Фотохудожник Николай Платонович Андреев — уникальный мастер фотопейзажа, один из самых ярких представителей пикториальной фотографии, чьи работы в первой трети ХХ века пользовались большим успехом на престижных международных фотовыставках. Что важно, черпал вдохновение фотохудожник в родном краю: на берегах Оки, Протвы, Нары, на старых улочках Серпухова, где прожил всю свою жизнь. 22 апреля поклонники его творчества соберутся в очередной раз на вечер памяти.
На Калужской 48, в зале экспозиции, посвященной творчеству известного фотохудожника, встречает Наталья Валентиновна Дурынина, внучка Николая Платоновича Андреева. В лице этой женщины заметны знакомые по портрету черты именитого мастера. Николай Платонович скончался в 1947 году (22 апреля) в возрасте 64-х лет, задолго до ее рождения. Но, несмотря на это, внучка хранит память о своем деде, в детстве внимательно слушала рассказы отца, старшего сына Николая Платоновича. Много лет Наталья Валентиновна проработала учителем физики в серпуховской школе № 7. О творчестве дедушки рассказывала своим ученикам, демонстрировала им некоторые из его работ. А с 2006 года Наталья Валентиновна работает заведующей отделом Серпуховского историко-художественного музея «Мемориальный дом фотохудожника Н. Андреева». Можно сказать, что именно благодаря ее усилиям, о творчестве мастера стало известно многим. В музее она занимается научной работой, пропагандируя лучшие традиции Серпуховской школы фотоискусства. Наталья Валентиновна также автор ряда книг о творчестве фотохудожника. В перспективе перед ней стоит важная задача — определить, каким способом печати был создан ряд работ Андреева, который ныне хранится в коллекциях Серпуховского историко-художественного музея. А пока она занимается подготовкой апрельского вечера памяти Николая Платоновича.
— О дедушке всегда напоминали сохранившиеся фотоработы. Сейчас мысленно я очутилась в нашей коммуналке на Советской, где прошло все мое детство. На стенах висели его работы, к сожалению, помещались только две-три фотографии, ведь все было заставлено мебелью. У нашей семьи сохранилось очень много его творений, большую часть из них мы передали музею, — рассказывает Наталья Валентиновна.
Андреевский дом
В Серпухове дом на Московской улице под №39 по праву называют Андреевским. В этом двухэтажном каменном особняке с 1900 по 1934 год жил и работал фотохудожник Николай Платонович Андреев. Здесь создавались произведения, прославившие их автора и город Серпухов на весь мир — работы вошли в золотой фонд мировой пикториальной фотографии.
В этом году в доме планируется начать первые ремонтные работы за 135-летнюю историю здания. В настоящее время часть постоянной экспозиции на время ремонта переместилась в здание музея на Калужской 48. Средства на ремонт будут выделены Правительством Московской области, в рамках Программы развития культуры региона на 2014-2018 гг.
Удивительный человек
В 20-х годах прошлого столетия на улицах Серпухова часто можно было увидеть этого человека, привлекающего к себе заинтересованные взгляды прохожих. Невысокого роста, коренастый, широкоплечий, он всякий раз выходил из дома на 1-й Московской улице одетым в гимнастерку, в брюках, заправленных в кирзовые сапоги, а если дождило, то и в плащ. Он всегда был похож на человека искусства, в широкополой шляпе, в плаще, а кожаный кофр оттягивал ему слегка плечо. Невозможно было предугадать, куда он сегодня отправится; то спускался по тропе к Серпейке, шагая по ее берегу к Наре, то садился на извозчика и отправлялся к железнодорожному вокзалу, и ехал до Шараповой охоты, или же до Лопасни, а иногда приезжал на дачу своей супруги в Лужки. Спокойно и несуетливо он шагал то лесом, то полем, то берегом реки и, сощурив глаза, смотрел на мир — на обвисшие ветви плакучей березы, на стог сена, на темную тучу, застывшую над деревней и готовую вот-вот оросить ее дождем... Когда останавливался, выбрав место для кадра, расстегивал чехол и доставал треногу, из кофра извлекал фотоаппарат и счастливо улыбался, представляя, какая получится сегодня фотография.. И хотя в Серпухове Николай Платонович Андреев был мало кому известен, в кругу советских и зарубежных специалистов его ценили очень высоко, а после смерти и вовсе признали фотографом мирового уровня, одним из основоположников отечественной фотографии, непревзойденным мастером живописного (пикториального) метода.
Сын купца
Родился Николай Андреев в городе Серпухове в семье Платона Андреевича Андреева и его супруги Зинаиды Михайловны 14 октября 1882 года. Семья владела в городе прачечной, белошвейной мастерской, а в собственном доме на Московской улице на первом этаже помещались парикмахерская и чайная. Правда, в газетных и журнальных публикациях о нем, относящихся к советскому периоду, сообщается, что отец его, Платон Андреевич, был парикмахером, а мать — прачкой. Нетрудно догадаться, почему биографы Андреева решили изменить данные о родителях: при советской власти, особенно в 1920-1930-е годы, дворянское или купеческое происхождение было не в чести, а иногда и просто опасным. Архивные изыскания внучки фотомастера Натальи Дурыниной не оставляют никакого сомнения: отец Андреева был купцом, успешно занимался коммерцией. Крестьянин по происхождению, в 60-х годах XIX века приехал в Серпухов из Рязанской губернии, открыл парикмахерскую, быстро разбогател и начал расширять сферу деятельности. К 1902 году Платон Андреевич числился в документах уже купцом 2-й гильдии.
Двухэтажный кирпичный весьма вместительный особняк, купленный П.А. Андреевым в 1900 году на одной из центральных улиц Серпухова — 1-й Московской, неподалеку от знаменитой Соборной горы, — мог принадлежать только состоятельному человеку. В этом доме близ трех соборов и знаменитого Земляного моста и прошли юные годы Николая Платоновича. В семье подрастали пятеро детей — два сына и три дочери. Зажиточный и весьма уважаемый в городе человек, Платон Андреевич, конечно же, не жалел средств на воспитание своих чад. Мальчиков отдали в Серпуховское реальное училище, девочек — в гимназию. На старшего Николая отец, естественно, возлагал надежды на то, что он пойдет по его стопам. Но этому не суждено было сбыться. С детства Николай любил рисовать и заниматься живописью у преподавателя Серпуховской гимназии художника В.С. Ващенко. В годы учебы также увлекся фотографией. В Серпухове фотографические заведения появились в начале 1870-х годов. В те годы на 13 уездов Московской губернии приходилось 22 фотозаведения, и 5 из них — в Серпухове. В начале ХХ века их количество в Серпухове возросло в два раза. Как видим, фотографические традиции в городе были довольно сильны, и они не могли не оказывать на молодого Николая своего влияния. Тем более он был знаком с Алексеем Павловичем Шмидтом, сыном самого известного в Серпухове мастера художественно-бытового портрета П.К. Шмидта (у жителей города сохранилось немало старых фотографий на бланках с фамилией Шмидт).
После окончания городского реального училища помогал отцу в ведении семейных дел. Николай Платонович готовился к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но отец был против и когда после успешно пройденных вступительный испытаний нужно было отправляться на учебу, отец просто не дал денег, поскольку не считал это за серьезное дело. В конце 1900 г. ушел из семьи и в небольшом одноэтажном доме в старой части города — в районе нынешней улицы Луначарского, открыл свое фотоателье, где фотографировал горожан, крестьян из близлежащих деревень, приезжающих в Серпухов на ярмарки. Но интересы молодого человека не замыкались на бытовой и портретной фотографии. Фотоателье давало лишь средства к существованию. Главным в жизни Андреева стало серьезное увлечение именно художественной фотографией.
Из фотографа в фотохудожники
В 1906 году Н.П. Андреев становится членом Русского фотографического общества и принимает участие в международных фотовыставках. А в 1908-м на выставке в Москве его работы отмечены похвальным отзывом. Следующий год принес фотохудожнику новый успех — похвальный отзыв на фотовыставке в Дрездене (Германия). О нем заговорили как о начинающем и талантливом фотографе. В 1909 году Николай возвращается в родной дом и вскоре терраса на втором этаже перестраивается в фотопавильон со стеклянной крышей, а на фасаде дома рядом с отцовскими вывесками появляется реклама — «Фотография Андреева».
После участия в боях на фронтах Первой мировой
войны и полученного ранения, в 1918-1930 гг. Н.П. Андреев активно занимается художественной фотографией, совмещая это занятие с работой художника-декоратора в Серпуховском городском театре. Это было самое плодотворное время в творческой деятельности мастера, которое выдвинуло его в первый ряд фотохудожников России. Н.П. Андреев принял участие в 63-х выставках в СССР и за границей, получив при этому более 25 наград.
Николай Платонович Андреев становится одним из самых ярких представителей общества фотохудожников, работавших в пикториальном стиле. С применением специальной оптики при съемке и технологий обработки позитивного изображения создавались уникальные отпечатки, больше похожие на произведения живописи, нежели на обычные фотографии. Николай Платонович часто применял карандаш и кисть для дорисовки снимков, тонировал их в различные цвета.
Непосредственно съемка являлась только начальным этапом работы над фотографией — окончательная художественная доводка изображения производилась в момент печати. Мастерство рисовальщика и живописца было для него составной частью творческого процесса, помогающей «облагородить» сделанный с натуры снимок.
Всемирный успех
Промежуток с 1922 по 1928 годы биографы Андреева называют «золотым периодом» его деятельности, временем творческой зрелости мастера. Работы Николая Платоновича экспонируются на российских и зарубежных выставках, получают восторженные отклики специалистов. Элитный швейцарский журнал «Камера» так писал о Н.П. Андрееве: «Со времени возобновления отношений Советского Союза с остальным миром мы все время поражаемся выявляющимся там художественным силам. «Метель» и «Русская осень» — известные во всех странах работы Н. Андреева, прежде всего это не только фотографии, а художественные произведения со всеми достоинствами талантливой живописи.
В 1924 году на выставке декоративного искусства в Париже Н.П. Андрееву присуждается золотая медаль, в 1927-м он удостаивается золотой медали в Сарагосе (Испания). Восторженные отклики заставили признать Н.П. Андреева и на родине. В 1929 году в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее состоялась первая персональная выставка Николая Платоновича, на которой экспонировалось его 180 работ. Там же были представлены многочисленные призы, полученные Андреевым на советских и зарубежных выставках — Франции, Англии, Испании, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Венгрии, Японии и других странах.
Признание было всеобщим. Андреев, почитаемый за рубежом и в Советском Союзе, его работы все чаще удостаиваются почетных наград на всевозможных выставках. Даже земляки, что бывает крайне редко, признают его. Казалось бы, что еще надо? Только работать и работать... Но советская власть боролась с частной собственностью, даже если с ее помощью создавались всемирно известные шедевры. Фотоателье Н.П. Андреева в 1928 году обложили налогами, а затем фотопавильон и вовсе сломали, имущество описали. Семья ждала ареста Николая Платоновича. К счастью, это не случилось. Однако нашелся иной способ уязвить мастера. В 1930 году ему запретили выставляться за рубежом...
Жизнь в коммуналке
В родовой дом Николая Платоновича в начале 1920-х
годов начинают подселять жильцов, проводя так называемое «уплотнение». И скоро большая семья Андреевых оказалась в двух комнатах собственного же дома, а в 1934-м Андреевых и вовсе переселили в коммунальную квартиру на Советской улице. Оставшись без средств, Николай Платонович пошел работать в Серпуховской филиал НИИ текстильной промышленности (СЕРПНИТИ), где занимался микрофотографией: вместо поисков натуры для снимков — рутинная служба в лаборатории.
Нет ничего более тяжкого для художника, чем потерять возможность заниматься искусством. Редко кто выносит такое — и Николай Платонович не выдержал: он заболевает менингитом, резко теряет зрение. Верная супруга Варвара Николаевна прикладывает все силы к тому, чтобы вылечить мужа: водит его по врачам, добывает нужные лекарства, сидит у постели больного. Но в 1932 году здоровье пошатнулось и у нее самой, вскоре ее не стало. Но судьба, видимо, посчитала, что количество тех ударов, обрушившихся на Андреева, не достаточно. Вскоре последовал еще один. В 1936 году в Москве была организована громкая дискуссия «О формализме и натурализме в фотоискусстве». Среди прочих обсуждались и работы Н.П. Андреева. Его обвинили в нежелании изображать действительность «единственно правильными средствами», заклеймили «формалистом», «проводником чуждой народу буржуазной идеологии и практики». Он все реже снимает, все реже участвует в выставках. В 1939 году повзрослевшие сыновья уезжают из дома: Николай поступает в авиационное училище, а Валентина призывают на войну с финнами.
В апреле 1947 года Николая Платоновича не стало. Похоронили его на Занарском кладбище в Серпухове. Имя мастера забылось. И только в 1982 году, в 100-летний юбилей Н.П. Андреева, о нем снова вспомнили: прошла выставка в Москве в Центральном музее фотожурналистики на Зубовском бульваре. А в доме, где жил и работал Н.П. Андреев, вначале располагался фотоцентр, позднее его передали Серпуховскому историко-художественному музею — теперь он является одновременно и фотоцентром, и музеем Н.П. Андреева.
Благодаря творчеству Андреева мы видим как жили горожане больше 100 лет назад, как выглядел Серпухов в начале ХХ века. На Соборной горе еще стоял серпуховской кремль, а на площади Ленина величественно возвышался храм Александра Невского, Московская улица была похожа на столичную, оправдывая свое название. На фотографиях Андреева помимо зажиточных горожан запечатлены и беспризорники и крестьяне. Впрочем о его творчестве не нужно много говорить, достаточно лишь увидеть один раз, чтобы понять какой огромный вклад всемирно признанный мастер внес в историю и искусство.
Нина Стрелкова.