Каким образом гаджеты негативно влияют на хрупкую душу ребенка

Мобильный детям не игрушка

В метро вошла молодая мама с девочкой, на вид ребенку — не больше полутора лет. Девчушка требует внимания, и мама отдает в маленькие ручки телефон с сенсорным экраном. Маленький человечек замирает, пальчики скользят по экрану, глаза направлены в виртуальную реальность. Диктор объявляет название станции и мать берет ребенка на руки.

Мобильный детям не игрушка
Фото: www.publicdomainpictures.net

В стеклянных дверях — отражение, которое явно заинтересовало ребенка…и теперь уже маленькие пальчики прикасаются к холодному дверному стеклу. Ребенок делает движение, чтобы увеличить изображение… Охватила волна возмущения и хотелось крикнуть матери: «Вы понимаете, что делаете со своим ребенком?».

Век сверхскоростей, виртуальной паутины, искусственного интеллекта... Век перемен. За окнами — сияние столицы, бег праздничных огней, шум машин, скорость. Скорость перемещения, обмена информацией, скорость принятия решений, скорость событий. На этом фоне — хрупкая фигурка девочки-подростка, свернувшейся клубочком в глубоком кресле. Запрос родителей: Мы не справляемся, она ничего не хочет, тупо смотрит странные сериалы про вампиров, замкнута, раздражительна, может накричать, убежать, бродить по улицам, торчит в соцсетях, может всю ночь переписываться, и вот теперь это… На запястьях зажившие ярко-красные полосы от лезвия.

Дань моде, протест, демонстрация? Боль? Страх? Какой силы боль и страх должны терзать душу ребенка, чтобы рука взяла лезвие и начала резать собственное тело? Когда ребенок начинает открываться квалифицированным психологам, то понимаешь, что за этими порезами стоит далеко не дань моде или стремление самовыражения (в данном случае рассматривается психическая норма). Ну а что же тогда?

***

Обратимся к научной школе. В чем выражаются главнейшие черты, характеризующие поведение ребенка раннего возраста? Согласно исследованиям К. Левина, это, ничто иное, как Situationsgebundheit и Feldmassigkeit, т.е. связанность ребенка с самой ситуацией. Его поведение целиком определено сложившимися условиями, он входит в ситуацию, словно являясь ее какой-то динамической частью. Под Feldmassigkeit ученый имеет в виду всякую ситуацию, которая рассматривается в связи со структурой этого поля. Действия ребенка, по мнению Левина, на этой стадии развития всецело абсолютно «полевые» действия, т.е. исключительно приноровленные к структуре.

Эксперимент показывает, в чем это заключается: от каждого предмета исходит как бы аффект, притягательный или отталкивающий, побуждающая мотивация к ребенку. Каждый предмет «тянет» ребенка к тому, чтобы он его потрогал, взял в руки, пощупал или, наоборот, не касался его; предмет приобретает то, что Левин называет Aulfoiderungsrharakter — известный повелительный характер. Всякой вещи присущ какой-то аффект, настолько побудительный, что он приобретает для ребенка характер «принудительного» аффекта, и поэтому ребенок в этом возрасте находится в мире вещей и предметов, как бы в силовом поле, где на него действуют все время вещи, притягивающие и отталкивающие.

У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Как образно говорит Левин, «лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней; дверь, чтобы он ее закрыл и открыл; колокольчик, чтобы он в него позвонил; коробочка, чтобы он ее закрыл и открыл; круглый шарик, чтобы он его покатил». Словом, каждая вещь заряжена для ребенка в этой ситуации такой аффективной притягивающей или отталкивающей силой, имеет аффективную валентность для ребенка и соответствующим образом провоцирует его на действование, т.е. направляет его.

***

Ребенок раннего детства, в отличие от более поздних возрастов, не приносит в эту ситуацию знаний о других возможных вещах; его вообще не привлекает ничего, что лежит за кулисами ситуации, как выражается Левин, ничего, что могло бы видоизменить ситуацию. И поэтому открывается такая большая роль самих вещей, конкретных предметов внутри ситуации.

Итак, первое слагаемое ситуации: в окружении каких вещей и образов ребенок проводит свои первые годы жизни? Ответ: постоянно работающий телевизор, телефон становится первой игрушкой и вызывает восхищение родителей и бабушек, дедушек: «Мы еще не разобрались, а он (она) уже все понимает куда нажимать!». Если в руках вашего ребенка оказывается телефон, то ребенок с первых лет жизни воспринимает его как неотъемлемую часть жизни и учится взаимодействовать с экраном и виртуальными сущностями…

Лейпцигская школа обратила внимание на то, что самым первичным детским восприятием является аффективно окрашенное восприятие, т.е. то обстоятельство, что ребенок видит каждый предмет в разной аффективной окраске. Иначе говоря, восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство. Взрослый научается смотреть на вещи, отвлекаясь от непосредственной эмоции, которую они вызывают, и не проявляя острого интереса к ряду вещей. Но для ребенка раннего возраста это невозможно. Восприятие и аффект еще не дифференцированы, они непосредственно тесно связаны одно с другим. Говоря иными словами, ребенок воспринимает эмоциональную яркость вещи, которая затем остается в памяти. Мыслить для ребенка в этом возрасте, поскольку он уже проявляет интеллектуальную деятельность, не значит вспоминать.

Только для ребенка дошкольного возраста мыслить — значит вспоминать, т.е. опираться на свой прошлый опыт. В этом возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. На экране ребенок видит яркую динамическую картинку, и получает эмоциональное подкрепление от значимых взрослых…вот и сформированное отношение в дальнейшем к экрану и клавиатуре, как неотъемлемой части его деятельности.

***

Что же дальше? Экрану отводится игровая, обучающая функция, функция посредника в общении (общение с ребенком по телефону и общение посредством телефона в присутствии ребенка). Виртуальные сущности и виртуальное общение входит в жизнь ребенка как жизненная основа, подкрепленная острыми эмоциональными переживаниями. В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Что зачастую видит современный ребенок дома? Взрослые принимают пищу, глядя в экран телевизора или компьютера. Иногда перемещения по квартире происходят с телефоном в руках и большая часть времени домочадцев проходит в его экране. Ребенок впитывает это в себя, принимает в свою жизнь электронного советчика и друга, и, вдруг, начинаются ограничения (ведь наступает школьная пора).

Наряду с напряженностью, возникающей в период обучения и адаптации в социуме, с которыми школьник не всегда справляется, возникает когнитивный диссонанс (внутреннее противоречие и сопротивление) при требованиях родителей сократить время виртуального общения и игр. Ребенок реагирует протестом на лишение яркой части его жизни, которую ему подарили с пеленок. Пик напряжения приходится на 12-14 лет, в период грандиозной физиологической перестройки организма и нахлынувшего переживания чувства взрослости. Наиболее важным в жизни становится признание в кругу сверстников и старших школьников, осознание своей привлекательности, значимости. И инструмент самоутверждения есть: интернет-страницы в соцсетях, программы для создания видеоклипов, чаты и «лички» и группы по интересам. Есть ли у ребенка ресурс реального жизненного опыта вне интернет-страниц и компьютерных игр? Есть ли рядом взрослый, который может часами спорить, выслушивать, просто быть рядом на прогулке? Который с раннего детства стал «значимым взрослым» (определение Л.С. Выготского). Есть ли у ребенка силы и ресурсы для того, чтобы он был хозяином собственного суждения о мире и мог правильно расставить приоритеты, не боясь быть осмеянным и отторгнутым? Есть ли понимание реальности происходящего?

Задумайтесь: По данным ТАСС, 16 мая 2016 года «Новая газета» опубликовала статью, в которой рассказывается история школьницы, совершившей самоубийство. Выяснилось, что девочка состояла в закрытых группах в социальной сети «Вконтакте», в которой неизвестные подталкивают детей к трагическому исходу, зомбируя их специфическими видео, картинками и стихами. 17 мая Роскомнадзор заблокировал восемь групп, пропагандирующих суицид в социальной сети «ВКонтакте».

Так 25 мая 2016 года активисты добровольческого движения «Кибердружина», созданного Лигой безопасного интернета, с начала текущего года выявили в социальной сети «ВКонтакте» 80 групп, пропагандирующих суицид. Ранее стало известно о том, что СК начал расследование самоубийств несовершеннолетних, которых подтолкнули к суициду через закрытые группы в соцсетях. Была проведена проверка ряда публикаций в мае 2016 года в различных СМИ сведений о закрытых группах в «ВКонтакте», склоняющих подростков к самоубийству. В итоге по результатам приняли решение о возбуждении уголовного дела по статье 110 УК РФ «Подстрекательство к доведению до самоубийства». Чуть ранее СМИ сообщили, что в России с ноября 2015 года по апрель 2016 года покончили с собой не менее 130 подростков, почти все из которых состояли в одних и тех же группах в соцсетях. Авторы публикаций утверждают, что работа с детьми с целью склонения их к суициду ведется системно и планомерно.

Так вот почему, когда в маленьких детских ручках оказывается телефон для того, чтобы «ребенок успокоился», мне хочется крикнуть: «Вы понимаете, что Вы делаете со своим ребенком, родители?».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Жизнь вне игры…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру