Едем в Коломну отведать пастилы и истории

Культурно рулим за культурой, или записки воспитанной автоледи

20 сентября 2017 в 14:09, просмотров: 1191

Продолжение. Начало в №№ 26, 27, 31, 33, 40, 41 (2016 год), №22, 31, 35, 36 (2017 год). И снова, как и обещали в прошлых номерах, отправляемся в очередное маленькое путешествие, публикуя свои впечатления. Напомним, региональный еженедельник «МК» в Серпухове», совместно с отделом ГИБДД МУ МВД России «Серпуховское» и 8-м батальоном 2-го полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области, разработал новый проект «Культурно рулим за культурой», направленный на повышение культуры автолюбителей.

Едем в Коломну отведать пастилы и истории
фото: Елена Волкова
Коломенский кремль

Где можно попробовать вкуснейшую пастилу и пузатые калачи, а также перенестись в Древнюю Русь? Конечно же, в Коломне. Даже не стоит раздумывать над тем, ехать туда или нет. Итак, снова в дорогу, тем более, что по одной из версий, название города произошло от колеса колымаги (изначально здесь проживали изготовители колес). Проверяю, хорошо ли накачаны колеса, на месте ли набор автоледи, куда входят очаровательный насос, красненький треугольник — знак аварийной остановки — и, конечно же, аптечка (вдруг кому-то нужно оказать помощь?), завожу свою «колымагу», под копотом которой бьют копытом 123 лошади, и отправляемся в путь. Кстати, он не такой уж и дальний, как это может показаться на первый взгляд: от Серпухова всего лишь 120 км.

Едем по родной М-2 в сторону первопрестольной и уже у Шарапки, то есть станции Шарапова Охота, съезжаем на трассу А-108 и далее все прямо и прямо, никуда не сворачивая. Умеренная скорость, аккуратные обочины, гладкие дороги, простор — что еще может быть прекраснее? Время от времени за окном встречаются величественные и живописные храмы различных архитектурных направлений разных веков, каждый из них хранит интереснейшую историю и богатое культурное наследие. Любуюсь маковками этих церквушек, и кажется, что много-много лет назад кто-то по неосторожности разорвал необыкновенной красоты жемчужное ожерелье, и вот мы до сих пор находим то тут, то там в Подмосковье закатившиеся драгоценные бусины, радуясь своему открытию.

Пересекая черту

На автодорожном аншлаге черным по белому читаем — Коломна. Пересекаем условную границу и попадаем в один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, являющийся крупным транспортным узлом. Кстати, одно из первых упоминаний о городе встречается в Лаврентьевской летописи 1177 года как о пограничном посте Рязанского княжества и торгово-ремесленном центре, только вот согласно последним раскопкам, основание Коломны относят к 1140 — 1160 гг. Во второй четверти XII века Киевская Русь окончательно распалась и представляла из себя мелкие самостоятельные княжества. Тогда на территории современной Московской области за могущество боролись сразу несколько соперничавших друг с другом княжеств. И вот для закрепления за собой низовий Москвы-реки и прилегающего течения Оки рязанские князья построили города Ростиславль (упомянут в 1153 году) и Коломну.

Немало бед и испытаний пережил град сей от Золотой Орды и позднейших татарских набегов. Коломна неоднократно подвергалась разорению в XIII — XVI веках: в 1238 году Бату-ханом, в 1293 году — Туданом, в 1382-м — Тохтамышем, в 1408 году — Едигеем, в 1440 году — казанским ханом Улу-Мухаммедом. Два раза город сжигался крымскими войсками. Сначала в 1521 — Мехмедом I Гераем и в 1571 — Девлетом I Гераем. Это не считая того, что параллельно за город шла борьба между князьями Руси. В 1301 году Коломну захватил московский князь Даниил Александрович, который с успехом вмешался в противоборство рязанских князей. По сути, это была первая территория, присоединённая к Москве.

В 1340 году Иван Калита завещает Коломну своему сыну Симеону, а в 1358 году город отходит к Дмитрию Ивановичу. Именно во время его правления Коломна становится значимым торговым центром, учреждается коломенская епархия, при этом коломенские епископы пользовались большим расположением московских князей. Несмотря на все трудности и слезы, смерть и отчаяние, Коломна, словно птица Феникс, вновь и вновь возрождалась из пепла. Более того, закаленная в огненном горниле страданий, она всегда была готова оказать не только поддержку и помощь нуждающимся, но и дать отпор недоброжелателю. Ведь не случайно, что именно здесь в 1380 году собирал своё войско Дмитрий Донской перед Куликовской битвой.

Но в 1385 году Коломну неожиданно снова захватили. На город посягнул рязанский князь Олег Рязанский. И только лишь спустя несколько лет при содействии Сергия Радонежского сей град вновь возвратили Москве.

фото: Елена Волкова
Коломенский кремль

За каменной стеной

С чего начинается Коломна? Конечно же, с Коломенского кремля — частично сохранившегося редкого памятника древнерусского оборонительного зодчества. Город в городе, отдельный мир, в котором остановилось время. Очаровательные домики с резными наличниками городского посада XIX столетия, архиерейские палаты с массивными стенами, городская управа, келейные корпуса Брусенского монастыря, а также многочисленные храмы, настолько многочисленные, что посетить все в один день — задача невыполнимая.

Коломенский кремль является одной из самых больших и мощных крепостей своего времени, которые строились с 1525 по 1531 годы во времена царствования Василия III. Строительство нового стратегического объекта было обусловлено важными политическим задачами. Дело в том, что к тому времени Московское царство, стремясь укрепить южные границы, в борьбе с Казанским и Крымским ханствами уже присоединило Новгородскую республику и Псков. Помимо этого, разгром Коломны крымским ханом Мехмедом I Гераем в 1521 году ускорил замену деревянных городских укреплений каменными, задуманную ещё после пожара 1483 года, опустошившего город.

За все годы врагам ни разу не удавалось взять приступом Коломенский кремль, даже во времена Смуты польские интервенты вместе с отрядами Тушинского вора оказывались в Коломне не в результате штурма крепости, а только в результате нерешительности и предательства временщиков, которые запутались в постоянно меняющихся царских особах.

Памятник Кириллу и Мефодию в Коломне

Справка МК Правило автоледи

Оказывай помощь в дороге другим водителям. При необходимости помогут и тебе.

И вот городу уготованы очередные испытания. В 1606 году вспыхнула крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова. Восставшие, направляясь в Москву, подошли к Коломне. Но несмотря на то, что посад был взят приступом, кремль продолжал упорно сопротивляться. В Коломенском кремле насчитывалось 16 башен (три из которых были проездными), а также имелись ворота в западном и северном пряслах. По одной из версий, строительством Коломенского кремля руководил итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Старый), который, кстати, принимал участие в возведении Московского Кремля, потому-то он и взял его за образец при строительстве Коломенского. Может, именно поэтому в Коломенском кремле угадываются итальянские черты? Кстати, сам кремль был построен всего за каких-то шесть лет, что говорит о том, что за дело взялись опытные мастера.

Тайны Марины Мнишек

Да, массивные стены выдержали войны, огонь, удары, но кремль оказался бессильным перед временем и мирными горожанами, которые постепенно разобрали значительную часть крепости на строительные материалы. В итоге, к началу XIX века оборонное сооружение потеряло свои былые мощь и величие. К слову сказать, такое бытовое варварство наблюдалось повсеместно в Российской Империи, потому Николай I в 1826 году издал специальный Указ о прекращении разрушения. Это как раз и спасло Коломенский кремль, стены которого до сих пор хранят историю и таинственные предания.

Так, легенда гласит, что в 1611 году в одной из башен, называемой Коломенской, была заточена Марина Мнишек, здесь же смутьянка и скончалась. Но не верили этому жители Коломны. Потому пошла молва, что Марина вовсе не умерла, а обратившись вороной черной, вылетела в окно, с тех самых пор сию башню называют Маринкиной. А еще сказывают, что под створками Пятницких ворот Марина Мнишек вместе со своим мужем — казачьим атаманом Заруцким — захоронила клад.

Здесь удивляет и восхищает практически все, даже герб. «В лазоревом поле на зелёном холме, тонко окаймлённом золотом, — серебряная колонна, увенчанная золотой короной, сопровождаемая по бокам двумя золотыми шестилучевыми звёздами (двумя лучами вверх)», — так поэтично описывается геральдический знак в официальном документе «Об утверждении герба муниципального образования «город Коломна» и Положения о нём». Лазурь символизирует красоту, мягкость, величие. Зелень — символ надежды, радости, изобилия — изображается смесью красок хрома и растительной зелени. А вот золото символизирует богатство, справедливость и великодушие, тогда как серебро — чистоту и невинность. Колонна обозначает величие, прочность, надежную опору, ну, а корона — символ советской власти (удивительно, не правда ли?). Звезды символизируют божественность, свет, бесконечность, вечность, борьбу света с тьмой, божественные идеи.

Насладиться и дойти до ручки

Что же, проголодались? Тогда едем на Посадскую улицу — самое время заглянуть в музей «Коломенская пастила». Впрочем, какой это музей? Здесь все живое, настоящее, с вкусными запахами и непринужденностью культуры быта. Да и сами события, свидетельницей которых я стала, разворачиваются во флигеле старинной купеческой усадьбы Сурановых.

Мы разместились в уютной беседке, чтобы беседы беседовать. Вот садовник нам и рассказывает то о сортах яблок, произрастающих в коломенских местах, то про душистые травы. Угощаемся травяным чаем, ждем, когда хозяйка — очаровательная купчиха — немного освободится от своих дел.

В ее гостиной царит покой и порядок, только лишь нарушают тишину трели канарейки да старинные часы, напоминающие своим боем о неотложности важных дел. Приглашая гостей к чаю, хозяйка подает нам разные «сорты» пастилы, удивительно интересно рассказывая о преданиях старины. Создатели музея очень тщательно изучили архивы, после чего им удалось восстановить технологию изготовления коломенской пастилы и создать целую коллекцию исчезнувших вкусов, каждый – со своей особенной историей.

Со сладостью на устах снова отправляемся в путь, аккуратно и не спеша следуя по узким и извилистым улочкам Коломны. Особое внимание важно уделять автодорожным знакам и дорожной разметке — а вдруг парковка запрещена? На улице Зайцева яблоку негде упасть (хотя здесь нет никакой яблочной пастилы). Одни желают приобрести с пылу с жару калач, другие мечтают заглянуть в святую святых — на кухню. И действительно, билеты в музей, возрождающий старинный городской калачный промысел, важно приобретать заблаговременно, а то пиши пропало.

Каждый гость «Калачной» становится свидетелем выпекания калачей по воссозданным старинным технологиям: от приготовления хмелевой закваски, «смеси муки», творения и разделки теста на ледяном столе до выпекания и поедания калачей по особым правилам. Сначала вкушаем «зажаристую губу» и потом заканчиваем тёплым «мякишем животка». Ох, ну и вкусен калач, да еще со свежайшим сливочным маслицем да сладким чайком! А вот ту самую ручку, за которую держат калач, есть не полагается. Оказывается, в прошлые века из соображений гигиены ее вовсе выбрасывали или отдавали нищим либо же на съедение собакам. Отсюда и возникло то самое выражение: дойти до ручки, то есть совсем опуститься, потерять человеческий облик. Нет, облик человеческий я пока сохраняю, но вот от вкуснейшей ручки отказаться ну никак не могу — уж больно вкусен калач. Примечательно, что все это действо происходит в стенах отреставрированного памятника середины XIX века. Здесь же можно увидеть реконструированную по старинным чертежам двухподовую калачную печь, которая топится березовыми дровами без коры для придания калачам особой белизны.

Золотое солнце закатывается за горизонт, и лазурь неба Коломны постепенно вбирает в себя темные тона вечера. С каким-то внутренним подъемом, с неописуемым чувством радости возвращаемся домой. Да, уже завтра меня ждут проблемы, заботы, какие-то бесконечные сложные вопросы, но я знаю, что и это пройдет… И в ближайший выходной я снова сяду за руль своей «колымаги», под копотом которой бьют копытом 123 лошади, и отправлюсь в путь.



Партнеры