Житель наукограда намерен отблагодарить за подвиг

Альфрид Соловатов спас его супругу на карьере

Он верит, что награда, даже спустя годы, обязательно найдет своего героя — для этого протвинец Олег Фалеев готов пройти все многочисленные инстанции и исписать кипы бумаг. Мужчина считает, что хотя бы таким образом он сможет отблагодарить человека, который подарил его супруге два с половиной года жизни. Так уж получилось, что когда все это случилось, ему сразу не удалось сказать то самое «спасибо». Но ничто не забыто… Об истории спасения, о святом чувстве долга — об этом, и не только, мы решили рассказать на страницах нашего издания.

Альфрид Соловатов спас его супругу на карьере
Редакция «МК в Серпухове», 1 августа 2017 года. Олег Фалеев снова говорит слова благодарности Альфриду Соловатову.

Диагноз был неутешительным, но врачи сказали Лидии Фалеевой, что необходимы физическая нагрузка и активный образ жизни. И тогда Фалеевы решили обмануть ту самую болезнь, болезнь Альцгеймера: супруги с головой погрузились в молодость… назло трудностям и испытаниям Судьбы. Дома практически не сидели, то ходили пешком, то катались на лыжах, купались в карьере, даже на коньках, словно восемнадцатилетние, рассекали лед, это несмотря на то, что обоим было по семь десятков лет.

Лидия и Олег познакомились в институте, в тульском политехе. Поженились, потом по распределению уехали в Ижевск, а через два года вернулись в Алексин Тульской области — Лида родом была оттуда. Нельзя сказать, что жили бедно, но молодой семье хотелось для себя открыть какие-то новые горизонты. Частенько ездили к друзьям в Протвино. Современный наукоград был тогда неким оазисом со своим каким-то диковинным укладом жизни и потому, когда молодые специалисты узнали, что на заводе электромеханического оборудования ведется набор инженеров-механиков, то не раздумывали ни дня. Так с 1970 года и жила в этом уютном городке на Протве семья Фалеевых.

Всю жизнь Лидия Ивановна и Олег Иванович проработали на ЗЭМО, вплоть до 1997-го, пока «реформаторы» новой России не перекроили все промышленное наследие Советского Союза на новый лад. В итоге завод был уничтожен, а людей выпихнули на улицу.

***

Семья крутилась, как могла, жили скромно, экономили на всем. Годы пролетели как-то незаметно, дети выросли, а значит можно строить планы на будущее. И вроде бы неожиданный вердикт врачей должен был бы растоптать все надежды и, мечты, однако Фалеевы решили бороться и несмотря ни на что, невероятными усилиями демонстрировали болезни свою силу воли.

— Это произошло 5 августа в 2014 году, — рассказывает Олег Иванович — Мы все время с женой купались, для нас это было, как закон. В свое время Лидочка серьезно занималась плаванием, и даже моржевала. Вы знаете, у нас есть в Протвино карьер. Так вот, она его и туда, и обратно переплывала. К своему стыду я неважно плавал, только лишь лет десять назад более-менее обучился держаться на воде. И даже когда у жены болезнь стала сильно проявляться, мы все равно продолжали ходить купаться. В последнее время супруга стала слабеть, силы покидали ее, поэтому мы купались только вблизи берега. На середину не плавали.

В тот день Лидия Фалеева вроде бы чувствовал себя хорошо, отплыли от берега метров на двадцать-двадцать пять, но вдруг, неожиданно, вспоминает Олег Фалеев, ее тело онемело, руки обмякли, женщина начала терять сознание и тонуть. Ее супруг изо всех сил старался ей помочь, но из-за отсутствия навыков держаться на воде у него ничего не получалось. Все происходило как в тумане: барахтанье, одиночные люди на берегу, и какая-то слабость и растерянность.

Тот самый карьер в Протвино, на котором чуть не произошла трагедия.

— Я стал кричать, но вижу, что меня никто не слышит. Тогда я закричал как можно громче, и тут почувствовал, что и сам ухожу под воду. Вы знаете, трудно уже все сказать и оценить ситуацию, но вдруг какой-то неизвестный мужчина бросился в воду, подплыл, схватил жену и мы вместе стали с трудом плыть в сторону берега, — при этом рассказе у Олега Ивановича наворачиваются слезы, и он начинает что-то искать в своем шуршащем пакете. Через секунду в его руках появляется бутылка воды. Он делает глоток, старательно закручивает крышку. — Простите, просто так волнительно все это вспоминать…

***

К счастью, женщина не захлебнулась. И все те, кто был на берегу, подбежали к супружеской паре, спрашивая, чем они могут помочь. Олег Иванович до сих пор себя корит, что тогда он растерялся и не узнал имя спасителя. Все было как в какой-то прострации: подошел, поблагодарил, пожал руку. Только через несколько дней, полностью осознав, что произошло на самом деле, Олег Фалеев стал задаваться вопросом, а как найти настоящего героя нашего времени?

Вроде бы и город небольшой, вроде все друг друга знают, а найти человека практически невозможно. Олег Иванович дал объявление по местному телевидению и тот самый герой отозвался.

— Мы познакомились, как-то неуклюже я пытался отблагодарить. Ну что можем-то собственно дать, ведь мы — трудяги обычные, и особенно за душой нет ничего, — рассказывает мужчина. — Он мне сказал адрес, телефон и назвал имя — Алик. После я его вспомнил, оказывается в свое время Альфрид Хусаинович Соловатов играл за сборную по волейболу в Протвино. Сейчас, конечно, он немного изменился, годы берут свое.

Альфрид Соловатов приехал в наукоград после БАМа в 87-м на стройку ускорительно-накопительного комплекса (того самого кольца). С развалом Союза гигантский научный проект был заброшен, а Альфрид Хусаинович так и остался здесь жить.

— Сложно вспомнить, как все это произошло тогда, — рассказывает Альфрид Хусаинович. — Приехали отдыхать на карьер, услышал крик о помощи. Тогда особо раздумывать было некогда. Что произошло, то и произошло. С тех пор мы и общаемся. Даже и не знаю что добавить.

Нельзя сказать, что после того чудесного спасения на карьере Олег и Алик стали лучшими друзьями, но товарищами — точно. Семьи поздравляли друг друга с праздниками, радовались случайным встречам на улице, и казалось, что жизнь продолжала идти своим чередом. Однако, когда все готовились к наступлению Нового 2017 года, супруги Фалеевы перестали выходить на улицу — самочувствие Лидии Ивановны становилось все хуже и хуже, а любящий муж не отходил от жены ни на шаг. Увы, но болезнь перехитрить не удалось, и она медленно и верно сковывала тело женщины.

***

Лидии Ивановны не стало в апреле 2017-го… и можно только представить, как переживал эту утрату любящий супруг. Через несколько месяцев, когда Олег Иванович пришел немного в себя, он решил сделать невозможное: добиться вручения награды Альфриду Соловатову. Не оказался бы он в тот момент рядом, то не было бы у Олега и Лидии тех двух с половиной лет общений, улыбок, двух с половиной лет борьбы, двух с половиной лет проявления любви и верности.

— Тут смотрю я по телевизору, и там рассказывают, как в одном месте собаку спасли, в другом кошку сняли с дерева, — резюмирует Олег Фалеев, — а тут человек спас человека! Я уже и к главе города Протвино ходил на прием, и общался с представителями МЧС. Хорошо, что пока не отказывают. Вот теперь пришел и к вам в редакцию.

Вглядываюсь в благородные черты лица и красивую седину Олега Ивановича и стараюсь пропустить через себя каждое его слово. И все больше и больше я понимаю, что это глубокое чувство благодарности к тому человеку, который спас его любимую Лидочку тогда, 5 августа 2014 года, помогает Олег Фалееву хранить память о супруге, о его второй половинке, с которой рука об руку он прошел всю свою жизнь. А сам же герой, тот настоящий, скромный герой, который, не задумываясь, бросился в воду, должен обязательно получить награду — заслуженную и почетную. И здесь дело не в лишнем инфоповоде для журналистов, и не в металлической «кругляшке» с бело-красной колодкой, которая лишь является некой условностью признания в обществе. Главная награда — это память. Память о настоящем человеке, совершившем обыкновенный подвиг по спасению другого человека.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 2 августа 2017

Заголовок в газете: Обыкновенный подвиг

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру