Мособлдуме рассказали о плюсах слияния муниципалитетов, и напомнили о демократических принципах

«Брак» заключат только по обоюдному согласию

Тема объединения муниципалитетов в наши дни стала, по сути, красным революционным знаменем: жители Подмосковья устраивают митинги, выражая таким образом свое несогласие с административно-территориальным преобразованием. Конечно же, и в правительстве Московской области, и в Мособлдуме старались некоторое время эти волнения не замечать, осознанно уменьшая число участников протестных мероприятий. Но даже при огромном желании шила в мешке не утаишь, так что хочешь — не хочешь, а вопрос на поверхность общественности вынесли.

«Брак»  заключат только по обоюдному согласию

Говорить открыто обо всех плюсах и минусах по реформированию муниципальных образований призывала и общественность, и наше издание. И вот, на днях, 30 ноября, в здании Московской областной думы прошло заседание круглого стола на тему «Совершенствование организации местного самоуправления в Московской области», куда был приглашен региональный еженедельник «МК» в Серпухове».

Среди участников круглого стола было немало знакомых имен: председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов, зампред правительства Московской области Михаил Кузнецов, заместитель председателя правительства области Александр Костомаров, а также министр финансов Антон Котяков и заместитель председателя Общественной палаты Московской области Марина Юденич и мн. др. По сути это мероприятие было первой попыткой донести до общественности конструктивную информацию об объединении муниципальных образований.

Верной дорогой идем, товарищи

Как известно, Мособлдума приняла девять законов, согласно которым семь муниципальных образований Подмосковья были сформированы в единые городские округа. Речь идет о таких муниципалитетах, как Королев, Балашиха, Подольск, а также Озерский, Мытищинский, Каширский, Егорьевский, Шаховской и Серебряно-Прудский городские округа, а до конца этого года планируется завершение процесса формирования городских округов в Зарайском, Павлово-Посадском, Рузском районах (к сведению, в Московской области насчитывается 326 муниципальных образований: 39 городских округов, 29 муниципальных районов, 101 городское поселение, 157 сельских поселений).

Конечно же, говорить о результатах объединения муниципалитетов пока, пожалуй, преждевременно — нужно чтобы прошло хоть какое-то время, минимум лет пять. Однако участники круглого стола с выкладками и цифрами уверенно рассказали о всех плюсах от административно-территориального преобразования. Да что тут говорить? Заявленная тема мероприятия «Совершенствование организации местного самоуправления в Московской области» уже сама по себе вселяет оптимизм.

— Реформирование районов в округа дает возможность устранить такие проблемы, как разграничение имущества и полномочий между районом и поселениями в его составе, а также исключает фактор межличностных конфликтов между главой района и главами поселений, — отметил в своем выступлении председатель областного парламента Игорь Брынцалов. — Положительный эффект с точки зрения социально-экономической ситуации, развития муниципалитетов, где преобразования уже произошли несомненно.

Как пояснил спикер региональной думы, в процессе этого реформирования сократился аппарат муниципальных чиновников, что позволяет существенно экономить денежные средства. Так, например, в прошлом году экономия составила 2,1 миллиарда рублей, которые, оказывается, были направлены на развитие здравоохранения Московской области. И это только начало…

Чиновники приводят цифры

Александр Костомаров, занимающий в правительстве Московской области должность зампреда, в своем докладе рассказал об опыте работы городских округов, которые были сформированы в 2015 году. Так прекрасным примером, по мнению организаторов круглого стола, является городской округ Мытищи, где аппарат чиновников был сокращен почти втрое, при этом экономия составила 296 млн руб. А вот в городском округе Озеры после преобразования объем инвестиций в основной капитал увеличился на 55 млн руб., при этом в сфере организации закупок экономия бюджетных средств только в части транспорта составила 6 млн руб. Согласно приведенным цифрам, в городском округе Кашира тоже наблюдается положительная динамика — тарифы на транспорт внутри городского округа сократились на 30%.

Министр экономики Московской области Ирина Смирнова рассказала об экономических предпосылках формирования городских округов. Несомненный плюс — единые подходы в налоговой политике (единые налоговые ставки на землю, имущество физических лиц, ставки аренды на имущество, налоговые льготы); выравнивание уровня налоговых и неналоговых доходов на душу населения. Также по ее мнению повышается и инвестиционная привлекательность, что, безусловно, заинтересует представителей бизнеса. Речь идет о снижении административных барьеров (взаимодействие с одним муниципальным образованием), а также о формировании новых земельных участков без учета границ органов местного самоуправления. Заметно упрощается процедура технологического присоединения к инженерным коммуникациям. В качестве примера Ирина Смирнова рассказала о реализации инвестиционных проектов в объединенном Подольске. По словам министра экономики, все это позволило за девять месяцев 2016 года привлечь в основной капитал 23,5 млрд рублей инвестиций.

А что же жители? А вот жителям объединение муниципалитетов в один округ даст переход к единым тарифам в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения; введение городского тарифа на проезд в автобусах (как утверждают областные чиновники, для 35-50 км поездка будет дешевле от 2-х до 3-х раз). При этом гарантируется полное сохранение всех льгот для сельских учителей, врачей, социальных работников и работников культуры (ежемесячная денежная компенсация: 100% платы за общую площадь жилого помещения; стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления; стоимости платы за отопление). Кстати, без изменений остаются налог на имущество, прописка, не будет никакой необходимости менять паспорта и другие документы.

Открытый диалог — обязательное условие

На цифрах строил свое выступление и министр финансов Московской области Антон Котяков, который подчеркнул, что объединение муниципальных образований влияет на бюджетную обеспеченность. Если в 2015 году расчетная бюджетная обеспеченность в Балашихе составляла 1,20, а в Железнодорожном — 0,90, то после объединения данных образований бюджетная обеспеченность в 2016 году составила 1,05, что является показателем уменьшения уровня дотационности муниципального образования. И вообще, отметил министр финансов, расчетный объем дотаций в реформированных муниципалитетах существенно сократился за счет увеличения бюджетной обеспеченности. И далеко за примером ходить не надо — в Подольске в 2016 году дотации составляли 509 млн рублей, на 2017 год по расчетам они составили бы 0. Однако было принято принципиальное решение, что объем дотаций не будет снижаться в течение трех лет, начиная с очередного финансового года, следующего за годом преобразования. Это позволяет территориям сохранить за собой дополнительный финансовый ресурс в виде дотаций.

И все же, несмотря на все инсинуации, тиражируемые активно в СМИ, в Мособлдуме подчеркивают, что все инициативы по реформированию проходят через широкую дискуссию, и детально обсуждаются с жителями всех поселений на публичных слушаниях.

— Таким образом, все изменения проводятся только по достижению согласия муниципальных сообществ, — резюмировал председатель комитета Мособлдумы по местному самоуправлению Александр Наумов.

На заседании круглого стола приводилось немало положительных доводов в защиту объединения муниципалитетов, но что странно — участники мероприятия мало того что не озвучили минусы, возникшие в результате административно-территориального преобразования, но и всячески пытались обойти эту тему. Все это, безусловно, даже при красивых цифрах и эмоциональных докладах вселило некое недоверие. Однозначно, что этот вопрос необходимо тщательно изучать, обращаясь как к истории формирования двухуровневой системы самоуправления, так и к опыту объединения муниципалитетов других субъектов Российской Федерации. Потому «МК» в Серпухове» на страницах издания будет регулярно вновь и вновь возвращаться к этой теме, чтобы выяснить до конца, действительно ли объединение муниципальных образований позволяет совершенствовать организацию местного самоуправления.

Яна Киблицки, главный редактор «МК» в Серпухове», депутат Совета депутатов г.о. Серпухов:

«Из-за отсутствия информации рождаются многочисленные мифы и сплетни. В данном случае в Серпуховском районе идут некие спекуляции на эту тему. Я бы хотела получить официальную информацию: действительно ли в данный момент Серпуховский муниципальный район стоит в «очереди» на объединение с городским округом Серпухов. Как мы знаем, эта проблема возникла не на пустом месте: сначала на официальном сайте правительства Московской области появилась информация о том, что это произойдет, потом вдруг новость вовсе исчезла, а спустя какое-то время она появилась с коррекцией».

Игорь Брынцалов, председатель Московской областной думы:

«В этой информации, про которую Вы говорите, были обозначены все муниципальные образования, которые гипотетически будут объединены. Если есть у жителей желание начать этот процесс, то — пожалуйста. Пока же в Серпуховском районе этого нет, и наоборот наблюдается инициатива в обратную сторону. Подчеркиваю, обязательным условием преобразования муниципалитетов является согласие самих жителей. Для этого проводятся публичные слушания, идет открытый диалог с людьми. Мы и Вас сюда пригласили для этого».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2016

Заголовок в газете: «Брак» заключат только по обоюдному согласию

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру