Перед какой святыней можно преклонить колени и получить помощь

05.07.2018 в 11:15, просмотров: 407

Региональный еженедельник «МК в Серпухове» продолжает рассказывать о святынях и достопримечательностях, которые находятся в нашем городе. Серпуховичи по праву гордятся культурным и историческим наследием. Помимо прекрасного историко-художественного музея, монастырей и храмов, здесь также можно увидеть уникальный чудо-творный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». На этот раз мы хотим рассказать об этой святыне.

Перед какой святыней можно преклонить колени и получить помощь

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Высоцкий мужской монастырь, ул. Калужская, д. 5/3.

Введенский Владычный женский монастырь, ул. Октябрьская, д. 40.

Во Владычном монастыре в 1878-м году образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» явил свое первое чудо. Согласно сказанию, один крестьянин Тульской губернии Ефремовского уезда, отставной николаевский солдат имел слабость к питию вина. Все, что было в доме, всю пенсию он свою пропивал, в итоге дошел грешник до нищенского состояния, а еще и ноги отказали. Однако все эти беды не могли остановить горемыку от пьянства. И вот, находясь в этом душевном и телесном разладе, видит он однажды сон: один старичок благообразного вида повелел ему идти в Серпухов, во Владычный монастырь, и перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая находится в Георгиевском храме, отслужить молебен. «И будешь здоров и душою, и телом», — сказал в завершение он.

Однако крестьянин, посчитав сновидение обыкновенным, проигнорировал повеление, — да и как же он доберется до Серпухова без ног, да без гроша в кармане? Тогда тот же самый старец ему явился во второй раз, а потом и в третий, грозно потребовав исполнить его приказ. Сновидения были настолько яркими и ощутимыми, что крестьянин уже побоялся ослушаться и немедленно отправился в путь. Добирался он на четвереньках, останавливаясь для отдыха и подкрепления в селениях, расположенных по пути.

   

Так, на одной из многочисленных остановок отставного солдата, отправившегося не по своей воле в паломничество, приняла старушка, предложив ему остаться на ночлег. Она напоила, накормила усталого путника и, в облегчение болезненности ног, растерла их, уложив больного гостя на печь. Но тут ночью явилось первое чудо: проснувшись, старый служивый почувствовал легкое ощущение в ногах. С большой осторожностью он спустился с печи и попробовал встать. Всю ночь он провел в ожидании рассвета, чтобы идти самостоятельно, на своих ногах, пусть и с помощью палок. Таким образом пресвятая Богородица явила свое первое чудо.

Обутый в теплые валяные сапоги, несмотря на жаркий июль, усталый путник дошел до Серпухова, до Владычного монастыря. Одной из послушниц по имени Захария, церковнице при храме великомученика Георгия, он и поведал о своем пути, о своих дивных сновидениях. Паломник настойчиво просил, чтобы был отслужен молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Но вот беда: никто в монастыре не знал этой иконы. Тут кто-то высказался, а не тот ли самый это образ, который висит в приходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу, там как раз есть изображение чаши? Но каково же было удивление всех, когда на оборотной стороне иконы действительно усматривалась надпись: «Неупиваемая Чаша». Однако на этом знамения не закончились. Паломника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, и в его святом лике он признал того самого благолепного старца, который являлся ему во сне и повелевал идти в Серпухов во Владычный монастырь.

Весть о явлении святого образа Матери Божией «Неупиваемая Чаша» и о чудесном исцелении крестьянина из Тульской губернии быстро распространилась сначала по городу, а потом и по всему Серпуховскому уезду и далеко за его пределами. Во Владычный монастырь стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться перед новоявленной иконой Богоматери. Многие возвращались сюда, чтобы отблагодарить Небесную Заступницу за ее великую милость — за исцеление. В летописи Владычного монастыря хранится много имен людей, спасшихся от пагубного недуга. Так, известно чудо о совершенном избавлении от запоя одного московского купца Стефана Федоровича Федорова, который в благодарность соорудил прекрасный иконостас для чудотворной иконы, возложив на нее взамен фольговой сребропозлащенную ризу. Вскоре после прославления святая икона была из прежнего места перенесена в соборный храм и поставлена на общедоступном месте.

До 1919 года чудотворная икона находилась во Владычном монастыре, а после его закрытия лик Божией Матери был перенесен в собор Николы Белого на улицу Калужскую, после чего дальнейшая судьба образа неизвестна. Как рассказывают старожилы Серпухова, многие иконы из собора сжигались на берегу реки Нары, возможно, среди них была и «Неупиваемая Чаша», однако сестры из обители надеются, что она чудом избежала этой страшной участи и рано или поздно будет найдена.

Список чудотворной иконы был сделан в 1993-м году в Высоцком монастыре, это и послужило началом возрождения почитания «Неупиваемой Чаши» после страшных лет атеизма. А уже в 1995 году настоятельница Владычного монастыря игуменья Алексия получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», ведь именно здесь она была явлена людям. И вот уже с чудом сохранившейся старой фотографии сделан точный список иконы, где были сохранены все пропорции и академический стиль подлинника.

Первое чудо исцеления от пьянства произошло в момент написания иконы. А когда образ был освящен и помещен в храм, то число чудес стало исчисляться сотнями. Монахини женского монастыря ведут летопись исцелений от наркомании и пьянства, которую можно прочитать на официальном сайте Владычного монастыря.

Кстати

Икона прекрасного старинного письма, передающая живой лик Богоматери, является во всех смыслах уникальной. Изображенная по центру Чаша считается символом Чаши Святого Причащения, которая воистину неупиваемая или неиспиваемая, так как Агнец ее есть «всегда ядомый и никогда же иждиваемый». Сама же Матерь Божия представлена иконописцем одним из основных типов изображения Богоматери — Ора́нта (от лат. orans — молящийся), являющим Ее в традиционном жесте заступнической молитвы, то есть с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, с раскрытыми наружу ладонями. Как известно, подобная молитвенная поза известна с ветхозаветных времен, а первые изображения Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах.

Празднование иконы 18 мая.