Автопутешествие в город церквей, соборов и оружия

Культурно рулим за культурой в Тулу

25 октября 2017 в 13:23, просмотров: 830

Продолжение. Начало в №№ 26, 27, 31, 33, 40, 41 (2016 год), №22, 31, 35, 36, 39 (2017 год).

Проявление неуважения друг к другу участников дорожного движения и отсутствие культуры на дороге — зачастую страшные ДТП случаются именно по этой причине, потому сегодня эта проблема требует решения, как никогда. Чтобы изменить эту негативную тенденцию, региональный еженедельник «МК» в Серпухове» совместно с отделом ГИБДД МУ МВД России «Серпуховское» и 8-м батальоном 2-го полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области продолжает работу над проектом «Культурно рулим за культурой», направленным на повышение культуры автолюбителей.

Автопутешествие в город церквей, соборов и оружия

Есть на карте России один замечательный город, который я очень-очень сильно люблю. За что? А я и сама не знаю. Может, за его величественный и красивый Кремль, а может, и из-за фруктово-ягодной начинки внутри ароматного пряника. Так что, время от времени, когда у меня появляется свободный денек (что бывает крайне редко), я отправляюсь в Тулу за пряниками, белевской пастилой и, конечно же, за хорошим настроением. И что удивительно, каждый раз я открываю этот город самоваров, оружия и вкусностей с совершенно другой стороны, и потому вроде бы ранее прочитанную книгу хочется заново перечитывать.

К счастью, снова образовалось то самое заветное «окошечко», поэтому я по привычке отправляюсь в путь. Ну как, вы со мной? Если так, то поехали! Осенняя листва танцует в своем медленном танце. Пестрота красок лесов и полей, которая проносится за окнами моего авто, настолько доминирует, что даже ты не замечаешь, что идет монотонный дождь. Знаете, а я ведь ранее очень скептически, можно сказать, с глубокой обидой относилась к тулякам. Эта нелюбовь началась со студенческих лет, когда на ранней электричке Тула — Москва мне, расплющенной и умятой в пассажирской толпе, нужно было как-то добраться до первопрестольной. И так все пять лет, поэтому мой путь за дипломом журналиста был усеян острыми терниями. Тогда меня поражало одно: что туляки, то есть мужчины из Тулы, ну никак не хотели уступать место ни мне, изможденной молодой студентке, ни пожилым дачницам, которые с огромными сумками вынуждены были ехать на свою «фазенду» для выращивания картошки и редиски. Короче, я на туляков стала иметь зуб из-за отсутствия у них элементарной культуры.

Пролетели годы, и теперь проезд на электричке для меня стал некой диковинкой. Но вот что интересно: когда я села за руль, то поняла, что с проявлением элементарной вежливости у нас наблюдаются большие проблемы не только на железной дороге, но и на проезжей части. Здесь водители также не желают пропускать других участников движения с второстепенной дороги или во время перестроения с одной полосы на другую. Напротив, они стараются как можно ярче продемонстрировать всем, кто главный на дороге.

Но мы едем в Тулу… и, конечно же, искренне жаль тех, кто в желании подрезать и обогнать других, несется с бешеной скоростью, нарушая правила дорожного движения (максимальная скорость на трассе — 110 км в час). Да, эти шумахеры обязательно получат «письмо счастья» — т.е. штраф, но главная их беда в другом — они не могут любоваться осенней красотой за окном, а ведь наша жизнь слишком быстротечна, и нужно использовать каждый шанс, каждую возможность, чтобы ей радоваться, созерцая прекрасное.

Чудо близко

Это лишь только кажется, что Тула — край далекий. На самом деле от Серпухова до столицы самоваров и пряников какая-то сотня километров, то есть, этот замечательный город находится на расстоянии вытянутой руки. Этот град на берегу реки Упы не совсем уж и большой: с севера на юг его протяженность составляет 30 км, а вот с запада на восток и того меньше — 25 км, так что при желании его можно околесить за один день, знакомясь со всеми достопримечательностями: начиная от Кремля и слободок и заканчивая фундаментальными коллекционными собраниями музеев.

Первые упоминания о Туле можно найти в Никоновской летописи от 1146 года: «Святослав Ольгович, идее в Рязань, и быв во Мценске и в Туле, и в Дубке, на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и приходя в Рязань на Оку». Впрочем, известно, что эти земли издавна облюбовали вятичи, так что, можно уверенно говорить о том, что к моменту первого упоминания город существовал и развивался. Почему же Тула? Возможно, название связано с речкой Тулицей, которое растолковывается, как «скрытое, недоступное место, затулье, притулье для защиты».

Досталось граду сему от рязанских князей, захвативших в XIII веке северо-восточную часть Черниговского княжества, куда и входила Тула. Потерпела она и от татарского нашествия, кстати, кто подзабыл: именно в юго-восточной части современной Тульской области, между реками Дон и Непрядва, в 1380 году произошла историческая Куликовская битва. Многие князья желали присоединить Тулу к своим владениям: то Дмитрий Донской, то великий князь Литовский Витовт. Однако окончательное присоединение к московским владениям произошло при Василии II (1425‒1462), и с тех самых пор Тула была связана с Московским княжеством.

Располагаясь на южной окраине Руси, на границе степей и в непосредственной близи с важными дорогами, с XVI века Тула приобрела стратегическое значение. По повелению Василия III в 1509 году на левом берегу Упы был построен деревянный острог с двойными стенами и боевыми башнями, а уже в 1514 году внутри него началось строительство каменной крепости.

Тульский Кремль имел форму правильного четырехугольника: южные Одоевские ворота находились против Крапивенской башни острога, а Пятницкие — против западных Ильинских ворот. Каменный Кремль преграждал путь к Москве, зачастую принимая на себя набеги татар. Он выдержал тяжелую осаду крымского хана Девлета I Гирея, который подвел сюда свою тридцатитысячную армию, туляки отражали атаку крымского войска до подхода войск Ивана Грозного, а на протяжении XVI века Тула и вовсе не успевала отбиваться от постоянных набегов татар.

Справка МК

Знаете, кто настоящая автоледи? Кто своим красивым примером «заражает» других участников движения культурно вести себя на дороге. Будьте примером во всем.

В центр истории

Сегодня Кремль является той самой отправной точкой в изучении этого замечательного старинного града. И когда попадаешь сюда, кажется, что благодаря какой-то невидимой машине времени ты несешься назад, в прошлое. Золотоглавый Свято-Успенский собор, построенный в далеком XVIII веке, завораживает своими правильными формами, а глядя на Богоявленский собор (1855-1862), сооруженный по проекту архитектора тульского оружейного завода М. А. Михайлова, внутри поднимается волна скорби и чувства благоговения: храм, напоминающий русского богатыря, был построен в память о воинах-туляках, погибших во время Отечественной войны 1812 года (ныне Музей оружия).

Кстати, отдельного внимания заслуживают аккуратненькие Торговые ряды, построенные в 1837-1841 годах в северо-западной части Кремля. К сожалению, до нашего времени из 48 каменных лавок сохранилась лишь половина. Но дошедшая до наших дней аркада-галерея, придающая Кремлю неповторимое очарование старины, позволяет оценить высокий уровень строительства прошлых лет. Особый интерес вызывает, безусловно, и здание городской электростанции 1900 года. Наверное, мало кто знает, что именно здесь, в Туле, появилась одна из первых электростанций России. Ее строительство, которое производилось на средства городской управы, было закончено в 1900 году, и уже в декабре 1901 года на главных улицах были построены первые линии уличного освещения с дуговыми фонарями. Сегодняшняя Тула просто утопает в уличном красивом освещении, поэтому, когда на улице стемнеет, я не советую спешить возвращаться домой — погуляйте по ночному городу и ощутите себя маленькой счастливой частичкой огромного, тщательно спланированного и продуманного пространства.

А еще Тула — это город церквей и соборов. Многие промышленники и купцы охотно давали деньги на богоугодные дела, и поэтому сегодня каждый турист может погрузиться в пестрое разнообразие храмов. Вот, к примеру, уникальный по своим архитектурным формам Всехсвятский кафедральный собор. Кстати, в правом приделе нижнего храма покоятся мощи святого Иоанна Тульского, который жил в конце XVIII — начале XIX века. Предание гласит, что блаженный Иоанн круглый год ходил босой в одном халате. Он утешал всех страждущих в скорбях, ободрял в напастях, словом, «плакал с плачущими, радовался с радующимися». Необыкновенные по своей красоте храм Флора и Лавра на улице Мосина и храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на улице Благовещенской. Но по праву можно назвать уникальным Николо-Зарецкий храм, построенный еще в 1742 году Акинфием Демидовым, сыном основоположника династии Никиты Демидова. Кстати, рядом с храмом можно увидеть гигантский шлем русского богатыря — это новое здание Тульского государственного музея оружия.

Кольчуга внутри шлема

Вот с детства я любила погонять с пистолетиками, играя с мальчишками в войнушку (помню, как свою бабушку я просто «умолила» сшить кобуру для моего пластмассового «огнестрела»). Стоит ли описывать тот восторг, который ты испытываешь при виде пищалей, ружей, автоматов, пулеметов и многих других видов оружия! Вообще-то здесь представлено ценнейшее собрание огнестрельного и холодного оружия как отечественного, так и зарубежного производства. Так что, даже специалистам здесь есть чем восторгаться. А еще в этом музее, помимо оживших оружейников и настоящего тира, можно увидеть чудо: огромная кольчуга проходит сквозь потолки гигантского шлема, то есть, здания музея. Не верите? Советую посмотреть на это уникальное явление, не пожалеете.

В каждом путешествии всегда ставится точка, пусть даже эта точка потом и превратится в многозначительное многоточие. Так вот, когда я приезжаю в Тулу, то в завершение своего посещения я всегда отправляюсь на железнодорожный вокзал. Будем считать, что это уже стало моей доброй традицией. Московский вокзал — это живая история, поэтому можно по праву его назвать музеем под открытым небом. Мало того, что само величественное здание является памятником культуры, так еще здесь, на железнодорожных путях, можно увидеть старинный паровоз, установленный в оружейной столице в честь празднования 70-летия Великой Победы, а также настоящий бронепоезд, который участвовал в обороне Тулы в 1941 году.

Тут же, рядом, возвышается величественный, удивительный по красоте и драматизму памятник Героям Первой мировой войны. «Тулякам мастерам-оружейникам и солдатам Первой мировой войны», — выгравировано на холодном граните золотыми буквами. Кстати, проект скульптурной группы фигур рабочего и солдата был выбран в ходе народного голосования, так что, этот монумент можно по праву считать народным. Прикоснувшись к истории и сделав несколько фотографий на память, я отправляюсь на привокзальную площадь. Удивительно, но очутившись на этом пятачке, ты словно попадаешь с помощью машины времени в советское прошлое: бабулечки в фартуках и нарукавниках, которые надеты поверх «дутых» пальто, в любой момент готовы вытащить из сумки на колесиках горячий беляш или же жареный пирожок.

— С чем тебе, доча? Ага, один с картошкой, один с капустой. С тебя 75 рублей, — бабулечка ловко орудует алюминиевой вилкой, два зубца посередине которой сломаны. Подсолнечное масло, в котором жарилось это дрожжевое чудо, в один момент пропитывает салфетку. Кажется, ничего вкуснее нет на свете, ну, кроме тульских пряников, конечно. Кстати, именно здесь, на привокзальной площади Московского вокзала, можно прикупить пряники по самой приемлемой цене. Да и выбор здесь уж очень богат. И вообще, уезжать из Тулы без этого традиционного сладкого сувенира — преступление. Медовые печатные лакомства с такими начинками, как вареная сгущенка и фруктовое повидло, можно выбрать на любой вкус и вес. Можешь купить 150-граммовый «рубль», а если позволяют финансы, то приобрести и полуторакилограммовый «самовар».

Мой багажник набит различными вкусностями — хочу побаловать друзей. Когда-то я все-таки решусь на покупку пузатого самовара, чтобы собрать всех своих родных и близких за большим столом (так что, есть лишний повод сюда вернуться). Возвращаюсь с чувством выполненного долга: я везу своим дорогим тепло и радость. И очень хочется, чтобы от этого мир стал добрее и чудеснее, а значит, культурнее.





Партнеры