В Пущино устроили мозговой штурм по проблемам особенных детей

На пути к созданию координационного центра для реабилитации детей с ОВЗ

Проблемы реабилитации детей-инвалидов обсудили недавно за круглым столом в Пущино. Организаторами мероприятия выступили общественная организация «Люмос», объединяющая родителей Южного Подмосковья, воспитывающих детей с особенностями развития, и пущинский Дом культуры и молодежи «Молодость».

На пути к созданию координационного центра для реабилитации детей с ОВЗ
Родители, педагоги и врачи обсуждают проблему реабилитации детей с ОВЗ

Участники круглого стола, который провели психолог Галина Махортых и председатель МООО «Люмос» Татьяна Савина, затронули ключевые вопросы, от которых зависит качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей. Участники круглого стола настаивали на том, что ребенка с ОВЗ нужно сопровождать постоянно с момента постановки диагноза до вступления во взрослую жизнь, а может быть, и дольше. Для этого необходимо взаимодействие целого ряда специалистов и доступность разнообразных услуг, причем, все это должно быть по месту жительства или в непосредственной близости от места проживания семьи, где растет ребенок с ОВЗ.

Программы работы с особенными детьми и включения их в жизнь общества наряду с обычными детьми только начинают реализовываться в нашей стране. Правительство выделяет средства на реабилитационные центры, инклюзивные классы и программы «Доступная среда», но знаний и специалистов, которые работают с особенными детьми, критически не хватает. Проблемы также сохраняются с профессиональным образованием особенных детей и их трудоустройством.

Государство поможет

Еще недавно около 40% детей-инвалидов в стране не были включены в систему образования. Такие данные привела Александра Фадина, исполнительный директор Центра лечебной педагогики в Москве, член Общественного Совета по защите прав детей при департаменте труда и социальной защиты населения. Ситуация меняется к лучшему, но медленно. Что делает правительство для решения этой проблемы? Во-первых, совершенствует законодательство в этой сфере. Идет процесс расформирования коррекционных школ и создания инклюзивных классов в обычных школах, с тем, чтобы давать полноценное образование особенным детям. Теперь с 1 сентября все общеобразовательные школы должны быть готовы к тому, что в их классы может поступить ребенок с ОВЗ. Развивают и сетевое взаимодействие, когда к процессу обучения ребенка подключаются многие организации: поликлиники, центры развития, общественные организации, реабилитационные центры и т.д. На практике это означает, что если в школе не хватает специалистов для работы с особенным ребенком, она имеет право привлечь специалистов из другого учреждения.

Педагоги + врачи = успех

Детский врач-невролог из Пущино Мегрибан Абдурахманова заострила проблему на нехватке специалистов — психологов, логопедов, дефектологов. К примеру, в Пущино работает только один дефектолог, а их нужно минимум три. В результате не все категории детей с ОВЗ получают нужное сопровождение. Плохо налажена работа с детьми-аутистами, их попросту некому сопровождать. А ведь в городе проживает 19 аутистов, из которых 8 имеют статус инвалидов. А главное — количество детей с аутизмом будет расти, предупреждают специалисты. Еще недавно считалось, что из 1000 детей двум ставят диагноз аутизм. Теперь — шестерым. С этим заболеванием недостаточно медикаментозной терапии, обязательна нужна помощь специалистов, которые корректируют развитие ребенка, чтобы избежать тяжелых необратимых осложнений в будущем.

Ирина Коломыткина, тот самый единственный педагог-дефектолог из СОШ №3 (Пущино), поблагодарила организаторов круглого стола за то, что, пожалуй, впервые за четверть века им удалось собрать вместе разные сообщества: педагогов, родителей и что особенно важно — врачей. Потому что обычно эти сообщества разъединены и действуют сами по себе.

Возьмем проблему в свои руки

Организаторы подчеркивали, что как раз главная задача мероприятия — найти способы объединения разрозненных организаций и сообществ, которые занимаются реабилитацией детей с ОВЗ. Даже взаимодействие между государственными организациями налажено плохо. Каждый по отдельности делает свое дело хорошо, но системы нет. А по замыслу организаторов круглого стола, нужен единый центр, где есть все специалисты или возможность беспрепятственно привлекать их в случае нужды.

Сейчас в Пущино действует единственная организация, куда могут обратиться семьи, растящие особенных детей, — это СРЦ «Солнышко». Как заметила его директор Елена Танас, основная задача центра — профилактика безнадзорности и беспризорности. Эту задачу «Солнышко» выполняет уже 18 лет, работая с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. По нормативам в центре могут работать две группы по шесть человек в каждой. С 1 сентября «Солнышко», как и все реабилитационные центры, ожидают изменения, но как это отразится на практике, пока говорить рано. Напомним, что недавно СРЦ «Солнышко» потеснили, забрав часть помещений, в результате чего были закрыты ряд кабинетов и отделов, в том числе комната арт-терапии (см. «Единая Россия» занялась социальными проблемами в Пущино» № 14 от 30 марта 2016 года).

Члены общественной организации «Люмос», благодаря которой в нашем районе активно обсуждается работа с детьми с ОВЗ, провели анкетирование среди жителей. Из 27 заполнивших анкеты большинство воспитывают детей-аутистов. В больше чем половине анкет отмечено, что качество услуг реабилитации оставляет желать лучшего, катастрофически не хватает специалистов. Выяснилось, что большинство детей с ОВЗ в Пущино проходят начальную коррекцию в детском саду «Незабудка». Хотя специалисты в городе и так знают, что это — единственное учреждение, которое работает с особенными детьми дошкольного возраста.

Татьяна Савина рассказывает о том, как наладить взаимодействие реабилитационных программ для детей с ОВЗ
Татьяна Савина рассказала о новом понятии, которое введено в наше законодательство — абилитация, которое включает в себя составление маршрута обучения и реабилитации ребенка с ОВЗ на протяжении всей жизни. Такой маршрут составляют специалисты, потому что особые дети нуждаются в большом количестве практических занятий, физических упражнений, им нужна комплексная помощь на протяжении всей жизни. Такое сопровождение позволит найти особенному ребенку место в жизни и не быть балластом для общества, подчеркнула Татьяна Савина.

Из-за раскоординированности работы с особенными детьми семьи вынуждены искать специалистов и необходимые занятия сами, неся серьезные затраты. К примеру, ее ребенок посещал СРЦ «Солнышко» два года, и одновременно родители оплачивали занятия с логопедом и другими специалистами, что обходилось до 20 тысяч рублей в месяц. Существование же комплексных центров снимет хотя бы частично финансовую нагрузку на семейный бюджет.

Татьяна Савина заострила главную проблему, которую вскрыли члены «Люмоса», — в нашей округе нет координирующего работу с особенными детьми центра, комиссии или какого-то другого органа.

— Что мы получим в результате? — подвела итог Татьяна. — Наши школы захлебнутся от притока особенных детей с низким уровнем социализации, детей, которые не адаптируются и не корректируются. Нужно сейчас этим заниматься, пока не поздно.

Татьяна рассказала, что координирующей работой с детьми с ОВЗ намерен заняться фонд «Абсолют», поддерживающий школу-интернат в Райсеменовском. Но, по ее убеждению, без общественных организаций и родительского сообщества справиться с этой задачей будет сложно. Создать такой координационный реабилитационный центр можно и на основе общественной организации, чему есть примеры в других регионах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2016

Заголовок в газете: Особые условия для особенных детей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру