— Название вашего проекта привлекательное, но я ни разу о нем не слышала и не читала в новостях.
— Мы занимаемся делом, и у нас нет времени даже строчку черкнуть в газету. Максимум, что успеваю, отправить фотографии на школьный сайт и в нашу группу «Вконтакте», через которую участники походов поддерживают связь. Мы не любим показуху, мы с ребятами любим много работать, это для нас главное. Только что вернулись из Карелии, завтра уезжаем на Кавказ. А вообще-то в 2016 году мы победили в конкурсе социальных проектов (полное название звучит так: «муниципальный и областной конкурс проектов и инициатив образовательных организаций, общественных организаций и объединений, направленных на профилактику безнадзорности, преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних» — прим. авт.).
— Где были в Карелии?
— Сплавлялись по речке Суна, прошли маршрут второй категории сложности. Бригада в этом году подобралась опытная, так что мы день гребли, день отдыхали и за пять дней весь маршрут прошли. В прошлом году на такой же маршрут нам понадобилось шесть дней и много усилий.
— С вами в походы ходят только ребята из лицея?
— Конечно, нет. С нами два парня из Дзержинска постоянно ходят. Участвуют в походах родственники и друзья наших учеников. В прошлом году из Германии приезжал выпускник 3-й школы Александр Осипов, который в турклубе занимался. Он теперь ас в рыбалке.
— А как вы увлеклись походами?
— В 3-й школе я ходила в кружок спортивного ориентирования, который вел очень сильный тренер Дмитрий Александрович Шульженко, к сожалению, рано ушедший из жизни. А классе в пятом меня случайно пригласили на турслет, потом учитель Сергей Николаевич Шульгин позвал в поход. Так и увлеклась.
— Ядром вашего проекта служит школьный спортивно-туристский клуб «Ивановский посад». Как он образовался?
— В 2004 году мы объединили под крылом спортклуба три школьные секции — школу безопасности, туризма и юного спасателя. Оформили спортклуб как структурное подразделение лицея. Название «Ивановский посад» к тому времени уже было нашим брендом, ведь это историческое место, где расположен лицей (микрорайон Ивановские Дворики — прим.авт.). Под этим названием мы ездили на Первенства Московской области.
— Поясните, каким образом туризм служит пропагандой здорового образа жизни? В походах ведь обычно грязь, тяжелый труд, простуда.
— Ну что вы! У нас редко кто простужается. Если, конечно, у ребенка в голове заложена родительская программа, что, мол, у тебя ноги промокнут, простудишься, то он может некоторое время поболеть. Но замечено, что заболеваемость у людей, которые активно занимаются туризмом, снижается. Вижу это и по своим детям (у Инны Валерьевны — трое детей — прим. авт.). Они редко болеют, а в этом году совсем не болели. Мы выходим в экологически чистые районы набраться сил, здоровья. В город возвращаемся и ноги даже болеть начинают от асфальта. Я уже на второй день чувствую дискомфорт без нормального воздуха. Питаемся в походах хорошо: овощи, супы, мясо. Калорийность просчитываем, баланс жиров, белков, углеводов. Есть и другой момент: туризм заставляет отказаться от вредных привычек. Раньше приходили в школу спасателей взрослые ребята из 10 — 11 классов, они уже покуривали, баловались алкоголем, но сейчас я вижу, что они сознательно ведут здоровый образ жизни. В походах ведь при физических нагрузках вредные привычки — лишнее. Нынешнее поколение детей — другое, курящие редко встречаются.
— С чем вы связываете непопулярность курения? С оздоровлением обстановки в обществе?
— Не знаю, но дети меньше интересуются курением, реже пробуют. Они более инертны, с более потребительским взглядом на жизнь и в то же время более мотивированные.
— В проекте вы изучаете влияние туристских походов на общий уровень здоровья и физических способностей учащихся. Есть у вас какие-то цифры по снижению заболеваемости?
— Материал по оценке уровня заболеваемости школьников в процессе обработки, данных много. Мы смотрим, как работает школьная программа по ЗОЖ, куда входит и туризм. Замечено, что дети, которые у нас занимаются, более выносливые. Многое, конечно, зависит от родителей. Обычно ребенка отдают в танцевальные кружки, на плавание, футбол, где занятия проходят главным образом в помещении. Детской лыжной секции в городе нет. А в спортклубе каждый месяц проходят занятия для всей школы, тренировки, дистанции по графику. Ведь чистый воздух для ребенка — это все.
— Поясните, что входит в программу ЗОЖ?
— Это цикл внеурочных занятий по правильному питанию и образу жизни. К примеру, я просила ребят принести этикетки с составом продуктов, которые они едят дома, и мы на уроке разбирали, какие там добавки, вредные компоненты. Объясняла, почему вредно много смотреть телевизор. У меня в семье его уже лет десять нет, и мои дети, знаете ли, не страдают дефектами развития.
— А в принципе, какой смысл вы вкладываете в ЗОЖ?
— Это баланс духовного, физического и социального благополучия. И взаимо-связь этих сторон жизни. Без духовности человек не сможет развиваться. Я привожу ребятам такой пример. Мало спал, много играл в компьютерные игры? Страдает учеба. И наоборот, получил двойку, испытал отрицательные эмоции, значит, накопился стресс.
— Вы упомянули, что осваиваете водные маршруты. А ведь еще памятна трагедия на озере в Карелии, где на лодках погибли дети. Как сейчас с безопасностью в турпоходах?
— Это ужасная трагедия, которая, к сожалению, произошла из-за халатности. Во время наших походов по Карелии мы не раз встречали группы детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Эти поездки щедро оплачивали московские власти. А организация отдыха, видимо, была при этом неправильной. Вот смотрите: у спасжилета есть ножные лямки, ноги в них должны быть вдеты, чтобы человек не выскользнул из спасжилета, когда упадет в воду. Важно, чтобы спасжилеты были правильно подобраны по фигуре. Суда для прогулок по озеру не должны быть с высоким килем, потому что они не подходят для условий Карелии. Там очень быстро меняется погода. Такие суда во время ветра легко переворачиваются. В карельском озере даже байдарка может перевернуться. Мы же ходим на катамаранах, даже сильный ветер не может их перевернуть. Но главное — в плохую погоду, сильный ветер группа на большое озеро вообще не должна выходить. Это правило для любого инструктора. Сейчас число коммерческих туристических групп в Карелии сильно поубавилось, реки пустые.
— Куда вы отправитесь на Кавказ?
— Мы едем в Архыз. Будем жить на поляне Таулу и ходить в однодневные радиальные маршруты протяженностью по 19-23 км. Например, в балку Орленок или к Софийским озерам. Потом десять дней проведем на Черном море.
— У вас есть любимые маршруты?
— Я люблю горы. Настоящие, чтобы скалы со льдами, без зелени. Вот это мое.
— Странное предпочтение, вы же вроде в Серпухове родились.
— А во мне течет южная кровь. Отец из Самарканда был. Понимаете, горы производят впечатление на любого человека. Каждый, кто хоть раз побывал в горах, не сможет их забыть. Так же и с походами. Кто в нашей туристической команде учился, и после школы путешествует. Я в соцсетях общаюсь с выпускниками, смотрю их фотографии из дальних стран.
— Получается, что школьный туристский опыт помогает во взрослой жизни?
— В походах однозначно развиваются лидерские качества и выносливость. Выпускники шутят, что в армии было легче, чем в походах. В походах человек начинает что-то о себе понимать, видит плохие черты характера и начинает с ними работать, он растет как личность, видит перспективу, умеет разбираться в людях, может со всеми найти общий язык, принять любые ситуации. К нам нередко приходят молчуны, забитые дети. У нас они раскрываются, чувствуют себя комфортно, не опасаются злых шуток, потому что их нет, не боятся высказывать свое мнение. К нам однажды пришла шестиклассница, которая заикалась, и эта особенность у нее впоследствии исчезла.
Часто можно услышать мнение, что туризм — это вышел в лес, поставил палатку и все. Это не туризм, а отдых. Не надо путать. Туризм — это серьезный спорт. Поэтому его порой не одобряют мои коллеги. И потому что наши ребята, бывает, пропускают занятия по субботам из-за соревнований, и потому что могут смутить учителя умным вопросом на уроке.
— А государство туризм поддерживает? Ощущаете запрос, поддержку ваших инициатив?
— Показухи больше. Раньше мы ездили на Первенство по туризму, куда входили лыжная дистанция, 72 часа поисково-спасательных работ, горные, водные, пешеходные дистанции. Организаторами выступало Министерство образования области, под их печатью Первенство шло. Благодаря этому мы находили средства на питание, транспорт для детей и даже на снаряжение оставалось. Это вообще-то затратные соревнования, требуется спортивное питание закупать. Все, кто представляет сейчас Подмосковье на соревнованиях спасателей высокого уровня, прошли через эти первенства. Теперь Минобр их не поддерживает, и наш турклуб вынужден проходить по спортивному ведомству. А там конкуренция большая, мы же не олимпийский вид спорта. Раньше мы еще участвовали в летней оздоровительной кампании, в программах фонда «Спасательный резерв Подмосковья». Теперь эти источники недоступны.
— Что пожелаете серпуховичам?
— Чаще выбираться с детьми на свежий воздух, и не просто шашлыка поесть, а походить. Если на природу не можете поехать, то сходите на исторические экскурсии по городу. Сейчас их много, и все очень интересные.