В жилом доме в Протвино некому чинить канализацию

Дом Гагарина, 12 фактически остался без обслуживания

Жители дома по улице Гагарина, 12, в Протвино жалуются на плохое обслуживание и отсутствие ремонта, на канализационные стоки в подвале. Из-за неплатежей собственников на доме висят большие долги. А жадность муниципалитета превратила жизнь арендаторов подвалов в ад.

Дом Гагарина, 12 фактически остался без обслуживания
Проблемный подвал у 5-го подъезда по Гагарина, 12

На днях мне позвонила местная жительница Татьяна и рассказала, что канализация дома, в котором она проживает, нуждается в срочном ремонте.

— Мы задыхаемся, — пояснила женщина. — Окно открыть невозможно, хоть я и живу на четвертом этаже.

Она рассказала, что дому № 12 по улице Гагарина уже 44 года. Старые инженерные системы пришли в негодность. Чтобы хоть как-то поддерживать дом в порядке, жильцы образовали ТСЖ. Потихоньку начали кое-что ремонтировать, а потом дело забуксовало. Стали проситься назад в МУП УЖКХ, но там почему-то не принимают. Татьяна жаловалась в администрацию города, депутату Марии Жаченковой, работавшей в МУП УЖКХ, теперь собирается писать заявление в прокуратуру.

— Бегают мыши, летает моль с палец величиной. Мы живем как в XV веке! — описывала ситуацию Татьяна.

Прямо дежавю. Сколько таких историй я уже опубликовала. Прокуратура, Жилинспекция, портал «Добродел» завалены жалобами жителей на проблемы в сфере ЖКХ. Так что ни для кого не секрет, что жилой фонд у нас находится в ужасающем состоянии. Но привыкнуть к этому нельзя, смириться с таким положением вещей — тем более. Поэтому на следующий день я уже созванивалась с экс-председателем ТСЖ «Гагарина 12» Вячеславом Антимоновым.

Вонючий подвал

Улица Гагарина — одна из старейших в Протвино, она расположена в старой части города между школой № 2 и поликлиникой. По четной стороне улицы стоят 9-этажные дома с пятью подъездами. В каждом — 180 квартир. В год один такой дом платит за коммунальные услуги 2,5 млн рублей. Подвалы в домах большие, инженерные коммуникации проведены под полом или в потолке, так что помещения можно использовать для работы. В советское время подвалы этих домов оставляли за собой строители. В подвалах Гагарина, 12, располагался ОКС — отдел капитального строительства ИФВЭ. Спустя полвека, по иронии судьбы, именно эти подвалы источают зловоние и отравляют людям жизнь.

Вячеслав Николаевич ждал меня у последнего, пятого подъезда. Несло нечистотами, вокруг роились мухи.

— Проблема в том, что сколько бы мы не чинили канализацию, она снова засоряется. Нужно вскрывать полы в подвалах. Но там сидят арендаторы, с которыми у меня нет никаких договоров, — обрисовал суть проблемы Антимонов.

ТСЖ «Гагарина 12» создали в марте 2014 года. Председателем выбрали Вячеслава Антимонова. Он нанял для обслуживания фирму «Аэлита», работавшую с новыми домами на улице Южная. Понемногу стали приводить дом в порядок. И сразу же столкнулись с канализацией. Ее трубы засоряются постоянно, а заменить их или отремонтировать невозможно. Так и живут уже третий год, вызывая то аварийку, то сантехников. Кардинально же проблема не решается.

Мы зашли в один из подъездов. Грязные стены, отбитая краска, паутина на окнах, заляпанный мусоропровод — типичная картина для многих жилых домов. Зато на этажах новенькие распределительные щитки и светодиодные фонари, которые мало потребляют. Их поставили за счет средств капитального ремонта. Из этих же средств можно было бы отремонтировать и канализацию, но мешает конфликт интересов.

В год на собственный счет капремонта ТСЖ приходит 1,2 млн рублей. И это помимо того, что некоторые жильцы за него не платят. Не платит за капремонт и муниципалитет, которому принадлежат четыре квартиры в доме, а также подвалы площадью 800 кв.м.

Новые распределительные щитки в подъездах

За чей счет ремонт?

Мы спустились в подвал пятого подъезда. От запаха нечистот слезятся глаза. Душный влажный коридор обвешан рекламой фирм-арендаторов: Second Hand, Faberlic. Неужели кто-то здесь покупает одежду и продает косметику? Прошли в самый торец дома. Здесь пахнет сильнее всего. Рои мух облепили стены и дверь, за ней располагается помещение, куда вытекают фекалии. Засор или прорыв труб расположен где-то под полом коридора. Нужно его вскрывать, но это никто не делает. Почему? Как пояснил Антимонов, администрация города, которая владеет подвалами и сдает их в аренду, в принципе не возражает против ремонта, но просит согласовать вопрос с арендаторами.

В подвале много мух

— А с какой стати я буду с ними согласовывать? Я не имею никакого отношения к арендаторам. Допустим, я разобью пол, а арендаторы скажут — восстанавливайте.

— Какой выход из ситуации?

— Пусть администрация за свой счет чинит канализацию.

Дешево и сердито

Из арендаторов подвала я встретила только одного человека — сотрудницу ООО «Гелиос». Она рассказала, что постоянные проблемы с канализацией началась года два назад. Им даже зимой приходится оставлять дверь подвала открытой, чтобы глотнуть свежего воздуха.

— Вы жаловались куда-то?

— А что толку? Мы имеем право отказаться от аренды, если не нравится.

Да кто же откажется от помещения, которое обходится от силы 4000 рублей в месяц. За ресурсы, интернет и телефон арендаторы платят напрямую поставщикам услуг. На воду и электричество у всех установлены отдельные счетчики. А кто платит за текущий ремонт?

Женщина зачитала мне из договора аренды соответствующий пункт: «арендатор обязан производить за свой счет ремонт арендуемого помещения». Но по ее словам, канализация требует капитального ремонта, ведь нужно менять все трубы, а это уже в договор аренды не входит. Текущий же ремонт они делают («вызываем аварийку»), помещение содержат в порядке. При этом договора с ТСЖ или какой-то другой управляющей организацией у них нет.

Арендаторы, конечно, жалуются в администрацию на состояние помещений, но в ответ слышат: «А в чем дело? Это же подвал».

— Вы видели, чтобы где-то подвалы ремонтировали? — пожала плечами сотрудница ООО «Гелиос».

По ее словам, трубы забиваются из-за того, что жильцы кидают в канализацию тряпки. Что правда, то правда. От жильцов многое зависит, но пока культура правильной утилизации мусора у нас не развита. Люди так и норовят спустить в канализацию прокладки, влажные салфетки, а то памперс целиком. В старых домах с железными трубами даже соленые огурцы из банки, спущенные в унитаз, могут вызвать аварию.

В этом подвале учат иностранные языки

Хотим ТСЖ, не хотим ТСЖ

В ноябре прошлого года жильцы восстали против ТСЖ и решили уйти назад в МУП УЖКХ. Проголосовали, отнесли документы, но оказалось, что выбрать сразу конкретную управляющую компанию нельзя, нужно сначала отказаться от ТСЖ, а потом администрация назначит конкурс или исполнителя услуг. Переголосовали, в феврале 2016 года отдали все протоколы, бюллетени. Сначала Антимонов приходил в администрацию к заму по ЖКХ Андрею Степанову (с мая перешел на работу в Чеховский район), тот создал комиссию, которая осмотрела дом, составила перечень работ, обещала быстро подключить МУП УЖКХ. Ходил и туда, но за последнее время в «управляйке» сменились три директора, и осмысленно разговаривать стало не с кем. Антимонов вспомнил, как однажды сотрудница МУП УЖКХ спросила его, зачем они вообще уходили в ТСЖ. А он ответил: «я хотел как лучше для дома».

В апреле этого года Антимонов сложил с себя полномочия, устав бороться с системой, лишившись поддержки большинства жильцов. Сказал, что жильцы хотели бы вернуть ТСЖ, но кто возьмется за это предприятие? На доме висит долг в 1,3 млн за ресурсы и капремонт, накопившийся из-за квартир неплательщиков. Одни задерживают платежи по нескольку месяцев, а кто-то не платит принципиально. Всего 24 квартиры-должника. С особо злостными Антимонов успешно судился.

— А почему не платят? Малоимущие или пьющие? — спрашиваю.

— Да нет. Вот машина одного стоит. У него 200 тысяч долга.

Антимонов рассказал, что на суде ответчик аргументировал отказ платить коммуналку тем, что он изначально был против образования ТСЖ. Другой собственник просто бросил квартиру, живет в другом месте. Только выиграть суд — это полдела. Попробуй получить деньги с должников.

— Если бы мы могли распоряжаться подвалами, то за счет арендной платы покрыли бы долги, сделали бы ремонт, — рассуждал Антимонов.

Действительно, подвалы в жилых домах, где проходят инженерные системы, — это общедомовая собственность. Формально администрация ими не владеет. У нее и права собственности не оформлено, а поэтому тратить бюджетные деньги на ремонт подвалов нельзя. Это будет нецелевым расходованием средств. В подвалах на Гагарина, 12, формально, по кадастру, муниципалитету принадлежит только 74 кв.м., где находятся сантехники. Но так исторически сложилось, что администрация самовольно распоряжается всеми подвалами в городе, сдает их в аренду. За их содержание и ремонт не платит, платежи за капремонт тоже игнорирует. Очень удобная позиция. Администрация, кстати, тоже голосовала против образования ТСЖ «Гагарина 12».

Один в поле не воин

Увидев нас, подошли жильцы дома, засыпали вопросами и жалобами.

— Это здесь корреспондент-то? — спрашивала одна бабуля. — Когда нас обратно в МУП УЖКХ примут?

— Уборщица получает две ставки и плохо убирается. Мы сами моем да подметаем.

— Напишите про выгул собак. У нас выгуливают прямо на детской площадке. До палатки дойти нельзя, обязательно в дерьмо вляпаешься. К кому обращаться нам по этому вопросу?

— Можно поднять вопрос о том, чтобы отдали нам подвалы? За деньги от аренды мы будем развивать дом. А если администрация получает деньги, то пусть она и чинит канализацию.

— Сантехника и электрика не дождешься.

— Зачем нам два управляющих?

Действительно, зачем. Я задала вопрос Антимонову, что делает и сколько получает Андрей Краевский, который числится управляющим ТСЖ. Тот пояснил, что Краевский помогал на первых порах наладить работу ТСЖ, готовить иски в суд. Платили ему 15 тысяч в месяц, а через год отказались от его услуг. Сам Антимонов получал зарплату 10 тысяч. Сейчас в ТСЖ работает бухгалтер на 15 тысяч рублей, обслуживающий мусоропроводы (8 тысяч), уборщик подъездов (10 тысяч) и дворник (4 тысячи).

— Почему вы недовольны работой ТСЖ? — спрашиваю я сидящих на лавочке женщин.

— ТСЖ как таковое нравилось. Много сделано хорошего. Председатель исполнительный, но он не справлялся один. А теперь его то тот обругает, то этот, у него руки опускаются.

Дайте доступ в подвалы

Для полноты картины я отправилась на «южку» поговорить с директором «Аэлиты» Антоном Григорьевым. Он подтвердил, что канализацию на Гагарина, 12, нужно менять, а для этого вскрыть пол в подвале и демонтировать старые трубы. По его словам, это не обязательно будет капремонт, можно заменить конкретный участок, и это обойдется в разумную сумму, но только пусть обеспечат доступ в подвал. А каждый божий день вызывать аварийку, как это происходит сейчас, слишком затратно.

Григорьев рассказал, что помимо старых труб, есть инженерная проблема: стояк в этом доме был собран искривленным, а это неправильно. По СНиП стояк должен быть прямым.

Григорьев обслуживает два дома на улице Южная. Подвалы там приватизированы, но не все. Технические помещения дома свободны, там запрещено даже устраивать склады — так решили жильцы. «Все системы дома должны быть доступны», считает Григорьев. А то бывает из-за аварии в жилых квартирах на Гагарина, 12, приходится разыскивать арендаторов, чтобы взять ключи и попасть в подвалы. И да, он тоже считает, что этот дом может стать клондайком, если сам будет распоряжаться подвалами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 17 августа 2016

Заголовок в газете: Зловонная драма с фекалиями

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру