С ротным Алексеем Дерябиным по пятому маршруту

Узнать о прошлом и о сегодняшнем в одном путешествии с сотрудником ГИБДД

В этом году 3 июля в России отметили 80 лет с момента образования ОРУД-ГАИ-ГИБДД. В преддверии празднования юбилея региональный еженедельник «МК» в Серпухове» из номера в номер рассказывал о становлении и развитии Госавтоинспекции в Серпухове. Несмотря на то, что праздник прошел, слова поздравлений произнесены, и все достойные сотрудники награждены, мы продолжаем рассказывать о буднях офицеров ГИБДД.

Узнать о прошлом и о сегодняшнем в одном путешествии с сотрудником ГИБДД
Майор полиции Алексей Дерябин

Чтобы пообщаться с майором полиции, командиром роты 8-го батальона 2-го полка ДПС «южный» ГИБДД ГУ МВД России по Московской области Алексеем Дерябиным, я отправилась в долгий путь, почти до Подольска. В данный момент Алексей Васильевич находился на пятом маршруте (из существующих шести), то есть участок от 53 км Старого Симферопольского шоссе до 72 км, до населенного пункта Чехов. Потому ради этой истории мне пришлось преодолевать многие километры по трассе «Крым». Свернув на развязку, попадаем на А-107. Едем безумно медленно — ведутся работы по расширению дороги. В итоге, как говорится, в час по чайной ложке, добрались до Старого Симферопольского шоссе.

— Здравствуйте, это вы из «Московского Комсомольца в Серпухове»? Мне сказали, чтобы я что-то рассказал вам о себе… Вы только задавайте вопросы.

Симпатичный, высокий, и очень скромный. Я уже с первых мгновений уловила, что Алексею не очень-то комфортно при виде включенного диктофона и фотоаппарата-зеркалки. Ему бы службу свою нести, а тут приехали из газеты и что-то от него хотят.

— Вы не будете против, если мы начнем общаться по ходу движения? — спрашивает майор полиции.

Конечно не против, наоборот мне хочется немного прочувствовать на себе, что значит быть ротным. Ключ зажигания поворачивается, трогаемся, и отправляемся по уставшей от бесконечного автотранспорта старой Симферопольке. На самом деле это один из самых сложных участков подконтрольных 8-му батальону. Усугубляет транспортный коллапс станция Львовская, и переезды у нефтебазы и одного из предприятий. Говорят, когда-то обещали здесь построить эстакаду, но пока же сотрудникам ГИБДД приходится усиливать контроль.

Вообще странное получается дело: разметку нанесли, знаки поставили, а водители едут так, как хотят, и туда, куда им надо. Один подрезал, другой вовремя не среагировал и в итоге получается то, что получается — дорожно-транспортное происшествие. В этом случае у ротного Дерябина есть всего лишь несколько минут, пока добирается экипаж для выяснения обстоятельств и составления протоколов, чтобы в буквальном смысле разрулить ситуацию: сначала перекрывает движение, а после пускает автотранспорт по встречной полосе. Реагировать нужно быстро, дабы избежать скопления автомобилей.

Начало…

Он пришел в органы внутренних дел в 1994-м. Алексей еще с детства грезил о службе в милиции, о задержании преступников, и свершении каждодневного подвига. Потому сразу же после школы, не раздумывая, подал документы в высшую школу милиции. Прошел медкомиссию, хорошо сдал экзамены, но по иронии судьбы не хватило всего лишь одного проходного балла. Непокорный Дерябин берет направление и идет на службу в московскую ГАИ, его отдел тогда находился в непосредственной близи со знаменитым зоопарком на Красной Пресне (ныне это 4-й батальон ДПС ГИБДД). Прослужив здесь несколько лет, переводится в родной Чехов, в патрульно-постовую службу чеховского УВД.

Служба шла хорошо. И все же, плох тот сержант, который не мечтает стать офицером. И так как Дерябин уже сильно упирался головой в карьерный потолок — офицерских единиц тогде здесь можно было пересчитать по пальцам, в 1999 году Алексей переводится в 13-ю спецроту, которая спустя годы станет тем самым 8-м батальоном. Служба шла свои чередом, незаметно пролетели два года, но вот приходит приказ: отправляется в командировку… в Чеченскую республику.

Приказ был выполнен без замедления. Семью, любимую 13-ю спецроту и непослушных водителей приходилось видеть только в редких снах, когда не было ночных вызовов. А так и днем, и ночью Алексей Дерябин, как сотрудник Госавтоинспекции осуществлял службу на блокпостах, сопровождал спецтехнику, с сослуживцами контролировал дороги от Кизляра до Грозного — тогда в самой столице республики шли ожесточенные бои.

— Люди там все добрые, улыбчивые. Но нас сразу предупредили: днем всем тут могут улыбаться, а ночью сделать что-то страшное, — вспоминает Алексей.

И действительно, самое страшное происходило, как правило, в темное время суток. В ночных рейдах по зачистке станиц, где скрывались бандформирования, Алексей Дерябин сопровождал военных, задерживал преступников… словом, было всякое. Вот приедет он на базу, а на УАЗике — сквозное пулевое отверстие, хотя даже не слышал и не видел, что кто-то стрелял. Спрашиваю у Алексея, какие награды за службу в Чечне получил, но он лишь с улыбкой говорит:

— Честно говоря, не помню… Это было-то давно. Главное, что вся наша рота вернулась домой, и в полном здравии. Знаете, до нас были ребята из Московской области, кто погиб, кто пришел с травмами. То, что там происходило на самом деле, по телевизору не показывали. В войне нет ничего хорошего.

И тут же, видно чтобы сменить тему разговора, Алексей мне с комментаторским нотками гида парирует:

— На данном участке дороге располагается КРИС-П.

Урок дорожной грамотности.

О радаре, и об отсутствии культуры

КРИС-П — тот самый железный агрегат, который фиксирует превышение скорости. Удивительно, но эти ящики на треногах стоят чуть ли не через каждые сто метров. Дело в том, что на данном участке с населенными пунктами Детково, Масловка, Углешня, наблюдается рост количества ДТП. Дорога-то вроде и не скоростная, но водители любят поднажать на газ. В скоростном кураже порой не замечают людей, которые переходят дорогу, в итоге и случаются страшные аварии, зачастую с пострадавшими. Потому радары — вынужденная мера, так как надо сдерживать лихачей.

— Простите, может я задам вам очень глупый вопрос: а бывали случаи, когда вот этот КРИС-П скидывали? — спрашиваю я у Алексея.

— Что вы, бывали случаи, когда пытались их не то что сбить, а своровать! Вот выставит инспектор оборудование, встанет в стороне для проведения профилактической работы, а тут подъезжает машина, из нее выходят люди, и начинают грузить. Зачем? Нам отвечают: можно и в металлолом сдать. После приходилось нам радары цепями приковывать к отбойнику, но все равно находились умельцы, которые не стеснялись доставать вспомогательные инструменты, чтобы отсоединить устройство от цепи. Все зависит от воспитания.

Да и вообще, резюмирует командир роты, культура вождения уходит в небытие. Зачастую люди, приобретая хорошие, дорогие машины, не хотят вспоминать, что на определенных участках, согласно Правилам дорожного движения, прописана допустимая скорость движения. Вот, к примеру, на трассе «Крым» самый высокий предел для автолюбителей — 110 км в час, но ведь находится же немало «шумахеров», которые разгоняются до самой последней отметки спидометра.

За разговорами мы почти доехали до поворота на Чепелево. По дороге я вижу то тут, то там сотрудников 8-го батальона. Одна из основных обязанностей инспекторов ДПС — обеспечение безопасности на проезжей части и возле дороги, а как уже говорилось выше, что участок сложный, здесь немало людей в полицейской форме, которые строго следят за неукоснительным соблюдением ПДД водителями. А вот и очередной «штрафник»: владелец Chevrolet грубо нарушил пункт 9.9 Правил дорожного движения и вынужден будет заплатить за езду по обочине 1500 рублей, о чем инспектор ДПС разъяснил, объяснил, указал на дорожный талмуд и приступил к оформлению протокола.

— Ну что, хулиганы, кто из вас готов попасть на страницы газеты?

Водитель-нарушитель и его пассажиры спешным образом отворачиваются, закрывают лицо руками, чем немало позабавили.

— Ну что ж вы нарушаете? — спрашиваю я.

— Да мы просто планировали здесь остановиться, водички попить, отдохнуть — указывая на водопроводную уличную колонку (удивительно, еще таковая сохранилась), — говорит лихач с нотками лукавства. — Вы только нас не фотографируйте, пожалуйста.

Шутки — шутками, а ведь здесь, на обочине, могли находиться пешеходы, или же проезжать велосипедисты. Не успеет водитель среагировать — и произойдет непоправимое. Эту картину со всеми красками описывают сотрудники ГИБДД автовладельцу Chevrolet.

С университетской скамьи по карьерной лестнице

Сразу же после Чечни Алексей воплощает свою давнюю мечту и поступает в Высшую школу милиции на юридический факультет, только вот через шесть лет он закончит уже Университет МВД РФ — вуз переименуют. Теперь же на его погонах засверкали две лейтенантские звездочки. С годами звезд станет только больше, а параллельно по возрастающей он будет подниматься по карьерной лестнице: в 2010 году с должности инспектора ДПС он будет назначен командиром взвода, а уже через четыре года займет должность командира роты.

Вот уже третий год Алексей командует ротой. И вот, оглядываясь назад, вспоминая те дни, когда он еще мальчишкой принял для себя решение стать милиционером, майор Дерябин не жалеет о своем выборе. Даже несмотря на то, что с каждым годом служить становится сложнее и сложнее. Вообще странное дело: электронных устройств, фиксирующих превышение скорости, становится все больше, а служба от этого легче не становится. Дело в том, как рассказывает и Дерябин, и его сослуживцы, с увеличением автотранспорта в геометрической прогрессии и с расширением дорог, количество самих сотрудников Госавтоинспекции остается неизменным, а человеческое общение и оперативные действия полицейских ни в коем случае нельзя сопоставить даже с самыми высокими современными технологиями.

Мало кто знает, что инспекторы Госавтоинспекции чуть ли не каждое ДТП, при оказании помощи и последующем оформлении протокола, пропускают, образно говоря, через себя, долго храня в памяти детали того или иного происшествия. И что никогда нельзя забыть, как говорит сам Алексей, это ДТП с пострадавшими детьми.

— За мою практику их было слишком много, это страшно. Удивляет безалаберность взрослых, когда они не считают нужным элементарно пристегнуть ребенка в специальном удерживающем устройстве. Помню был один случай на трассе «Крым»: тогда отбойников не было, и вот водитель с правой стороны решил развернуться на техническом разрыве, не пропустив машину, которая шла по главной стороне. А в том самом автомобиле, которая шла по главной, находился ребенок, которому было несколько месяцев отроду. Соответственно, водитель не среагировал, происходит столкновение… и та машина, в которой находился грудничок, начинает кувыркаться и малыш, непристегнутый в люльке, вылетает через заднюю боковую форточку. Благо очевидцы аварии его увидели, быстро подняли, и он остался жив. Ну вот, как еще объяснять людям, чтобы они берегли своих же детей?

Столбик термометра неизменно бежит вверх, далеко за тридцатиградусную отметку. И вот так каждый день смены: в невыносимую жару летом, в страшный мороз зимой, в распутицу весной и осенью Алексей Дерябин, как и другие офицеры Госавтоинспекции, несет свою службу. Несет ее с честью, с большой ответственностью и достоинством. Это потом уже в отделе кадров я все-таки узнала о всех тех наградах, о которых Алексей Васильевич по своей скромности посчитал нужным умолчать: нагрудные знаки «Участник боевых действий», «За отличие в службе ВВ МВД России», «За верность долгу» и «За службу на Кавказе», а также Алексей Дерябин был награжден знаком «Отличник милиции» и именным холодным оружием.

Урок дорожной грамотности.
Мы оказываемся уже на Борисовском шоссе, возле административного здания 8-го батальона 2-го полка ДПС «южный» ГИБДД ГУ МВД России по Московской области — конечный пункт моего назначения, а вот у Алексея Васильевича служба в самом разгаре. И даже 3 июля, в день празднования 80-летия ГИБДД, майор полиции, командир роты Алексей Васильевич Дерябин будет согласно графику дежурств находиться на посту: праздники — праздниками, но безопасность на дороге и жизнь людей — превыше всего.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: С ротным по пятому маршруту

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру