Отправляемся в усадьбу Архангельское окунуться в прошлое

Культурно рулим за культурой. Записки воспитанной автоледи

Продолжение. Начало в №№ 26, 27, 31, 33, 40, 41 (2016 год), №22, 31 (2017 год).

И снова отправляемся в очередное маленькое путешествие, публикуя заметки о своих впечатлениях. Напомним, региональный еженедельник «МК» в Серпухове», совместно с отделом ГИБДД МУ МВД России «Серпуховское» и 8-м батальоном 2 полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области, разработал новый проект «Культурно рулим за культурой», направленный на повышение культуры автолюбителей. На этот раз отправляемся в один тихий уголок Подмосковья, где эпохи, культура и судьбы переплелись в одно целое, в прекрасное целое. Мы едем в Архангельское.

Культурно рулим за культурой. Записки воспитанной автоледи
Усадьба Архангельское

По дорожным знакам, словно по нотам, читаю музыку дороги, сигналы светофора расставляют в этой чудесной мелодии свои логические паузы. Время от времени впереди встречаются аккуратненькие авто с прикрепленной на стекле буквой «У», вписанной в треугольник с красным окаймлением, — ученики явно никуда не торопятся, с волнением постигая основы автовождения. Но терпение и труд, в данном случае всех участников движения, все перетрут: так что подрастающему поколению показываем только культурное поведение на дороге и свою интеллигентность, в конце концов, вспомните, какими были сами в свое время. Да и скоро будет трасса, а там уж никаких учеников — не положено по ПДД.

На этот раз мы отправляемся в сторону Красногорска. Нет, вовсе не для того, чтобы поздороваться с сильными мира сегодняшнего дня, а выказать свое уважение сильным мира… вчерашнего. Музей-усадьба Архангельское как некий временной буфер перенесет всех нас в прошлое. Прекрасное, красивое, высококультурное прошлое. Расстояние до этой самой машины времени, как показывает Яндекс-карта, — 120 км, время движения — 1 час 31 минута, если без пробок. Итак, в путь.

По страницам истории

На протяжении трех столетий владельцами усадьбы Архангельское являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. Архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма появился в старице Москвы-реки на рубеже XVIII-XIX вв. Впрочем, по сохранившимся документам, упоминание имения «Уполозы Горетова стана Московского уезда», таково было первоначальное название этого села, датируется 1584 годом. Две его трети принадлежали вотчиннику Уполоцкому, а одна треть — конюху Рязанцеву. Да, село было небольшое, но в нем имелся деревянный храм Архангела Михаила, построенный еще в первой половине XVI столетия. В начале 1640-х гг. владельцем этих земель стал боярин Федор Иванович Шереметев, тот самый, который после Смуты привез в 1613 году Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца – митрополита Филарета, позднее патриарха – из польского плена.

В середине XVII века сельцом «Уполозы, Архангельское тож» владели князья Одоевские, именно по их распоряжению в 1660-х гг. на месте деревянной церкви, вероятно, под руководством крепостного зодчего Павла Потехина, была возведена каменная. С этого события село стало официально именоваться Архангельским. Что же, это была типичная подмосковная вотчина «средней руки»: рядом с усадьбой располагались скотный двор, конюшня, ткацкие избы да пильная мельница (то есть, небольшое производство по обработке древесины на водной тяге). И вот с 1681-го имение переходит к князю Михаилу Черкасскому, а уже от него, в самом начале века Просвещения, к Дмитрию Михайловичу Голицыну.

Комнатный стольник Петра I, капитан Преображенского полка, посланник в Констатинополе, киевский воевода, губернатор, Дмитрий Голицын был человеком с удивительной судьбой и богатым послужным списком. Кстати, его деятельность высоко ценил Петр I, сделавший князя сенатором и президентом камер-коллегии. Свою благосклонность к князю проявляла и Екатерина I, пожаловавшая ему чин действительного тайного советника, наградив его орденами Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного. Но обремененному государственными делами Дмитрию Михайловичу было не до Архангельского. Сюда он приедет в «ссылку» после того, как взошедшая на престол Анна Иоанновна обвинит его «в преступных намерениях лишить власти императрицу».

В гости к Юсуповым

Усадьба Архангельское
Старый дом для Голицына окажется мал, и потому князь займется возведением большого по тем временам двухэтажного дома, а напротив него был разбит огромный сад с перспективными дорожками. Дмитрий Михайлович даст распоряжение посадить клены, липы, сорта деревьев для штамба, приступит к строительству на берегу Москвы-реки оранжереи. Однако окончить проекты по переустройству усадьбы князю не удастся: в 1736 году по указу Анны Иоанновны его арестовывают и заточают в Шлиссельбургскую крепость, в стенах которой он скоро скончался. Усадьбу, наряду с прочими владениями, конфискуют в казну, но в 1742 году имущество отца будет возвращено действительному тайному советнику, сенатору, князю Алексею Дмитриевичу Голицыну. Его сыну Николаю и будет суждено продолжить строительство дворцово-паркового ансамбля.

И снова здесь идут полным ходом строительные работы — проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш. Герну. Однако строительство дворца в той или иной степени будет вестись более сорока лет. Из-за обилия застекленных дверей и окон кажется, что весь дом просвечивается. Легкость и изящество этому монументальному зданию придают также многочисленные колонны, которые расположены на всех фасадах. И потому, увидя эту красоту, хочется как можно быстрее переступить за порог дворца, который кажется сделанным из воздуха.

На первом этаже размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека. Вот и сейчас ты попадаешь не в музей, а в гости. Только уже не к князю Николаю Алексеевичу, а к знатному вельможе екатерининского времени, знатоку и ценителю искусства, коллекционеру и дипломату, князю Николаю Борисовичу Юсупову. Именно он приобретет имение у вдовы разорившегося Голицына Марии Адамовны. Николай Юсупов всегда мечтал иметь свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, театром. Посему основное предназначение имения Архангельского определено: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других», — такое дает князь распоряжение своему управляющему.

Николай Борисович грезит как можно быстрее разместить свое художественное собрание и потому спешит завершить переустройство и отделку Большого дома. Перестроены несколько залов дворца, создан переход над колоннадами из Большого дома в библиотеку, а также сооружена в 1817 году въездная арка Парадного двора, которая спустя несколько десятков лет станет той самой визитной карточкой Архангельского. В итоге Большой дом приобрел иной, «ампирный», облик, а в усадьбе стал отражаться царственный размах «просвещенного» XVIII века, когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте.

Наследие для потомков

Великолепное убранство залов, гостиной, столовой… Так и хочется присесть за накрытый белоснежными скатертями и фарфором стол и вкусить те самые вкусности, которые являются отдельным произведением искусства (кстати, съестной музейный экспонат приготовлен по старинным рецептам XIX столетия). Но наибольшего восхищения заслуживают удивительные живописные полотна и, конечно же, библиотека. И все это не воссозданные фонды, а личные собрания Юсуповых. Правнучка Николая Борисовича Юсупова, княгиня Зинаида Николаевна, осознавая значение Архангельского в истории России, еще 31 мая 1900 года составит завещание, согласно которому: «…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…». Как мы видим, история своеобразным образом реализовала это желание владельцев.

Кстати, несколько веков назад этими же библиотечными собраниями и превосходной художественной коллекцией восторгался Александр Сергеевич Пушкин: в 1827 году по приглашению Николая Юсупова поэт приезжает в Архангельское вместе со своим приятелем, известным библиофилом Сергеем Александровичем Соболевским. Вероятно, хозяин продемонстрировал и свой дорожный «Альбом друзей», с которым он путешествовал по Европе в конце XVIII века, в котором наряду с другими, содержались посвященные князю стихи Пьера Бомарше. А уже спустя два года после этой встречи в Архангельском и Пушкин напишет послание «К вельможе», обращенное к князю Николаю Юсупову. Удивительно, но в рукописи поэта сохранится рисунок, на котором согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку.

«…Ступив за твой порог,

Я вдруг переношусь во дни Екатерины,

Книгохранилище, кумиры и картины,

И стройные сады свидетельствуют мне,

Что благосклонствуешь ты музам в тишине…»

В августе 1830 года вместе со своим другом Петром Андреевичем Вяземским Пушкин снова посетит Архангельское, и этот приезд запечатлит на своем рисунке «Осенний праздник в Архангельском» французский художник Николя де Куртейль.

С императором и великими деятелями искусства

С 1860 года частым гостем в Архангельском стал император Александр II — Александр Николаевич неподалеку приобрел имение Ильинское. Князь Николай Борисович Юсупов-младший (внук Юсупова-старшего) с восторгом и большим трепетом относился к самодержцу, поддерживая его реформаторскую деятельность. А при последних владельцах Архангельского – правнучке старого князя Зинаиде Николаевне и ее супруге — князе Феликсе Феликсовиче Юсупове-Сумарокове-Эльстон, сюда приезжают такие художники, как Александр Николаевич Бенуа, Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Константин Егорович Маковский, пианист Константин Николаевич Игумнов и многие другие знаменитые деятели русской культуры.

Пронесутся годы. После октябрьской революции наступит эпоха разорения и попрания. Но каким-то чудесным образом здесь, в Архангельском, в основном благодаря самоотверженности сотрудников музея, сохранился тот неспешный уклад жизни. И кажется, что вот-вот сейчас из-за колонн выйдет Зинаида Николаевна и пригласит тебя на чай, а еще хозяйка тебе разрешит прикоснуться к корешкам манускриптов, перелистать страницы и почерпнуть для себя новые уникальные знания. Впрочем, открыть для себя новые «университеты» можно, просто прогуливаясь по паркам усадьбы, любуясь удивительными скульптурами, аккуратно подстриженными деревьями, большим партером регулярного сада. Отдельная изумительная история — храм Архангела Михаила. Так удивительно, что время в этой тишине несется стремительно, и ты даже не замечаешь, как прошел день — целый день(!).

А небо уже окрасилось акварелью темных оттенков. Снова пора в путь, чтобы по дорожным знакам, словно по нотам, читать музыку дороги и любоваться сигналами светофоров, которые расставляют в этой чудесной мелодии логические паузы. Учиться, учиться, учиться… всему и везде. И как может быть по-другому, когда ты держишь крепко руль, и у тебя есть возможность культурно зарулить за культурой?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Культурно рулим за культурой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру