Ветеран милиции рассказал о службе в серпуховской ГАИ

Монолог Владимира Кондратьева, подполковника милиции

Он отдал ГАИ ни много ни мало… сорок лет. Владимир Петрович Кондратьев, подполковник милиции, прошел путь от рядового инспектора до начальника серпуховской Госавтоинспекции. Многие сегодняшние руководители еще вчера, делая свои первые шаги по службе, у него перенимали опыт. О становлении и развитии отдела ГАИ-ГИБДД — в преддверии празднования 80-летия образования службы, в рассказе ветерана милиции.

Монолог Владимира Кондратьева, подполковника милиции
Владимир Петрович Кондратьев, подполковник милиции

История серпуховской ГАИ, как таковая, начиналась после войны. Ее родоначальником был Михаил Андреевич Александров — фронтовик, три года служил на передовой. Вообще же, когда я пришел в 70-м году в Госавтоинспекцию, само отделение уже было сформировано, здесь трудился целый штат сотрудников. Тогда существовало общее подразделение №17, которое обслуживало всю нынешнюю территорию Серпухова, района, Пущино и старое Симферопольское шоссе, мост через Оку. Сам же Серпуховский район и город были под контролем непосредственно РГАИ (районная ГАИ), входившей в состав 17-го отделения. Штатных единиц здесь насчитывалось всего-навсего пять человек, вместе с начальником. Да, у нас был свой руководитель — Александр Васильевич Безлепкин, хотя официально он считался заместителем командира подразделения.

Какое было материальное обеспечение? Одна машина у Александрова, да несколько мотоциклов. Вот и все! На них-то мы и обслуживали район, границы которого остались теми же самыми, как и сегодня: это и Турово, и Большая Городня, и территории до Ланьшино и т.д.. В общем, южная часть Московской области — все это было под нашим контролем.

***

Кондратьев проводит занятия с отрядом ЮИД. Фото из архива отдела ГИБДД МУ МВД «Серпуховское»
Я пришел в ГАИ из большого спорта — в свое время входил в сборную Советского Союза по велоспорту. Ну, а когда по возрасту перестал выступать, то стал искать работу. У моей сестры муж тогда работал в милиции, он-то и привел меня к Безлепкину, и я тут так и остался на четыре десятка лет. Прошел службу от рядового инспектора до начальника отдела. Вся моя жизнь связана с Госавтоинспекцией, у меня два сына, Руслан и Ярослав, служат в ГИБДД. Один в протвинском отделении, другой — здесь, в серпуховском. Конечно же мы встречаемся с сослуживцами, как минимум два раза в год: 17 апреля, в День ветеранов МВД, и естественно, на День ГАИ, 3 июля. Нам есть что вспомнить, есть что рассказать. И с молодежью общаюсь. Часто видимся и с руководителем отдела, с Александром Сергеевичем Шибаевым — это же все мои ребята, они же у меня начинали свой путь. Останавливают ли меня сотрудники ГИБДД? Было как-то два случая. С улицы-то не определишь, кто именно едет. Естественно, узнают. Я же здесь в отделении — частый гость.

***

Да, в годы моей службы личного и грузового транспорта было намного меньше, не сравнимо с тем, что сейчас. И все же приходилось нам крутиться, особенно в зимний период. У нас-то своей техники было мало, да и то только мотоциклы. Представьте себе: за Пущино — в Каргашино, приедешь зимой, надо оформлять аварию, а тут руки у тебя уже закоченели. А порой нам приходилось добираться до мест осуществления надзора на попутках или же и вовсе шли пешком.

Никогда не забуду один эпизод: вышел на протвинское шоссе, останавливаю автомобиль, а водитель мне и говорит: мол, чего, сержант, садись — подвезу, тебе куда? А я ему говорю, что никуда вы меня не подвезете, я вас остановил, так как вы нарушили правила дорожного движения. Скажу честно: мы старались выполнять свои функциональные обязанности.

Спрашиваете, в тяжелые 90-е было ли желание расстаться с Госавтоинспекцией? Нет. Никогда об этом даже не думал. Я же отдал ей сорок лет. Именно здесь начался и закончился мой профессиональный путь.

Да, служил в разные времена, но никогда легко не было. Вы только посмотрите, вон какое замечательное обеспечение у ребят сегодня, а ведь и у них есть свои трудности, проблемы.

***

Осуществление технического надзора, конец 70-х гг. Фото из архива отдела ГИБДД МУ МВД «Серпуховское»
Что же можно сказать про новое здание отдела ГИБДД? Тут слов просто нет! Простор, современное оборудование, мебель. Я в свое время долгое время добивался, чтобы отделу выделили помещения. Понимаете, финансирования такого раньше не было. Все делали сами, перестраивали свои клетушки, иногда приходилось обращаться к руководителям предприятий. Да они и не отказывали, пытались помочь, но это был такой мизер. Тогда Сергеев Сергей Никитич, начальник управления ГИБДД Московской области, еженедельно с меня требовал отчет, что сделано для улучшения условий, спрашивал, какие пороги я обивал. Сейчас же, наконец, повернулись к людям! Здание просто радует. Да и обеспечение на порядок выше — чуть ли не каждый инспектор со своим транспортом. Мы же об этом даже не смели мечтать.

И все же, нелегко сегодня ребятам, ой как нелегко. Сейчас столько транспорта! А на линии, как мне известно, работает только четыре экипажа, при этом территория-то — огромная. То тут ДТП, то там. Прекрасно понимаю, как тяжело инспекторам одновременно и оформлять дорожно-транспортное происшествие, и осуществлять надзор.

***

Ну да, внесли изменения в Закон, когда участники дорожно-транспортного происшествия могут самостоятельно оформить документы для страховой компании. Но, тем не менее, автовладельцы продолжают вызывать именно инспекторов. И это понятно: когда выезжает сотрудник ГИБДД, тогда становится все ясно и понятно — он квалифицированно и грамотно оформит протокол. А бумаг-то сколько, просто ужас! Скажу вам, что раньше, когда ДТП с погибшим мы оформляли, намного меньше документов, чем сегодня при аварии с небольшой царапиной на бампере. Так что нынче проблема заключается в бумажной волоките.

Все говорят — современные технологии. Ну и чего эти видеокамеры стоят? Они просто деньги собирают, а порядка-то на дороге — нет, и правонарушений меньше не делается. Когда же стоит инспектор на посту, одно его присутствие дисциплину повышает. Ведь ни для кого не секрет, что многие наши водители не боятся что-либо нарушить, они боятся только инспектора на дороге. Ведь так и говорят: «За руль пьяным не садись, а то — попадешься!». И так как менталитет наш, к сожалению, далек от совершенства, то я считаю неправильным сокращать личный состав. Напротив, его надо увеличивать: транспорт в десятки раз увеличился, а количество личного состава ГИБДД осталось как при мне — на прежнем уровне.

***

Службу ГАИ переименовали в ГИБДД, а милицию — в полицию. Не знаю, кому в голову пришло менять названия? Уверен, многие ветераны со мной согласятся, что в переименовании нет никакой разницы. Сменились вывески, внесли правки в документы, поменяли экипировку, но функции Госавтоинспекции остались прежними. В итоге — лишние траты. Переодели сотрудника, а он же не изменился, как человек. Если он был нерадивым, то ты хоть как его назови, нерадивым он и останется. Служить надо всегда по совести.

Скоро мы все будем отмечать 80 лет со дня образования ГАИ-ГИБДД. Ну что я хочу пожелать действующим сотрудникам Госавтоинспекции? Конечно же — здоровья. И молодым, и немолодым. Когда здоровье есть, тогда все будет. Успехов в службе, подчеркну — в нелегкой службе, а также семейного благополучия.

P.S. Владимир Петрович говорит тихо, не спеша. В его словах можно уловить нотки тонкого юмора и пронзительное чувство любви к вверенному делу. И сразу же вспомнились строки из известной песни: «Растеклись дороги по моим глазам». Слушала этот рассказ, и перед глазами проносились годы развития Госавтоинспекции, и годы моей жизни — я очень хорошо помню, как Владимир Кондратьев приходил к нам в Дом пионеров. Много лет он отдал пропаганде безопасности дорожного движения, рассказывая мальчишкам и девчонкам о соблюдении правил, о переходе дороги только по пешеходной «зебре», и о разрешающих сигналах светофора. Красивый, интеллигентный, статный… до сих пор в моей памяти хранятся его наставления.

От всего творческого коллектива регионального еженедельника «МК» в Серпухове» мы желаем Владимиру Петровичу здоровья и бодрости, выражаем глубокую благодарность за преданность и верность Службе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2016

Заголовок в газете: «Растеклись дороги по моим глазам»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру