8 апреля отмечают Международный день цыган

За цыганской звездой кочевой

Вспыхнувшая несколько лет назад мода на все отечественное заставила вспомнить и о малых народностях, издревле населявших Россию. А какая же Россия без цыган? В преддверии Международного дня цыган «МК» в Серпухове» рассказывает о истории и культуре этого необычного народа.

За цыганской звездой кочевой
Фото svenko.net

«Вы откуда, птицы смуглые»

Происхождение цыган сейчас уже более-менее изучено. Их историческая родина — центральная или северная Индия, откуда они ушли в Персию примерно в VI веке нашей эры. Почему ушли, не вполне понятно. Одни исследователи говорят, что индийский падишах подарил персидскому коллеге тысячу человек, другие полагают, что цыгане — изначально кочевое племя, торговавшее скотом, перебралось в менее засушливые районы. Историки отмечают несколько волн миграции цыган из Индии в течение нескольких веков.

Из Персии цыгане отправились в Армению, где приняли христианство, между прочим, на двести лет раньше русских. Дальше они ушли в Византию и остались там надолго, позаимствовав себе часть греческого лексикона. Отдельная ветвь цыган до сих пор живет на Ближнем Востоке, часть мигрировала в Египет и Европу. Сначала англичане принимали цыган за египтян и назвали их «джипси». Это имя закрепилось в Европе. Сами же цыгане называют себя «рома», «ромалэ». В России они появились при Петре Первом.

Будучи кочевым народом, цыгане очень восприимчивы к окружающей их культуре, они заимствуют все, что считают полезным для выживания. Выступая на цыганском фестивале «Бахтало Дром»в апреле прошлого года, современный исследователь цыган Николай Бессонов рассказал, что цыгане особенно чутко впитывают музыкальные традиции разных народов, а потом занимаются их интерпретацией. Цыгане принимали живейшее участие в создании стиля фламенко, родившегося в Испании, на Балканах цыганки освоили танец живота, в Венгрии цыгане стали прекрасными скрипачами, а в России они выработали собственную манеру пляски, основанную на русском национальном фольклоре.

«Эх раз, еще раз»

Недаром говорят, что цыгане — это зеркало того народа, среди которого они живут. И правда, достаточно посмотреть танец русских цыган, чтобы понять — вот она душа нашего народа, что называется, нараспашку. То, в чем мы боимся признаться даже самим себе, цыгане уловили каким-то шестым чувством и выразили языком музыки и тела. Цыгане изучили, какая музыка нравится русским, и подобрали под нее каскады движений, с помощью которых искусно передают разнообразные жизненные сюжеты, чаще всего из деревенской жизни, и всю гамму чувств. Особая пластика отличает цыганский танец и делает его уникальным явлением культуры. Довершают образ длинные пестрые юбки «в два солнца» у женщин, кофточки с широкими рукавами, корсеты и, конечно же, звонкие монисто. В эстрадном цыганском танце, развившемся в XX веке, костюмы танцовщиц особенно роскошны.

Русские цыгане в совершенстве освоили другое танцевальное направление, характерное для их западных сородичей, — венгерку. Это городская салонная пляска, в основе которой лежит чечетка. Пересмотрите сцену пляски в кабаке Яшки-цыгана из любимейшего фильма многих поколений советских людей «Неуловимые мстители». Это и есть знаменитая цыганская чечетка-венгерка. Артисты эстрады исполняют ее в специальных чечеточных туфлях, подкованных железом. А для салонного варианта подойдут сапоги или обычные штиблеты. Венгерку считают исконно цыганским танцем, и мало кто знает, что пришла она из-за океана. Когда создавалась венгерка, как раз в начале XX века, в Европу и Россию приезжали негритянские джазовые музыканты из Америки. В первых рядах на их концертах сидели цыгане, стараясь впитать в себя новинку.

Еще одно популярное направление, по-настоящему исконно цыганское, — таборный танец. Его танцуют на цыганских праздниках, свадьбах. Собравшись у шатров, цыгане по очереди выходят плясать. А все вокруг внимательно смотрят, оценивая мастерство. Эта традиция до сих пор сохранилась на цыганских свадьбах. Верхом искусства считается, если цыганка танцует полчаса, ни разу не повторив движения. Танец исполняют на смотринах, перед дорогими гостями, чтобы оказать им особое уважение, а также для развлечения и налаживания, так сказать, межкультурных отношений. В русских деревнях часто приглашали цыган на свадьбы, если рядом зимовал табор. Известно ведь, что никто лучше цыганской молодежи не станцует и не споет.

Пожилые цыгане, кочевавшие с таборами в советское время, вспоминают, как приезжали на подводах в большой город, ставили шатры в парке и устраивали песни и пляски. По вечерам после работы и учебы приходили русские, веселились вместе. Милиция и не думала разгонять, начальники сами любили посмотреть да развлечься. Артисты захаживали оценить мастерство таборных музыкантов. У цыган всегда весело, никогда они ни на что не пожалуются, в любую погоду им весело, каждый день они поют и танцуют.

«Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют»

Эти слова из поэмы Александра Пушкина известны каждому школьнику. Все, кто изучал русскую литературу XVIII-XIX веков, знают, какое место там занимает цыганская тема. Русские романтики очаровывались веселым, счастливым нравом цыган. О реальной жизни табора в литературе можно почерпнуть лишь самые поверхностные сведения.

Цыганская семья. Фото: Rachel Titiriga/Flickr

Цыган воспевали Державин, Баратынский, поэт-гусар Денисов. А стихи украинского поэта Евгения Гребенка «Очи черные» превратились в народный романс и вошли в золотой фонд русской культуры. Как и романс «Две гитары зазвенев, жалобно заныли», написанный поэтом Аполлоном Григорьевым. Теперь под него исполняют знаменитую цыганскую венгерку.

Влияние цыган на писателей трудно переоценить, недаром их называли музой восточнославянской литературы. О цыганах писали Тургенев, Лесков, Гоголь и Толстой. В пьесе Николая Островского «Бесприданница», которая по сей день идет на театральных сценах, цыганский табор предстает как символ разгульной жизни городских богатеев.

О цыганах еще писали в начале XX века Горький, Блок, Гумилев, Цветаева, Мандельштам, но постепенно романтический образ вольных детей степи исчез из русской литературы. В качестве исключения можно припомнить ностальгическую песню «Цыганки», сочиненную в конце 1960-х поэтом-диссидентом Юлием Даниэлем.

Цыгане практически выпали из советской литературы, хотя этот народ прошел вместе со страной все тяготы гражданской войны, коллективизации, индустриализации и Великой Отечественной, в которой погибли тысячи цыган. Гитлеровское правительство уничтожало их наряду с евреями. Только сейчас появились исследователи, восстанавливающие из архивов информацию о судьбах цыган, воевавших в Советской армии или погибших от рук оккупантов.

Мохнатый шмель

Нынешние писатели и поэты совсем уж не обращаются к цыганской теме. Теперь разве что в бесконечных романах Дмитрия Быкова можно встретить термин «цыганщина». Но вот парадокс, цыганская культура по-прежнему популярна. Образы цыган органично вписались в современный кинематограф и театр. Первое, что приходит на ум, — фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый по пьесе «Бесприданница». Там на фоне плясок пестрого цыганского табора и вышибающих слезу романсов разыгрывается человеческая трагедия. И конечно же, знаменитый сериал «Цыган» с молдавским актером Михаилом Волонтиром в главной роли. Кстати говоря, цыганская тема органично вписалась в современный сериальный кинематограф. «Цыганское счастье», «Цыганская страсть» — сериалы, которые сняты в России в последние годы.

В Москве на Ленинградском проспекте в здании, где до революции находился шикарный ресторан «Яр», действует единственный в мире цыганский театр «Ромэн». Там уже много десятков лет идет с аншлагом спектакль «Мы — цыгане», рассказывающий об истории этого народа. Неизменной популярностью у зрителей пользуется театрализованное представление «У нас сегодня концерт». Каждый год в театре ставят новые спектакли, переосмысливающие русскую и цыганскую культуру, как например, «Здравствуй, Пушкин», «Цыганская легенда».

Набирает популярность во всем мире и в России цыганский танец. Во многих городах действуют школы цыганского искусства, проходят мастер-классы. Нередко в них преподают артисты театра «Ромэн». Прикоснуться к цыганской культуре можно на фестивалях, которые проходят несколько раз в год в разных городах. Ближайший фестиваль «Романы Рота» состоится 7-9 апреля в Тамбове, а 16 апреля в Красноармейске устраивают конкурс «Цыганский талисман».

Позолоти ручку, яхонтовый

Цыгане тщательно оберегают свой образ жизни и культуру. Они женятся между собой, предпочитают ранние браки, чтобы семя не уходило на сторону. Детей учиться в школе не принуждают. Окончить три-четыре класса — для цыган этого достаточно. Но если кто-то хочет уйти из табора, не удерживают: «пожалуйста, иди, поступай в университет». Цыгане по сей день владеют традиционными ремеслами — кузнечным и ювелирным делом, разведением лошадей.

Процветают и другие «искусства», которыми цыгане издревле зарабатывают на жизнь: гадание, попрошайничество, торговля всяким старьем. Чтобы в этом убедиться, достаточно проехаться в тульской электричке. Попрошайничать — любимое занятие цыган. Они занимались этим и полвека назад и сейчас. В Серпуховском историко-художественном музее выставлена картина русского художника Николая Ярошенко «Цыганка». На ней красивая веселая девушка просит милостыню. А ведь картина была написана 171 год назад.

Даже богатые цыгане не забывают свое исконное занятие. Цыганка может жить в коттедже, отделанном позолотой, но все равно одевает лохмотья и идет на вокзал выпрашивать деньги. Цыганам приписывают сверхъестественные способности, сглаз. Но это, конечно, миф. На самом деле цыганки — очень хорошие психологи. Некоторые действительно владеют основами гипноза, передающимися из поколение в поколение. Вот только реально гипнозу поддаются не более 10% людей. Так что не так страшен черт, как его малюют.

Жизнь у цыган, конечно, не мед: крайняя бедность соседствует с показным богатством, кое-где процветают наркоторговля, воровство, мошенничество, случаются криминальные разборки, стычки с русскими. В прошлом году вся страна обсуждала бунт цыганского населения в поселке Плеханово Тульской области из-за незаконных врезок в газопровод. Но что у них не отнять, так это искреннее веселье. Если поют, то от души, а танцуют, как в последний раз. Цыгане мало изменились за прошедшие века. Они по-прежнему любят кочевую жизнь, свободу, песни и пляски. А мы любим цыган и верим, что наши народы будут жить в дружбе, бок о бок, еще тысячу лет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: За цыганской звездой кочевой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру