Чувства матери и ребенка формируют их судьбу

Чтобы посмотреть в душу мира, нужно согреть младенца любовью

Наша жизнь имеет огромное количество испытаний и кризисов. Часто, стоя на «перекрестке семи дорог», мы подсознательно ищем опору в словах наших матерей… И счастлив тот, кто в колыбели был обогрет материнской любовью и засыпал под нежное «котя, котя, коток.. ай-люли, люли, люли» и др. Здесь нет оговорки. Часто можно слышать: «Разве может мать не любить своего ребенка? Кем же она тогда будет?». Рассмотрим научный подход к значимости эмоциональной связи ребенка с матерью и принятия матерью ребенка, накопленный в психологии.

Чтобы посмотреть в душу мира, нужно согреть младенца любовью
Фото: www.pexels.com/ Unsplash

Характер детско-родительских отношений (особенно с матерью) во многом определяет будущие способности ребенка регулировать свое поведение, свои телесные функции и проявления. Особенности взаимодействия между матерью и ребенком в детском возрасте (хроническая недостаточность привязанности, сильная симбиотическая связь, гиперопека или недостаток внимания) могут стать источником возникновения психологически обусловленных соматических симптомов у детей. У ребенка проявляется способность правильно оперировать эмоциональными переживаниями (различать, называть и описывать свои собственные эмоции и переживания других людей). Психосоматическое развитие ребенка — это процесс становления и развития особого класса явлений. Результат овладения ребенком своим собственным телом, своими способами телесного и эмоционального реагирования на психотравмирующую и/или кризисную ситуацию.

Эмоциональный опыт ребенка формируется в семье в процессе непосредственного общения со значимыми взрослыми. Чувства появились в процессе эволюции, и служат внутренним индикатором на изменения окружающего мира, помогают человеку сориентироваться в жизни и найти путь для удовлетворения собственных потребностей, понимать других людей и строить с ними взаимоотношения. Характер и содержание материнско-детских отношений являются источником развития телесности ребенка и неразрывно связаны с развитием и становлением эмоциональных процессов.

***

Результаты исследования причин возникновения астмы в диаде: мать — хронически больной ребенок, позволяют наиболее ярко увидеть процесс взаимодействия матери и ребенка, роль матери в ходе социализации ребенка в особых условиях развития — при хронической соматической патологии. Содержание эмоционального опыта ребенка с заболеванием бронхиальная астма (6-9 лет) отличается противоречивостью переживаний, преобладанием негативных эмоций, трудностью в понимании собственных чувств и открытостью к чувствам других. В раннем развитии ребенка с бронхиальной астмой преобладали негативные переживания, связанные с эмоциональным неблагополучием и психотравмирующими ситуациями.

Новорожденный младенец обладает чрезвычайно высокой чувствительностью. Особо следует отметить повышенную чувствительность кожи и обоняния. Страдание рождения может выражаться в таких общих переживаниях, как ощущение бесконечного падения, разъединения психики и сомы, переживание тревоги, страха за свою жизнь, сочетающихся с невероятной болезненностью кожи. Только представьте: младенец является полностью зависимым, и не может организовать защиту ни на физическом, ни на психическом уровне. В исследованиях Винникота отмечается, что новорожденный или грудной ребенок, оставленный без присмотра взрослого, переживает следующий опыт: распад на куски, бесконечное падение, утрату всякой надежды на возобновление контакта (т.е. утрата надежды на то, что мама когда-нибудь вернется). Новорожденный ребенок, попавший в неблагоприятную ситуацию, каждый раз после ощущения страха и безысходности отказывается от жизни. Он переживает маленькую смерть, проходя через бесконечное падение и разъединение психики и тела. Если такой опыт ребенок переживает регулярно, его психика будет нарушена. Находясь в состоянии полной зависимости, ребенок имеет совершенно определенные потребности, от реализации которых зависит — будет он жить или нет. К перечню психоэмоциональных потребностей относится: потребность в контакте с матерью, потребность в положительных эмоциях, потребность в познании, потребность в ощущениях (запахи, звуки, вкусы, цвета и образы, тактильные ощущения и т.д.), потребность в общении. Эти тонкие потребности могут быть реализованы только при человеческом контакте. Винникот так говорит о них: «Возможно, ребенку нужно войти в ритм дыхания матери или даже услышать или почувствовать, как бьется сердце взрослого. Или младенцу необходимы запахи матери и отца, или звуки, которые обозначают живое, или краски, движение». Дать младенцу необходимую поддержку, полностью приспособив свою жизнь к его нуждам и войдя в полное соответствие с его психическим и психосоматическим развитием, может только мать.

***

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. «Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития». Это значит, что мы общаемся с ребенком в реальном времени так, как хотим, чтобы он общался с нами, будучи взрослым. Мы закладываем образ будущей личности в младенчестве.

Часто ребенок, который впоследствии становится химически зависимым человеком, растет в условиях, где у него какие-то чувства вообще «запрещалось» испытывать (например, «на родителей злиться нельзя», «мальчики не плачут», «будь скромнее» и т.д.). Есть семьи, где чувства делят на «правильные» (например, радость, веселье, спокойствие) и «неправильные» (например, неуверенность, злость, грусть), при этом разделении, выражение «правильных» чувств поощряется, а «неправильных» — всячески подавляется и запрещается.

При внешнем благополучии семейных отношений, часто в эмоциональном плане — полная неразбериха. Чтобы выжить, малыш перестает чувствовать, доверять своим чувствам, перестает выражать свои эмоции. Ребенок может научиться подавлять и не замечать свои чувства, но из-за природы эмоций, их энергии и силы, чувства никуда не уходят, они остаются внутри человека и как бы «замораживаются», то есть вытесняются, подавляются, им не уделяют внимания, так как они «неправильные, нехорошие».

Итак, возвращаясь к вопросу «Разве может мать не любить своего ребенка? Кем же она тогда будет?». Точнее сказать, кем является мать, которая психологически и эмоционально не принимает своего ребенка. Искажения в эмоциональном и телесном опыте матери могут быть фактором, который приводит к нарушениям психосоматического развития у ребенка. Очень часто мать сама является недолюбленным ребенком. Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания. Есть причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как отмечают А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян (1999), являются специфические психологические факторы и, в частности, особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям. Кросскультурные исследования депрессии показали, что число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы индивидуальные достижения и успех, и соответствие самым высоким стандартам и образцам.

Чувства даны природой для выживания. Получая навыки осознания и выражения чувств, человек получает возможность жить наполненной, осмысленной жизнью, становится полноценным хозяином собственной жизни. Постижение собственных эмоций открывает новые перспективы и увеличивает вероятность реализации собственного потенциала.

Чувства — это энергия. Если чувства подавляются и не выражаются прямо, энергия чувства всегда будет искать выход наружу — тем или иным путем. При попытке подавить чувства, затолкать их вовнутрь, человек получает эффект парового котла, закрытого крышкой. В конце концов, невыраженные чувства могут выходить через психосоматические заболевания, например, через хронические головные боли, язвы желудка, гастриты и т.д.

По словам В.Г. Белинского: «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Только надо помнить, как велико значение родительского слова и родительских объятий для становления этих сил. Смотря в глаза своих детей, мы смотрим в душу мира, согревая младенца своей любовью, принимая его полностью, мы становимся сильнее и мудрее. Именно в эти мгновения мы остаемся один на один со своей собственной душой и совестью…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: Кантата матери и ребенку

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру