Серпуховичу Сергею Зорину 26 лет. Четыре года назад он попал в аварию на своем мотоцикле. В момент обгона его «подрезала» машина, на которой не были включены сигналы поворота. В результате Сергея выкинуло на встречную полосу... Он пролежал четыре дня в коме, из-за большой дозы обезболивающих, молодой человек даже не смог вспомнить, что произошло. И только через восемь месяцев ему удалось найти свидетелей и восстановить события того вечера. Перелом позвоночника и, как следствие, практически полный паралич ног. В первые годы после аварии Сергей почти не выходил из дома, а теперь он демонстрирует широкой публике непростые танцы на паркете. Корреспондент «МК» в Серпухове» пообщался с молодым человеком, преодолевшим трудности и нашедшим своем место в жизни.
В квартире тихо звучит музыка из колонок компьютера. Сергей, сидя на кровати в одиночестве, пока мама не придет с работы, слушает мелодии. А на столе рядом с ним запчасти от ноутбуков, паяльник, вещи. Все под рукой, ведь Сережа ценит каждое движение. Движение, которое вот уже четыре года связано с болью. Боли идут от груди до кончиков пальцев ног. Он научился не чувствовать эти мучения, а вот душевную боль преодолеть не так-то просто. В глазах Сергея часто читается грусть. Когда-то он был студентом МАИ, у него было много друзей, ребята и девушки любили с ним общаться, проводить свободное от лекций время. Сейчас этого ничего нет. После трагедии друзьям стало не интересно общаться с инвалидом, а университет так и не смог окончить, ведь специальность, защита компьютерной информации, можно получить только на дневном отделении. И наконец, невозможность ездить на любимом мотоцикле, автомобиле и куда страшнее — ходить. Даже помыться в ванной можно только с помощью знакомых: они сажают и достают его из ванной. Сережа постоянно гонит из своей головы дурные мысли, старается не задумываться ни о чем.
— Было гораздо хуже, в первый год после аварии я чувствовал себя куском мяса, лежащим на больничной койке. Я даже не волновался по поводу того, что остановится ли у меня сердце или нет, умру так умру. Мне было тогда все равно, — вспоминает Сергей Зорин.
Трагический день
Десятое августа 2009 года перевернуло жизнь Сергея. Он не помнит, даже куда и зачем ехал в тот роковой день. Сергея ввели в искусственную кому, иначе сердце остановилось бы от болевого шока. Состояние прострации, легкие отбиты, молодой человек отхаркивал кровью три месяца. Первый год — это настоящий ад, жизнь на грани: бесконечные перевязки, медикоментозные наркотики…
А тут еще и материальные затруднения. Через четыре месяца начался остеомиелит (гниение кости), который мог перерасти в заражение костного мозга и ампутацию конечности. В Серпухове не могли помочь юноше, а за пребывание в московской клинике необходимо было выкладывать по 14 тысяч рублей в день. Пенсия инвалида первой группы всего семь тысяч, а на ремонте ноутбуков он мог заработать от силы две тысячи в месяц. Семье пришлось влезть в долги. Но куда обиднее было сталкиваться с жестокостью. Сергей даже на какое-то время потерял доверие к людям. Приходили разные личности, обещали помочь чудесными таблетками, требовали за это определенную сумму. Через все это пришлось пройти. Мама Светлана Евгеньевна несколько раз попадала в больницу с сердечным приступом, была на волоске от смерти из-за трагедии с сыном. Но потом взяла себя в руки, ведь если ее не будет, Сереже никто не поможет выжить.
Жизнь в инвалидном кресле
В последующие годы перед Сергеем была задача восстановиться психологически. Когда мама летом впервые после аварии вывезла его погулять на улицу, он уже через несколько минут просил ее слезно увезти его обратно домой: он не мог вынести того, как смотрят на него знакомые. Но прошло время и мироощущение Сергея Зорина в корне изменилось. И толчок этому дал Интернет. На страницах «всемирной паутины» он часами общается с виртуальными друзьями, но особенно есть о чем поговорить с колясочниками, они внушают молодому человеку позитив, веру в счастливое будущее, несмотря на ограничения.
— Солнечный летний день,а много друзей не инвалидов «ВКонтакте», я не понимаю, почему они в онлайн, когда такой день, я так и спрашиваю их, они отвечают — да ну, лучше посижу дома, посмотрю фильмы. Я бы все отдал, чтобы пойти погулять на своих ногах, — рассказывает Сергей.
О танцах Сергей даже и не думал, на улицу-то выбраться очень трудно.
Танец сердцем
Год назад к Сергею пришла в гости тренер по спортивно-бальным танцам Светлана Трусова из Серпуховского Губернского профессионального колледжа. Она просила его приехать к ней на занятия. Но он отказывался, ведь для него на улицу сходить проблема, а тут танцы на паркете. И все же Светлана уговорила Сережу. И вот два раза в неделю молодой человек посещает занятия, за ним приезжает микроавтобус колледжа, а студенты помогают ему спуститься на улицу.
Танцы самба, румба, ча-ча-ча. Теперь представьте все это на инвалидных колясках. Нонсенс, аномалия? Нет, спорт, искусство! Так считают и в Губернском профессиональном колледже. В этом учебном заведении создана Федерация танцевального спорта для инвалидов-колясочников по Серпухову и району. На занятиях Сергей с помощью педагога-хореографа пытается научиться двигаться в ритме латиноамериканских танцев. Танцевать ногами — одно, а сердцем — другое — уверен Сергей. Не все получалось сразу, с каждым уроком Сережа все лучше и лучше двигался на паркете. Красивые движения рук, и фигуры, выполненные на коляске — это основные элементы танцев людей с ограниченными возможностями.
— За несколько лет практически заточения в своей комнате, я совсем одичал, а танцы — это общение с людьми. И это движение, а движение — это жизнь. Тем более для нас инвалидов-колясночников. Я стал более социальным, — рассказывает Сергей Зорин.
Коляска позволяет танцу быть интересным. Проблема заключается только в шаблоне, который зрителю надо выбросить из головы. Человек не может ходить, он инвалид, так какой же он танцор? Хороший танцор, ведь он достигает выразительности танца при минимуме возможностей. Он добивается того, что задействует все тело, хотя, казалось бы, в его положении это невозможно. Экстремальное шоу на мотоциклах не вызывает ни у кого душевного диссонанса, а танцы на колясках из того же ряда — физически подготовленные люди верхом на двухколесном устройстве показывают то, за чем интересно наблюдать.
В ближайшем будущем Сергей и Светлана планируют выступать на соревнованиях по танцам на колясках. Поначалу они кажутся несколько странными, но потом мозг перестает зацикливаться на деталях и непроизвольно увлекается самими действиями. Турнир на колясках — это что-то среднее между танцами и художественным вождением. Все крутится, вращается и катится. Бег партнера рядом со скользящей коляской создает напряжение, тебя завораживает скорость и кажется, что вот-вот пойдет что-то не так — кто-то не успеет вовремя притормозить, развевающиеся рукава запутаются в колесах или танцор наедет на длинную юбку партнерши. Но этого не случается — все ловко продолжают кружиться, избегая столкновений и конфузов.
Счастливый день
Светлана стала партнершей Сергея по бальным танцам. Пара показала на проекте «Танцующий город» во Дворце спорта «Надежда» свой первый танец. Огромная публика, несколько тысячей зрителей, и нужно выступить перед ними, такого никогда не было в жизни Сергея. Он очень волновался за то, как выступит, как оценят, на репетиции он два раза падал. И во время показательного танца боялся перевернуться и опозориться. Слава богу, этого не произошло. Этот день стал для Сергея счастливым: успех на танцполе и предложение директора Губернского колледжа Александра Лысикова работать программистом в своем учебном заведении. Это было для него большим сюрпризом. Когда-то он разочаровался в людях, и вот он снова поверил в человеческую доброту. Теперь, даже не выходя из дома, Сергей работает на своем ноутбуке на благо колледжа.
Появление секции стало возможным благодаря реализации в колледже программы «Безбарьерная среда». И занятия танцами — это только первый шаг. Помимо этого, руководство Губернского профессионального колледжа создает в своем учебном заведении все условия для людей с ограниченными возможностями. Здесь установлены пандусы, раздвижные двери, лифт. Колледж даже пошел на то, чтобы продав туристический автобус, приобрести два специализированных транспорта для доставки студентов-колясочников, как для образовательного процесса в колледже, так и для занятий танцами, другими видами спорта, чтобы они чувствовали равными с остальными студентами.
Центр Серпухова забыл про инвалидов
Выезжая на коляске на улицу, Сергей каждый раз сталкивается с неимоверными трудностями. Огромное количество бордюров и мало где пологих заездов, особенно около ТЦ «Корстон». Несколько раз Сергей падал у центра. Такое здание и совершенно не приспособлено для колясочников. В ТЦ «Б-класс», что в Ивановских Двориках, еще можно проехать. Сергей на протяжении двух лет писал жалобы и ругался с руководством Корстона, чтобы сделали нормальный проезд и заезды, а воз и ныне там, только отдельные слова про парковки и пандусы. Они есть, но в то же время их и нет. Парковки заняты постоянно крутыми джипами. А пандусы — даже ходячий не заберется. Сережа мечтает посетить кинотеатр, их в городе пять, но не может: везде большие ступеньки.
История Сергея — история воли к жизни, мужества, готовности справиться с трудностями, какими бы суровыми они ни были. Сергей приспособился жить со своей травмой. Но он не теряет надежды когда-нибудь встать на ноги, очень часто молодому человеку снятся сны о том, что он сам ходит. Слава богу, со здоровьем сейчас более-менее все в порядке. Первый год после аварии прогнозы врачей были не утешительными, но благодаря дорогостоящему лечению в Москве, юноша пошел на поправку.
В планах у Сергея Зорина накопить денег на операцию. Она хоть и не поставит сразу на все сто процентов на ноги, но точно увеличит шансы на реабилитацию. В планах на жизнь у Сергея подняться на ноги и конечно, продолжать заниматься танцами.
Сергею необходима операция по вживлению стволовых клеток. Курс лечения состоит из семи этапов: первый — сама операция, и еще шесть пункций каждый месяц. Общая стоимость всех процедур 940000 рублей. И эта операция не попадает в перечень государственной квоты. Значит помочь Сергею могут только неравнодушные люди.
Нина Стрелкова
ЗОРИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Яндекс кошелек 410011895926289
Номер счета СБЕРБАНКА 408 17 810 9 40401804750
Номер карты СБЕРБАНКА 63900240 9006885756
Подразделение, выдавшее карту СБЕРБАНК № 9040/2213
Киви кошелек 89168389412
webmoney R310750176319 и Z420867179575