МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Серпухов

Женщина, оставившая городу наследство

В Серпухове отмечают 170-летие со дня рождения Анны Васильевны Мараевой

 Серпуховский историко-художественный музей является одной из «жемчужин» Серпухова: прекрасные коллекции западно-европейского искусства XVI-XVII веков, русское искусство XVIII-XX веков, собрание древнерусской иконописи, западноевропейской и русской скульптуры XVI-XX веков, старопечатных и рукописных книг, коллекция тканей, мебели. И вряд ли наш город смог бы обладать этим уникальным собранием, если бы не Анна Васильевна Мараева.

 

 

Каждый серпухович хоть раз в жизни, конечно же, бывал в Серпуховском историко-художественном музее. Любуясь полотнами известных русских и западных мастеров, скульптурами, иконописными образами, мы гордились своим серпуховским музеем, своим родным городом. Но при этом порой даже не задумывались, кто именно положил начало этому бесценному собранию.

Это была женщина с сильным, волевым характером, хозяйственной хваткой, с высоким чувством чести и долга. Требовательный и одновременно грамотный управленец с предпринимательской хваткой, щедрый благотворитель, и горячо любящая мать — все это тесно переплеталось в ее тонкой душе… И даже сегодня, прикасаясь к биографии купчихи Мараевой, не устаешь удивляться и поражаться этой незаурядной личности своего времени. В этом году Анне Васильевне Мараевой исполняется 170 лет со дня рождения.

По новому стилю она родилась 7 февраля («от свидетельства Калужской духовной консистории от 30 января 1845 года о рождении у крестьянина села Топорино Медынского уезда Василия Никитина (по прозванию Волков) и жены Макриды (Макрины) дочери Анны 25 января и крещения оной 26 января 1845 года») в Калужской губернии. Несмотря на то, что родилась в простой крестьянской семье, получила хорошее образование. В 1869 году становится супругой единственного сына серпуховского фабриканта Василия Афанасьевича Мараева–Нефеда (Мефодия). Хотя законным браком не сочетались — не позволяли строгие старообрядческие взгляды. Она была прекрасной женой. Анна Васильевна родила своему Мефодию Васильевичу восемь детей, грамотно вела большое хозяйство.

От крестьян до промышленников

Фамилия Мараевых вошла в историю Серпуховского уезда со второй половины XIX века. В это время в городе и его окрестностях преуспевала промышленная династия Коншиных. Фрол, Василий, Константин и Родион — четыре брата были крепостными графини М. В. Орловой-Давыдовой. И к тому времени, когда в 1839-м братья были отпущены в вольные хлебопашцы (освобожденные от крепостной зависимости на основании указа от 20 февраля 1803 года), Мараевы скопили неплохой капитал, и даже организовали небольшую мануфактуру. При этом Фрол, Константин и Родион оставались быть приписанными к крестьянскому сословию. И только лишь 37-летнему Василию Афанасьевичу, рожденному в деревне Колычево Хатунской Волости Серпуховского уезда, дали «мирской приговор на увольнение в серпуховское купечество».

Василий Мараев (1800-1881) переселяется в Серпухов и поступает на фабрику, принадлежавшую к московским купцам-старообрядцам братьям Федору и Григорию Ереминым. На ручной мануфактуре в деревне Заборье с 1827 года производили миткаль. Суровое тонкое хлопчатобумажное полотно отправляли на продажу в Санкт-Петербург, к купцам Дрябиным. Вначале производство было фактически ручным, но уже к 1843 году на фабрике функционировало 300 станков, трудилось 416 рабочих, а годовой доход составлял 30 тысяч рублей серебром. После кончины купцов Ереминых Василий Афанасьевич выкупает фабрику, доход которой к этому времени увеличился вдвое.

Важная деталь: поступив на фабрику, Мараев, следуя религиозным традициям Ереминых, переходит в старообрядческую беспоповскую старопоморскую общину, центр которой находился на Преображенском кладбище города Москвы. Безусловно, старообрядчество в корне изменит его образ жизни. На протяжении всей своей жизни он пронесет основные принципы христианского человеколюбия, заботясь не только о каждом рабочем, но и о других окружающих его людях. Малым доказательством тому служит сохранившийся документ месячного потребления припасов артелью в 28 человек. Стоимость питания в постные дни в среднем составляла 11 рублей 50 копеек, а в скоромные —16 рублей 5 копеек.

Мараевская мануфактура

Строения фабрики в Заборье были выложены из кирпича, а тепло подавалось по трубам, проложенным на высоте около 3 метров от пола, благодаря чему в просторных цехах постоянно держалась температура от 17 до 21 градусов, а в вечернее время в помещениях включалось газовое освещение. Особое внимание уделяли медицинской помощи. Фельдшер, одновременно являющимся и акушером, вел ежедневный прием на верхнем этаже фабрики, где располагался приемный покой, который представлял из себя разделенную пополам светлую комнату общей площадью в 20 кв. м. В одной части находилась аптека, в другой — помещение для больных. В больничной палате, с изразцовой печью посредине, стояли четыре деревянные кровати с пуховыми подушками, простынями и одеялами из легкого сукна, а самих больных кормили с хозяйской кухни. В целом расходы на содержание покоя доходили до 620 рублей в год, это не считая жалования врачу, фельдшеру, сиделке и служителю. Словом, мараевская мануфактура нисколько не уступала лучшим фабрикам своего времени.

В год ткацкое производство давало до 100 000 кусков миткаля, молескина, бязи и других тканей. Меньшая часть продавалась суровьем, в основном же материал отправляли на дальнейшую обработку. Теперь уже товар Мараева продавался в Москве на Шуйском подворье. С каждым годом мануфактурное производство росло, соответственно доходы увеличивались. В 1869 году Василий Афанасьевич покупает в Москве, в год женитьбы сына Мефодия на дочери компаньона купца Василия Волкова, несколько домов: на Старой Басманной и во втором квартале Лефортовской части.

Молодая вдова

Мефодий Васильевич являлся почетным попечителем общины старопоморского согласия федосеевского толка. Он принимал активное участие в жизни федосеевской общины, занимался благотворительностью. И казалось, что именно Мефодий будет прекрасной сменой своему отцу. Но судьба распорядилась иначе: в 1881-м скончался Василий Афанасьевич, а уже через год скоропостижно умирает Мефодий Васильевич.

Вмиг овдовевшая 37-летняя Анна Васильевна, на руках которой осталось восемь детей, должна была перенимать мануфактурное дело и молочную ферму, продолжить управление домами и земельными участками, а тут еще и судебное разбирательство при вступлении в права наследства, которое растянется на многие годы. Двоюродный брат Мефодия Васильевича купец Филипп Фролович Мараев, оспаривая законность брака не венчанных в официальной церкви старообрядцев Анны Васильевны и Мефодия Васильевича, «совратившихся в раскол», пытается получить наследство своего умершего родственника. Судебные тяжбы будут продолжаться около десяти лет, которые в итоге закончатся отклонением притязаний Ф. Ф. Мараева. Официально наследниками будут признаны дети Мефодия Васильевича, а Анна Васильевна их официальным опекуном.

Именно в эти тяжелые годы Анна Васильевна проявит себя как грамотный хозяйственник, да и просто как человек с сильным и волевым характером. Мараевские ситцы пользуются большим успехом по всей России, мануфактуры в Заборье и Данках выходят на небывалый в то время технологический уровень, и как итог — в 1884 году Анна Васильевна Мараева становится купчихой 1-й гильдии. Но она не желает останавливаться на достигнутом и замышляет строительство в Серпухове особняка. Место для будущего дома выбирает аккурат рядом со своими фабриками в Заборье. И по проекту известного архитектора Р. И. Клейна начинает стройку, а точнее перестройку усадебного дома.

Маленький дворец на маленькой фабричной улице

Строительство будет вестись вплоть до 1896 года. Еще в 1840-х на месте будущего здания музея стоял дом купца Ф. Л. Бескадарова. Это было небольшое одноэтажное строение из кирпича, но на момент его покупки В.А.Мараевым, дом уже был двухэтажным. В непосредственной близи находился другой двухэтажный дом постройки 1850-х годов, также приобретенный в 1859-м вместе с фабрикой Мараевым. На протяжении многих лет здания перестраивались, достраивались, и в итоге, к середине 1880-х годов, представляли из себя одно целое сооружение.

По проекту Анны Васильевны сохраняется первоначальная северная часть дома (1-я половина XIX века), но для устройства междуэтажной лестницы в новом здании жертвуется часть южной стороны дома (2-я половина XIX века). Завершит комплекс особняка заново выстроенная южная часть, которая будет иметь дворцовый характер. Вход в усадьбу был предусмотрен через двор. Посетителей встречало высокое крыльцо в ризалите с металлическим и застекленным навесом. Пройдя через двойные двери, гость сначала попадал в небольшой тамбур, а после в вестибюль с камином и лестницей, ведущей на первый этаж, на котором располагались столовая, парадный зал и жилые комнаты. Позже, в 1919 году, в этом здании будет располагаться штаб Южного фронта, а в комнате юго-западной стороны второго этажа (в комнате хозяйки особняка) поселится член реввоенсовета Иосиф Сталин. Как гласит семейное предание, Анна Васильевна будет умолять Иосифа Виссарионовича не выгонять ее семью из собственного дома, а ее дочь — Ольга Мефодиевна, подарит ему кисет. Но уже 4 сентября 1920 года Мараевых выставят на улицу. Последние годы Мараева будет жить в доме старообрядцев-лесоторговцев Шибаевых на улице Калужской.

Уголок западной Европы в старинном русском городе

Коллекция западноевропейской живописи, приобретенной Мараевой в 1896 году у московского коллекционера Ю. В. Мерлина — чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, до сих пор вызывает споры и вопросы среди историков и искусствоведов. Почему строгих нравов, да притом еще прихожанка старообрядческой церкви Анна Васильевна свершает такую сделку по покупке?

В основном это были живописные полотна, графические работы, скульптуры иностранных авторов XVI–XIX вв., а также картины русских мастеров XVII–XVIII вв., произведения декоративно-прикладного искусства, старинная мебель, керамические изделия — за тысячу экспонатов Мараева платит Мерлину огромную сумму по тем временам. Сам известный собиратель Юрий Всеволодович с трудом расстается со своими сокровищами, но он остро нуждается в деньгах. Имеет место быть, что Мерлин обещал Мараевой в свою очередь помочь в содействии благоприятного решения судебной тяжбы, а может быть Мараева увидела в коллекции выгодное вложение капитала. Тем временем семейное предание и вовсе повествует, что одна из дочерей, Анна Мефодиевна, уговорила мать сделать эту покупку.

Но факт остается фактом: в последующие годы западноевропейская коллекция Мараевой больше не пополнялась, когда собрание древнерусского искусства постоянно увеличивалось.

Церковь Покрова

И, кажется, наконец, судьба стала к Анне Васильевне более благосклонной. К 1897 году на ткацкой фабрике Мараевой трудятся более 800 рабочих, успешно ведется оптовая торговля на Нижегородской и Урюпинской ярмарках… Но снова на ее семью выпадает большое горе — в 1906 году при падении с лошади погибает ее одна из самых любимых дочерей — Анфиса. Анна Васильевна распоряжается все приготовленное приданое отдать на строительство старообрядческой церкви Покрова, которая будет построена неподалеку от особняка Мараевой на улице Фабричная. С двусветным четвериком, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный одной главой храм будет без алтарной части — беспоповцы не совершают литургии, потому Покровская церковь, по сути, являлась часовней. Впрочем, сама А. В. Мараева в прошении на строительство называла ее «молельней с колокольней».

Анна Васильевна будет поддерживать общину старообрядцев-федосеевцев в Серпухове, направляя значительную часть доходов от фабричного дела и торговли тканями. Сюда же, в серпуховскую молельню, передаст собранную ею коллекцию рукописных и старопечатных книг XVI–XIX веков, в частности «Пустозерский сборник» с автографами житий протопопа Аввакума и инока Епифания. Мараева также пожертвует и древние иконы, среди которых и уникальные образа «дониконовского письма» XV–XVII веков, новгородской школы XVI века. Спустя годы, все эти артефакты станут основой собраний древнерусского искусства Серпуховского историко-художественного музея. К слову, сама же Анна Васильевна, сохраняя семейную традицию, останется прихожанкой московской Преображенской общины.

Строительство новых домов для семьи, а также учреждение комплекса старообрядческой молельни требовали немалых капиталовложений. Финансовое положение Мараевых немного пошатнулось, но с началом Первой мировой войны, и, соответственно, с поступлением казенных заказов, ситуация меняется. С заказами работы и, соответственно, хлопот, на фабрике явно прибавилось. Но Анна Васильевна желает служить Отечеству, помогая и лептой, и делом. В 1915 году Мараева открывает в Серпухове госпиталь на 100 мест. Ее дочери Ольга и Анна, внучки Вера и Екатерина Уфимцевы становятся сестрами милосердия и регулярно выезжают на фронт с военно-санитарным поездом.

Октябрьский излом

Октябрь 1917-го коверкает не только государственный строй, политику, экономику, этот год ломает многие людские судьбы. Лавина Октябрьской революции поглощает все на своем пути, отнимая, разрушая, и унижая. Все имущество Мараевой, а это капиталы, фабрики, фермы и дома, с 1918 года подверглось изъятию. Все имущество переходит к фабрично-заводскому комитету. Как потом вспоминали свидетели тех страшных дней, некоторые картины из собрания Мараевой использовались для поощрения работников фабрик.

Но было очевидно: оставлять шедевры в ведении фабрично-заводских комитетов — нельзя. Заведующая отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса Н. Троцкая отправляла в адрес серпуховских Жилищного и Уличного советов телеграмму за телеграммой с требованием задержать реквизицию дома Мараевых «ввиду огромной художественной ценности хранящейся в нем коллекции…». В итоге, в конце 1918-го, в особняке Мараевых началось формирование музейных коллекций.

В то время, когда только что созданный музей принимал первых посетителей, Анна Васильевна Мараева обращается к местным властям с просьбой выделения ей и ее семье квартиры в бывшем своем особняке. Она пишет жалобы в Москву, подает документы для рассмотрения во ВЦИК, но… действительность оказывается жестокой — Мараевых выгоняют.

Растоптанные судьбы

Анна Васильевна умерла 23 августа 1928 года в Серпухове. Через весь город бывшие рабочие и служащие мануфактур пронесут на своих руках гроб с ее телом, выражая таким образом свое уважение. Мараеву похоронят в семейном некрополе на Преображенском кладбище в Москве. А 21 марта 1932 года по доносу в рамках операции под кодовым названием «Белые орлы» в Серпухове арестуют дочь Анны Васильевны — Ольгу Мефодиевну. В обвинительном заключении будет говориться, что она, вместе с другими потомками крупных фабрикантов, такими как И. Т. Каштанов, Е. П. Коншина, Н. П. Рябов, тесно связанные между собой, собираются на квартире Коншиной и ведут антисоветскую агитацию. Приговор — лишение права проживать в Московской и Ленинградской областях сроком на три года. Е. П. Коншину и И. Т. Каштанова отправят в Мценск, Н. П. Рябова — в Курск, а О. М. Мараеву сошлют на Соловки. В конце 30-х Ольге Мефодиевне будет позволено жить в Коврове Владимирской области, но последние годы она проведет в родном Серпухове. Дочь Анны Васильевны Ольга Мефодиевна скончается в 1956 году и будет похоронена на старообрядческом кладбище Серпухова.

P.S. Долгое время имя Анны Васильевны Мараевой находилось в забытье, словно кто-то умышленно старался стереть его из памяти Серпуховского историко-художественного музея, из памяти Серпухова. Но время, несмотря на политические перипетии, с присущими им предательством и трусостью, расставляет все на свои места. Сегодня сотрудники СИХМа проводят титаническую работу, восстанавливая биографию Анны Васильевны и ее семьи буквально по крупицам. Покровская церковь, усадьба, являющаяся памятником архитектуры XIX столетия, прекрасная коллекция икон, живописи, произведений декоративно-прикладного искусства — все это бесценное наследие серпуховичей. Музей духовно обогащал, и обогащает по сей день, не одно поколение. И, к большому сожалению, когда мы гуляем по залам, любуясь полотнами Саврасова и Айвазовского, Дезублео Микеле и Яна Янсена, мало кто из нас задумывается: а чем мы можем отблагодарить за этот дар Анну Васильевну Мараеву?

Тем временем, 8 февраля, в торжественный вечер, посвященным 170-летию купчихи Мараевой, в Серпуховском историко-художественном музее познакомятся с новыми проектами памятника Анны Васильевны, который представит скульптор А.А.Смирнов. В настоящий момент пока не решен вопрос с финансированием работ. Но, наверное, будет правильным и справедливым, если на памятник этой уникальной женщине, которая передала богатое наследие Серпухову, деньги соберут именно серпуховичи. Во всяком случае, это будет маленькое, но очень важное торжество исторической справедливости.

Следите за яркими событиями Серпухова у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах