Путевые заметки воспитанной автоледи по дороге в Райсеменовское

Культурно рулим за культурой. Продолжение

И снова, как и обещали в прошлом номере, отправляемся в очередное маленькое путешествие, публикуя свои впечатления. Напомним, региональный еженедельник «МК» в Серпухове», совместно с отделом ГИБДД МУ МВД России «Серпуховское» и 8-м батальоном 2 полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области, разработал новый проект «Культурно рулим за культурой», направленный на повышение культуры автолюбителей.

Культурно рулим за культурой. Продолжение
Живописный уголок села Райсеменовское. Фото: Александр Лаврентьев

Куда отправимся на этот раз, когда столбик термометра в нетерпении тянется вверх, перешагнув тридцатиградусное деление, а в каменных джунглях города уже нет никакой мочи находиться? Конечно же, в рай — зеленый, прохладный и живописный. Благо он находится в нескольких километрах от Серпухова, в бывшем селе Семеновском. Итак, утолив жажду моей четырехколесной подруги, залив в бак достаточное количество бензина, закинув бутыли воды в салон, открываю все окна (не люблю кондиционер — ничего не могу с этим поделать) и в буквальном смысле с ветерком выезжаю на Паниково.

Деревенская дорога гладкая, как стекло. Поначалу, когда здесь после долгого затишья, наконец, провели дорожно-ремонтные работы, местные жители готовы были бить в набат, требуя от местных властей через каждые 300 метров «уложить полицейских», то есть обеспечить искусственной неровностью — машины разгоняются и несутся, как очумелые, игнорируя все предписанные правила. Однако по каким-то причинам людские требы остались без удовлетворения, и лихачи продолжают здесь носиться, порой загоняя стрелку спидометра своих авто за сотенную отметку. Несмотря на весь соблазн, соблюдаю скоростной режим — еду не более 60 км в час. Слева от меня остается поворот на другую деревушку, Глазово. Мало, наверное, кто знает — со второй половины XVII столетия в этом селении Высоцкой волости Серпуховского уезда Московской губернии располагалась старообрядческая община. И вплоть до 1960-х годов верующие старообрядцы, несмотря на запреты сначала царских, а потом и советских властей, свершали богослужения. Молельню несколько раз закрывали, отнимались иконы, но молиться здесь не переставали. Свидетелем тех лет является кирпичный храм архитектора Василия Андреевича Малинина, который был освящен в 1911 году во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сталинские репрессии, осуждение инакомыслия… во все времена старообрядцам приходилось отстаивать свою веру.

Не нарывайся… на наказание

Мой автомобиль уже проносится мимо стен из красных кирпичей добротных домов деревни Судимля, которое в народе принято называть «Долиной нищих», через мгновение останавливаюсь перед знаком «уступи дорогу» на т-образном перекрестке с трассой А-108. Признаюсь, не люблю этот поворот: машины идут плотным караваном, и тебе ничего не остается делать, как ловить момент, чтобы повернуть налево. Не каждый водитель готов войти в твое положение, и остановившись предоставить возможность совершить маневр. А солнце тем временем безжалостно нагревает крышу моего Хендая… и мне ничего не остается делать, как стучать пальцами по рулю и мысленно умолять своих собратьев по дороге о снисхождении и понимании. Но вот на полосах движения образовался свободный зазор, и я, выжимая педаль газа, ловлю этот счастливый момент.

Это только кажется, что скорость ничтожно мала, на самом деле выжимаю 90 км в час — еду в потоке. Но для кого-то эта скорость — не скорость вовсе. Вот ауди с московскими номерами, судя по всему, решила пойти «на таран», выскочив через сплошную на другую полосу движения, а после, проехав несколько десятков метров, настойчиво начала требовать впустить ее обратно в поток, дабы не встретиться лоб в лоб с навстречу идущим авто. Словом, хамство — да и только.

А между прочим, постановлением Правительства РФ №477 от 30 мая 2016 года введен запрет на опасное вождение. То есть неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся: а) в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; б) перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, в) несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, г) несоблюдение бокового интервала, д) резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, е) препятствование обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, ж) повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. Так что, согласно новому документу, этот «алфавит» может потянуть на серьезное наказание. Мера вынужденная — зачастую страшные ДТП случаются именно из-за хамства на дороге.

Дорога к храму

Позади остается мост через реку Нара, поднимаюсь в горку и вот уже поворот направо — проезжаю Тверитино, а далее следует указатель на Райсеменовское. Еще несколько минут и я буду уже у цели своего путешествия. Ровными коробками стоят панельные дома, стройным рядком припаркованы автомобили. Да, мы в сердце самого настоящего рая, главное только иметь огромное желание в этом разобраться и погрузиться в историю и культуру прошлых столетий. Итак, на самом же деле сельцо Семеновское с середины XVII века принадлежало Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину, русскому государственному гению при царе Алексее Михайловиче Романове, которого называли историки «Столыпиным XVII века». Успешный дипломат, выдающийся мыслитель, гуманист, один из родоначальников русской экономической мысли и патриарх «западнического» движения в России, именно Ордин-Нащокин во многом подготовил реформы Петра I. Пройдут годы, и уже потомок Афанасия Ордина-Нащокина — гофмаршал при императоре Павле I Александр Петрович Нащокин (1758−1838) построит здесь, в этом селе, роскошный усадебный комплекс. Усадьба была настолько прекрасна, что ее стали называть Раем (Рай-Семеновское).

Спасская церковь в селе Райсеменовское. Фото: Александр Лаврентьев
Припарковав свой автомобиль, иду по аккуратной дорожке вглубь села, которое венчает прекрасная Спасская церковь в палладианском стиле. Кстати, строительством храма в 1774-1783 гг. проходило под руководством выдающегося зодчего Матвея Федоровича Казакова, того самого архитектора, который проектировал Московский университет. По воспоминаниям современников, интерьер храма отличался исключительным богатством: лепные барельефы, бронза, и колонны отделаны местным разноцветным мрамором. По проекту Казакова был сооружен и великолепный иконостас из белого каррарского мрамора, а благодаря грамотной проектировке, помещение внутри церкви кажется еще больше, чем снаружи. Современники писали: «Нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь», или же «Церковь, выстроенная... в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси».

Не менее прекрасной была и сама усадьба Александра Петровича Нащокина, которая включала в себя усадебный дом, вначале представленный в виде итальянской виллы, ряд служебных зданий, громадный пейзажный парк. С южной стороны дома к Наре спускались две террасы, в самом же парке были построены павильоны, беседки, установлены статуи и организованы пруды. Не удивительно, что усадебный ансамбль Александра Петровича считался одним из лучших в России. Профессор химии Московского университета Ф. Райс, когда в начале XIX века приехал в Рай-Семеновское по приглашению Нащокина, писал в своих мемуарах: «Оно есть одно из прелестнейших и живописнейших местоположений Московской губернии; из села, а особливо из сельского дома помещика, видна прекрасная долина, покрытая везде богатыми лугами, по которым извиваются прозрачные воды реки Нары. Холмы, возвышающиеся небольшим скатом с двух сторон долины, представляют разнообразный вид из различных рощ, оные украшающих, из многих деревень, по ним рассеянных, из многих ручьев, которые вытекают из них и ниспадают иногда в водопадах с мраморных глыб».

Местный Баден-Баден

Конечно, время и советская власть сделали свое дело. И все же, гуляя по заброшенному парку, рассматривая сохранившиеся остатки усадебного дома в Рай-Семеновском, невольно восторгаешься тем помпезным размахом и былой роскошью, красотой.

В 1803 году Александр Петрович Нащокин по разрешительному рескрипту Александра I открывает здесь, в усадьбе Рай-Семеновское, водолечебницу. По сути это будет первый в России частный курорт. Специально для курорта Нащокин строит поселок. На трех улицах расположились двадцать семь домов, предназначенных для проживания пациентов, и отдельное здание с ваннами. Чтобы устроить досуг отдыхающим, в липовом парке крепостные актеры устраивали пышные представления, в парке неизменно играла музыка, которая услаждала слух во время прогулок, на окраине зоны отдыха был устроен и «зверинец», в котором держали диких коз. Однако курорт в Рай-Семеновском не получил развития. Как бы сегодня сказали: импортозамещение потерпело фиаско — русская элита предпочитала все же ездить на воды в Европу. А так как здесь отдыхали в основном близкие и знакомые хозяина, которые ни в коем случае не желали платить денег за постой, в 1820 г. убыточное предприятие было закрыто.

Несмотря на разорение, усадьба все-таки не была продана. Ее по наследству получает Петр Александрович Нащокин(1793−1864), адъютант Михаила Павловича. Нащокин, также, как и его отец, будет любить роскошь, веселую жизнь. Он будет пропадать в карточных играх и кутежах, а также все свое время будет посвящать псовой охоте. Пройдут годы, и Петр Нащокин будет похоронен в той самой Спасской церкви, вместе с дедом и отцом. А имение, обремененное 100-тысячным долгом, будет продано в конце XIX столетия известному фабриканту Диомиду Хутареву. При его сыне Дмитрии Диомидовиче Рай-Семеновское переживет снова расцвет. Сюда будут приезжать известные русские предприниматели: Рябушинские, Кокоревы, Рябовы, Дербеневы, Баскаковы. Частыми гостями здесь будут и представители артистической среды: актеры Малого театра А.А. Яблочкина, семейство Рыжовых.

Революция ХХ века наведет в Рай-Семеновском свои порядки, в итоге усадьба будет заброшена и придет в запустение, а парковые павильоны утрачены. В 2007 году эти объекты будут поставлены на государственный учет, как памятник истории и культуры. Вот он — забытый рай, рай в селе Семеновское. И очень полезно время от времени бывать здесь, чтобы помнить о том как прекрасна история и культура, и как можно в один миг все потерять от обыкновенного внутреннего хамства и невежества. А ведь все, порой, начинается с мелочей: с обыкновенного неуважения других участников движения на дороге. И вот что мне подумалось: мы все себя считаем патриотами, все искренне говорим, что любим свою страну, историю, культуру… и если мы ратуем за возрождение таких утраченных усадеб, храмов, то не пора ли начать с самих себя?

Время в маленьком путешествии летит стремительно. Не успела насладиться былой стариной, как пора отправляться в обратный путь. Дороги, дороги, дороги… они ждут меня, тебя, нас всех.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 29 июня 2016

Заголовок в газете: Путевые заметки воспитанной автоледи по дороге в Рай

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру