Русский пилот победил на чемпионате в ЮАР

Впервые в истории высшего пилотажа Михаил Мамистов стал трехкратным абсолютным чемпионом мира

1 ноября 2017 в 10:24, просмотров: 774

С 9 по 17 сентября в ЮАР проходил XXIX чемпионат мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах в самом сложном классе — Unlimited, в котором приняли участие 36 лучших летчиков планеты из России, Франции, США, Бразилии, Венгрии, Швейцарии, ЮАР, Испании, Великобритании, Румынии, Австралии и Португалии. Нашу страну на чемпионате представляли Михаил Мамистов, Олег Шполянский, Александр Кротов и Владимир Гавриленко.

Русский пилот победил на чемпионате в ЮАР
Михаил Мамистов на самолете «Экстра». Фото Людмила Фоменко

…Южно-африканская зима встретила летчиков на аэродроме Йоханнесбурга ярким голубым небом, порывистым ветром и двадцатью пятью градусами тепла. После многочасового перелета наша команда, преодолев еще 400 километров на машине в направлении Индийского океана, наконец добралась до аэродрома возле маленького городка Малелане. Аэродром оказался небольшим и очень уютным — его окружали довольно высокие холмы и поля сахарного тростника, рядом располагался завод по его переработке, а невдалеке — национальный парк ЮАР с 350 000 животных. Среди этой экзотики ребята и начали тренироваться за 12 дней до открытия чемпионата на двух «Экстрах» — немецких пилотажных самолетах. Налет в течение года, конечно, оставлял желать лучшего, но эта проблема существует уже довольно длительное время из-за отсутствия достаточного количества самолетов и необходимых в полном объеме средств на сборы. Самый большой налет на самолетах, на которых предстояло выступать, был у Владимира Гавриленко — 50 часов, у Михаила Мамистова — 30, а Олег Шполянский и Александр Кротов на одноместной «Экстре» прежде практически не летали.

Справка МК

Михаил Мамистов — заслуженный мастер спорта, трехкратный абсолютный чемпион мира, абсолютный чемпион II Всемирных авиационных игр, пятикратный абсолютный чемпион Европы, одиннадцатикратный абсолютный чемпион России по высшему пилотажу на поршневых самолетах, двукратный абсолютный чемпион мира, абсолютный чемпион I Всемирных авиационных игр, абсолютный чемпион Европы по высшему пилотажу на планерах.

— Команду из Франции нам, конечно, невозможно было обогнать — в ее составе 8 молодых, амбициозных и отлично подготовленных летчиков, прекрасно летающих на собственных самолетах. Причем, одну часть команды составляли военные летчики, а другую — гражданские, а самое главное — Франция им достаточно хорошо помогает, — рассказывает Михаил Мамистов.

Интересно, что думали 8 амбициозных французских летчиков о четырех легендах высшего пилотажа из России? Они знали, как летают русские, очень хорошо знали. Но ведь в команде Франции был действующий абсолютный чемпион мира-2015 Александр Орловский! Да, это так, но… В 2015 году на чемпионате мира, проходившем во Франции, в день крайнего темного комплекса, погода, конечно, оставляла желать лучшего. Организаторы и жюри приняли решение подождать до 14.00, и хотя облака начали рассеиваться, но ровно в 14.00 погода еще не наладилась, хотя невооруженным глазом было видно, что вот-вот она будет соответствовать правилам проведения соревнований. Но кроме погоды было еще одно обстоятельство — сразу за Орловским в турнирной таблице шел Михаил Мамистов, совершенно незначительно отстав от него по очкам. Все в мире высшего пилотажа знают — сила русских летчиков в темных комплексах. В общем, когда в 14.15 полеты стали возможны, организаторы уже объявили, что чемпионат завершен. Будем считать, что тогда помешала погода… Возможно, французы и в этот раз надеялись на нелетную погоду или еще какие-либо непреодолимые обстоятельства, но африканская зима, как, впрочем, и русские летчики не дали им ни единого шанса — лишь однажды промелькнула небольшая облачность, а ослепительное солнце порой раскаляло воздух до 38 градусов жары.

Тем не менее, первый, обязательно-произвольный комплекс, завершился победой Александра Орловского, Михаил Мамистов занял 6 место.

— Произошла стандартная ситуация, которая повторяется из года в год, — говорит Михаил. — Наши соперники — я имею в виду французов, американцев и всех остальных — достаточно много времени уделяют обязательно-произвольным комплексам — очень серьезно их накатывают. Я и мои товарищи понимаем, что это, конечно, очень важное упражнение, но выигрывает соревнования тот, кто хорошо летает темные комплексы. Понятно, что обязательно-произвольный комплекс тоже надо неплохо летать, но уделять этому большую часть времени мы не стали. То есть, мы не так сильно его подготовили, зато были лучше подготовлены к темному комплексу, что и показали соревнования.

Раньше были два разных комплекса — обязательный и произвольный, а сейчас по нашей инициативе их объединили в один. То есть, дают 5 обязательных фигур, к которым ты добавляешь свои 5 произвольных так, чтобы общий коэффициент был не выше определенного, выполнялось требование разнообразия фигур. В общем, есть определенные правила, которые нужно выполнить, и сводятся они к единому комплексу из 10 фигур.

Первый темный комплекс — и вновь лидирует Александр Орловский, Михаил Мамистов второй. Почему?

— Так решили судьи, и мы доверяем их мнению, ну, а я не могу решать, кто отлетал лучше, кто хуже. Но то, как летал Александр Орловский, я видел — очень неплохо.

— В первом темном Вы допустили ошибку?

— Больших ошибок не было, но чтобы выиграть, этого недостаточно — надо еще летать с минимальным количеством помарок, да еще чтобы «звон» был. Так что, отлетал неплохо — у нас разница по очкам была совсем небольшая.

Второй темный комплекс — Михаил Мамистов — первый, Александр Орловский — 14. На первой же фигуре француз допустил грубую ошибку и получил за нее 0. А дальше, видимо, сдали нервы — весь комплекс пошел кувырком.

Крайний третий темный комплекс, который порой решает все... Хотя Михаил не согласен:

— Вовсе нет. Все решают все комплексы — ведь достаточно в одном допустить ошибку, и баллы снимают. А крайний комплекс просто завершающий. Побеждает тот, кто все комплексы отлетает хорошо.

Полет Михаила Мамистова. Фото Людмила Фоменко

Просто к каждому из полетов ты подходишь с мыслью, что должен отлетать с максимальным качеством. Психологически, может, кому-то труднее, если он на первом месте идет, а кому-то, может быть, сложнее, если он в роли догоняющего. По мне все одинаково, потому что если ты лидер, то должен отлетать хорошо, чтобы сохранить лидирующую позицию, тут нельзя дать слабину. Если же отстаешь, то надо постараться догнать. Для меня разницы нет — в любом случае каждый полет стараешься выполнить с максимальной выкладкой.

Так и произошло — Михаил Мамистов занял 1 место, Александр Орловский — 8.

— Почему первые 2 упражнения он отлетал хорошо, а потом сдал свои позиции?

— Может, перенервничал, может, устал, может, просто был не готов. А может, в первом комплексе были фигуры, которые он хорошо отработал, а во втором и третьем попались те, которыми он занимался меньше.

— Вы не говорили с ним об этом?

— Нет. Перекинулись парой слов — и все. Зачем человека огорчать?

Чемпионат Мира—2017 завершился блистательной победой Михаила Мамистова в личном зачете, сборная команда России заняла 2 место, Франция — 1, США — 3.

В истории высшего пилотажа мира и Европы вписано немало славных имен, но впервые за более чем полвека этой замечательной истории Михаил Мамистов стал единственным трехкратным абсолютным чемпионом мира и единственным пятикратным абсолютным чемпионом Европы по высшему пилотажу на поршневых самолетах. Но нельзя забывать и его триумфальные победы на I и II Всемирных авиационных играх в Турции и Испании, блистательные победы на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу на планерах.

На церемонии закрытия XXIX чемпионата мира президент CIVA — Международной комиссии FAI по высшему пилотажу отметил, что Михаил показал удивительный результат, хотя… это и не удивительно — ведь в течение 20 лет он чаще всего становился то первым, то вторым, а это и есть показатель высочайшего уровня летчика.

Но и это еще не все — в начале августа в Чехии состоялся чемпионат Европы класса Advanced, в котором приняла участие сборная команда России, одержав убедительную победу в личном и командном зачетах. Руководителем и тренером команды был Михаил Мамистов.

— Это был чемпионат Европы класса Advanced, в котором приняла участие команда из России в составе 7 человек, — вспоминает Михаил. — Из них двое выступали на Су-31М — Дмитрий Самохвалов и Роман Овчинников, показавшие самый высокий результат, остальные пилоты — на «Экстрах». Мы прибыли туда за 10 дней до начала соревнований и провели тренировочные сборы — сначала на одном аэродроме, а потом 5 дней полетали на том аэродроме, где должны были проходить соревнования. Так что, завершающая подготовка проходила именно в Чехии. Полетали неплохо: удалось подготовить темные фигуры, чуть-чуть подкорректировать у одного — одно, у другого — другое. Наши спортсмены увидели полеты друг друга, почувствовали себя уверенно и тренировались как единая команда. Все проблемы решали сообща, всей командой, включая технические неисправности трех самолетов, так что командный дух очень сильно окреп и возрос. Мы ощущали себя единым целым, и все это переросло в выступление единой командой на чемпионате — в том числе и поэтому хорошо выступили. Мы вообще ощущали поддержку друг друга. Результат замечательный — и в командном зачете ребята заняли 1 место, и в личном зачете Дмитрий Самохвалов стал чемпионом Европы. Лучше не придумаешь!

Почему же? Придумаешь! На XXVI чемпионате России по высшему пилотажу, который состоялся в октябре, Михаил Мамистов в одиннадцатый раз стал абсолютным чемпионом России. Только никто не знал, что все сложнейшие фигуры высшего пилотажа на тренировках, чемпионатах мира и России Михаил выполнял, преодолевая неослабевающую боль в правой руке — растянутые в этом году связки, невзирая на все усилия, все-таки не успели восстановиться…




Партнеры