Культурно рулим за культурой

Путевые заметки воспитанной автоледи по дороге в Мелихово

Проявление неуважения друг к другу участников дорожного движения и отсутствие культуры на дороге — зачастую страшные ДТП случаются именно по этой причине, потому эта проблема требует решения как никогда. Чтобы изменить эту негативную тенденцию, региональный еженедельник «МК» в Серпухове» совместно с отделом ГИБДД МУ МВД России «Серпуховское» и 8-м батальоном 2 полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области начинает новый проект «Культурно рулим за культурой», направленный на повышение культуры автолюбителей.

Путевые заметки воспитанной автоледи по дороге в Мелихово
Усадьба Мелихово

Любой сотрудник Госавтоинспекции вам отрапортует, что на сегодняшний день главной проблемой на дорогах является отсутствие культуры у водителей авто и мототранспорта. Что верно — то верно. К примеру, чуть позже тронешься с места, когда светофор переключится на разрешительный сигнал, застыв у стоп-линии на долю секунды, как какое-то мужское подобие, стоящее за тобой на навороченной тюнингованной «тахе», судорожно начинает давить на клаксон, нарочито демонстрируя, что он, дескать, спешит по каким-то архиважным делам. Или же другой типичный случай: едешь ты преспокойно по крайней правой полосе дорог городских кварталов, выжимая максимальную скорость шесть десятков км в час (согласно п.2 ПДД в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч), как какой-то нахал слева, игнорируя все прописные истины Правил, тебя возьмет да и «подрежет», перестроившись впереди. И таких примеров — масса. Что же это получается, наглецам везде у нас дорога?

Откровенно признаюсь: порой возникает дикое желание подпортить таким наглецам и настроение, и дорогу. Поверьте, для этого существует немало способов, к тому же по своим примитиву и простоте они заставят даже заправских лихачей нервно курить в уголке (просто не надо обижать женщин). И все же понимаешь, что эту порочную практику «ты мне, а я тогда тебе» — необходимо в корне менять; и, почему бы нет, попытаться наших мужчин-водителей наставить на путь истинный, то есть сделать все возможное со своей стороны, чтобы они стали чуточку культурнее. Но, как известно, ничто так не повышает внутреннюю культуру, как… сама культура. Посему предлагаю отправиться по дорогам Подмосковья за достопримечательностями, за новыми впечатлениями, и за внутренним обогащением. Поехали!

В тридцати верстах

От Серпухова до Мелихово — рукой подать. Однако, зная о том, что практически у нас под боком находится усадьба, в которой Антон Чехов создавал свои острые юмористические рассказы, глубокие повести и пьесы, вошедшие в золотой фонд русской литературы, мы подсознательно откладываем путешествие на потом, а зря… Музей располагает великолепным собранием живописи и графики таких мастеров, как Левитан и Поленов, здесь же хранятся сценографические работы театральных художников Куманькова, Левенталя, Качелаева, а еще тут можно увидеть иллюстрации к произведениям Антона Павловича пера Кукрыниксов — тех самых трех художников-карикатуристов — Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, и Николая Соколова. Словом, здесь есть что посмотреть, и с чем соприкоснуться. Даже ради одного пенсне Антона Павловича, десятки лет безмятежно покоящегося на письменном столе писателя, можно отправиться в дорогу, преодолев десятки километров, точнее тридцать верст.

Залив под завязку бак бензином АИ-95 на ближайшей заправке, отправляюсь по старой Симферопольке. Проносясь по заново возведенной эстакаде, на мгновение можешь полюбоваться панорамой очаровательного села Васильевское. Именно здесь в 1692-м родился первый российский гидрограф Федор Иванович Сойманов, в дальнейшем губернатор Сибири, сенатор. Один населенный пункт плавно сменяет другой… то есть сразу же за знаком «Начало населенного пункта» 5.23.1 «Васильевское» идет «Родионовка». И, какими бы гладкими дороги не были (а на этом участки они практически в идеальном состоянии), и как бы ты не любил сильную езду, но согласно черным буквам ПДД (по знаку 5.23.1), водитель должен снизить скорость до разрешенных 60 км/ч, потому что он въехал в населенный пункт. Да, быть культурным автолюбителем не так-то уж и легко, но Закон — есть Закон, смиряюсь.

А вот для Антона Павловича дороги были болезненной темой, в частности тракт на Серпухов, и к Мелихову. Что удивительно, еще за пять лет до покупки своей мелиховской усадьбы, в письмах Чехова к сестре Марии в 1887 году можно встретить упоминания о том самом городе С, когда писатель направлялся к родственникам в Таганрог: «… От Москвы до Серпухова ехать было скучно. Спутники попались положительные и с характером, все время толковавшие о ценах на муку. В Серпухов прибыл в 7 часов. Ока чиста и хороша. Пароходы ходят в Каширу и Калугу. Не мешает когда-нибудь съездить…». А когда уже в 1892 году Антон Чехов приобретет имение близ Лопасни, то в своем приглашении молодой писательнице Т.Л. Щепкиной-Куперник он напишет: «Я буду в восторге, если Вы приедете, но боюсь, как бы не вывихнули Ваши вкусные хрящики и косточки. Дорога ужасная, тарантас подпрыгивает от мучительной боли и на каждом шагу теряет колеса. Когда я в последний раз ехал со станции, у меня от тряской езды оторвалось сердце, так что я теперь уже неспособен любить…».

К культуре через расстояния

Доезжаю до т-образного перекрестка, сворачивая на дорогу А-108, и практически сразу же бросается в глаза информационный щит: 16-км отрезок Московского Большого кольца обслуживают сотрудники дорожно-патрульной службы 8-го батальона. За окном проносятся деревня Петровское, поворот на поселок Шарапова Охота. Кстати, по одной из легенд в этих лесах по одной из дорог возвращалась с юга Екатерина Вторая, а по другой частенько ездил на охоту в свои угодья граф Шарапов. Кстати, местные жители поговаривают, что в старые времена здесь жили-грабили лесные разбойники, а ведьмы из близлежащих деревень тут регулярно справляли свой шабаш. Ведьм на метлах, конечно здесь я не увидела, но вот многие автолюбители, дабы не терять свое драгоценное время в пробке, образованной из-за регулярно закрывающегося железнодорожного переезда, несутся по обочине, поднимая за собой пыль.

Да ладно с этим штрафом, предусмотренным в размере полутора тысяч! Согласно п.1.2 ПДД обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки, используемый для остановки и стоянки в соответствии с Правилами. Однако само движение непосредственно по обочине считается нарушением. Дело в том, что ездить здесь — опасно. Не ровен час и автомобиль может попасть в какую-то яму или наскочить на ухаб и тогда избежать ДТП будет просто невозможно. Кроме того, создаются серьезные аварийные ситуации, когда после обгона торопливые водители по-хамски пытаются снова влезть в общий строй, что серьезно раздражает абсолютно всех участников движения. А как там говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце»: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». Так что не мешало бы это усвоить нашим автохамам.

Но продолжаю следовать выбранному маршруту, выезжая на трассу М-2. Это про нее еще несколько лет назад ходил один анекдотец. Приехал как-то раз в гости к серпуховичам немец, и собрав все ямы и ухабы на городских дорогах, господин Фриц в возмущении говорит: «Какие у вас здесь безобразные дороги!», на что русский Иван, как принимающая сторона, заверил: «Не переживайте, завтра мы поедем по хорошей дороге» (подразумевая как раз трассу Крым). И вот на следующий день русский и немец едут по трассе М-2, едут, проехали уже с полчаса. Тут-то иностранный гость и говорит: «Иван, а когда мы поедем по хорошей дороге?». Сегодня можно с уверенностью сказать, что анекдот порос бородой. Дорога в идеальном состоянии. Более того — относительно недавно здесь появилась свежая разметка. И признаться честно, съехав с развязки на трассу, сложно привыкнуть к тому, что тебе нужно еще несколько сотен метров «пилить» по отдельной полосе, разделенной двойной сплошной — новшество от Автодора.

Проехав каких-то пятнадцать минут, сворачиваю согласно указателю, в сторону Мелихово. Преодолеваю еще несколько километров и уже мой автомобиль паркуется на небольшой автостоянке. Оплатив билет, и пройдя за ворота государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П.Чехова, я отправляюсь в тот прекрасный XIX век.

К Хине Марковне и прелестному Брому Исаевичу

«Тут все в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиной с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья, но пройдешься раз-другой, вглядишься — и впечатление маленького исчезает», — писал весной 1892 года издателю Суворину Антон Павлович. Сколько раз здесь бывала, и каждый раз блуждаю в трех соснах — усадьба действительно не такая большая, как кажется. Направляясь в главный дом, встречаешься с очаровательными Хиной и Бромом — скульптурными изображениями такс писателя. Антон Павлович давно подумывал о породистых собаках и вот, как только он приобретает мелиховскую усадьбу, он просит своего петербургского знакомого, редактора журнала «Осколки» Николая Александровича Лейкина, подарить ему щенков своих такс.

И вот уже весной 1893 года, после утомительного переезда из столицы, очаровательные щенки обретают новый дом и с первого же дня начинают наводить свои порядки. По воспоминаниям домочадцев Чехова, они сразу же облаяли прислугу, выгребли землю из цветочных ящиков и раскидали по всему дому калоши, при этом параллельно сумев навести страх на старожилов-дворняг, в жизни не видавших таких собак. Антон Павлович искренне любил своих питомцев, подолгу с ними беседовал, а когда уезжал за границу, писал им письма. Памятник таксам был установлен 22 декабря 2012 года, и сразу же появилась традиция: потереть носы собачкам, чтоб сбылись все заветные желания.

«Левитановская» горка — живописная земляная горка, которая возникла при очистке пруда, «аквариум» — пруд перед домом, флигель-кухня… здесь все дышит историей. И мало кто знает, что в очаровательном флигеле, который притаился в глубине милого садика, была написана знаменитая «Чайка». Сам же мелиховский дом — это рассказ о жизни, о повседневных хлопотах и переживаниях семьи Антона Павловича Чехова на протяжении семилетнего отрезка. Как известно, писатель здесь прожил всего лишь семь лет, но за это время ему удалось создать 42 литературных шедевра, такие как «Дядя Ваня», «Палата №6», «Остров Сахалин», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Мужики» и многие другие рассказы, повести, пьесы.

Сад возле главного дома мелиховской усадьбы покрыт душистым снегом лепестков пионов. И только ради этих ароматных шапок цветов можно отправиться в путь, не говоря уже о культурном наследии. Кстати, эта «живая» экспозиция, радующая посетителей с начала марта до середины октября, является особой гордостью музея. Мелиховский сад, как при Чеховых, благоухает с ранней весны до первых морозов.

В обратный путь

Время здесь несется незаметно, и признаться честно, в душе не хотелось покидать этот островок безмятежности. Но, прекрасно понимая, что дела не ждут, отправляешься в обратный путь. Снова несутся за твоим окном аккуратные пастбища, домишки, а после и громадные аншлаги и информационные щиты на трассе. Динамика, скорость, суета… В одухотворении от соприкосновения с великой культурой, уже с сожалением смотришь на тех, кто куда-то спешит и демонстрирует на дороге свою нетерпимость.

Невольно вспомнился один эпизод из жизни Чехова, когда он возвращался лесной дорогой из Серпухова. Тогда Антон Павлович понял, что этот путь по бездорожью не для его здоровья. И все-таки он с нескрываемым удовольствием напишет следующие строки: «Две трети дороги пришлось ехать лесом, под луной, и самочувствие у меня было удивительное, какого давно уже не было, точно я возвращался со свидания…». Анализируя эту встречу с историей, с прекрасной русской литературой, еще раз убеждаешься, что истинное счастье заключается в гармонии с самим с собой, в погружении в культуру и в воспитании культуры в самом себе; и, наверное, трудно будет отыскать того человека, который сможет возразить и привести свои доводы в обратном.

А впереди меня, как и многих других, ждет новая насыщенная, динамичная и очень неугомонная трудовая неделя. Так что уже с понедельника начинаешь отсчет дней до ближайших выходных, чтобы сесть за руль своего авто, и культурно рулить за культурой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2016

Заголовок в газете: Мелиховское лето

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру