила родительницу. Все доводы Елены не были услышаны. Сложилось такое ощущение, что педагог, в присутствии своих коллег — социального педагога и школьного психолога, оказывала психологическое давление на ребенка, чтобы тот в страхе признал вину. Мать и ребенок находились в состоянии шока от абсолютно хамского поведения заместителя директора по воспитательной работе. Чуть позже высокорослый семиклассник по дороге домой не сможет сдержать слез. Игорь расскажет матери, что Жанна Николаевна пугала, что вызовет большую собаку, которая его обнюхает, обнюхает его портфель. Когда же ребенок сказал, что он не может употреблять наркотики, так как занимается серьезно самбо и рукопашным боем, то заместитель директора поведала ребенку, что оказывается, все спортсмены употребляют наркотики.

Получив отрицательные анализы в наркодиспансере и заключение врачей о том, что ребенок не употреблял никакие наркотические средства, мама на следующий день написала на имя директора жалобу, указав три статьи Закона об образовании, которые были нарушены в отношении ребенка. Началась внутренняя служебная проверка, встречи с родительницей, снова проверки, и последующее увольнение Комаровой и суд о восстановлении ее на работу. Пока шла эта процессуально-судебная суета, Игорь, в результате нервного срыва, попал в отделение нейрохирургии ЦРБ, а после как на пытку шел в школу.

Сорок девять имен — сорок девять «нет»

Прошу коллектив школы кратко охарактеризовать семью и самого ребенка. Мне сообщают, что ребенок — спокойный, неконфликтен, пользуется уважением класса, активно принимает участие в общественных делах спортивного характера. Несмотря на то, что семья неполная, здесь царит благополучная атмосфера, основанная на доверительных отношениях и дружелюбии. Сама же мама очень ответственно относится к воспитанию своих двоих сыновей.

А вот к самой Жанне Николаевне, учинившей самопроизвол, немало нареканий. «В течение всего периода работы по отношению к обучающимся и педагогическому коллективу проявляла жесткость, категоричность и даже неуважение, — говорится в письме за подписью сорока девяти сотрудников Дашковской школы. — При общении с коллегами она говорила приказным, не требующим возражения тоном. Часто при общении с подчиненными Комарова Ж.Н. не учитывала их возраст и не соблюдала субординацию, порой забывая, что взаимоотношения складываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения, позволяла себе унижать учителей перед обучающимися».

За последние три года на Комарову было несколько устных жалоб от родителей и обучающихся. Писать боялись, опасаясь негативных последствий со стороны замдиректора по воспитательной работе. Да, директор образовательного учреждения неоднократно проводил беседы с Жанной Комаровой по поводу обращений, однако встречи не давали положительного результата. Так что неудивительно, что «информацию об увольнении Комаровой Ж.Н. педагогический коллектив воспринял как закономерность, т.к. стиль ее работы (только контролирующий) давно вызывал многочисленные нарекания».

И все же, читая эти строки — не верилось. Опытный педагог с наградами, регалиями, и с титулами… Может обыкновенная зависть? А что, педагогический коллектив преимущественно женский, а тут, как говорится, черт ногу сломать может. Перебрав в голове список своих знакомых, я вспомнила несколько имен тех людей, которые были каким-то образом связаны с Дашковской школой. Спрашиваю о Жанне Николаевне, получаю исключительно негативную характеристику. Более того, бывшие коллеги Комаровой выразили свое удивление, что она не была уволена ранее.

Главное в школе — увидеть ребенка

Чтобы поставить логическую точку в этом громком и на первом взгляде двояком деле, наше издание посчитало необходимым обратиться за комментариями к начальнику управления образования Серпуховского района Марине Дудорис.

— Все образовательные процессы: обучение, воспитание регламентированы Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273— ФЗ от 29.12.2012. Приоритетным направлением его является защита интересов обучающихся и их родителей (законных представителей). Статьи главы 4, статья 34, 41, 43, 44, — пояснила Марина Алексеевна. — Сожалею в данной ситуации лишь о том, что человек, занимавший 17 лет должность заместителя директора по воспитательной работе, не увидела РЕБЕНКА и его МАМУ, и для нее важнее стали личные принципы. Дашковская средняя школа — сильная во всех аспектах образовательная организация и если весь педагогический коллектив не поддержал своего бывшего коллегу, это говорит о многом».

«Целый мир не стоит и одной слезы ребенка», — так Федор Достоевский в романе «Братья Карамазовы» в одном предложении выложил всю суть философии бытия. Однако зачастую этот отдающий утопией афоризм приводится в нашем современном обществе в качестве некоего ориентира, а не нормы. Потому-то история в Дашковской школе вселяет маленькую надежду, что ситуация стала меняться, и на защиту ребенка, на защиту матери, несмотря на однобокость и предвзятость суда (чему, впрочем, уже не надо удивляться), встал не только педагогический коллектив всей школы, но и все управление образования Серпуховского района, которое в свою очередь, с самого начала пыталось разрешить этот конфликт.

Я уверена, что у мальчишки, с которым произошла эта чудовищная история, все обязательно сложится. Да и по-другому у него быть не может, когда за ним такой тыл — горячо любящая и смелая мама. И я очень надеюсь, что такие педагоги, как Жанна Николаевна Комарова, которые случайно попали в сферу образования, поменяют свой род деятельности, а многие детские души не будут унижены и раздавлены. Впрочем… в нашу редакцию продолжают поступать чудовищные по своему цинизму и жестокости обращения от родителей, чьи дети посещают детские сады и школы региона, о чем мы, непременно, будем писать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 23 марта 2016

Заголовок в газете: Когда учитель не всегда прав?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру