МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Серпухов

Кто продлевает жизнь музею?

Работа реставрационного отдела расписана на год вперед

 «МК» в Серпухове» продолжает публиковать материалы в рамках нового проекта нашего издания «Сердцем искренне храня музей» (СИХМ). Напомним, проект включает в себя цикл статей и очерков, рассказывающих об уникальных экспонатах, хранящихся в СИХМе, об исторических уголках нашего города, исследованиях, открытиях, а также о тех людях, которые посвятили свою жизнь музейному делу. Одной из почетных музейных профессий можно, безусловно, назвать профессию реставратора.

Реставрация иконы в СИХМ Фото: Яна Киблицки

 На прошлой неделе, 25 июня, в рамках проведения пленера и ознакомительной практики по Подмосковью, Серпуховский историко-художественный музей посетили студенты Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Будущие реставраторы живописи познакомились с серпуховскими специалистами, и смогли соприкоснуться с тонкостями мастерства реставрационного отдела музея, который является без преувеличения гордостью не только серпуховского музея, но и культурного наследия Московской области.

Да, их труд и заметен, и не заметен одновременно. Мы любуемся полотнами мастеров иконописи или западноевропейской живописи, рассматриваем тонкие или массивные мазки, и даже не представляем, что на страже этих работ стоят профессионалы, которым зачастую приходится спасать эти шедевры от невозвратимой утраты.

В небольшом квадрате-комнате — тесно: за массивными столами работает сразу же несколько реставраторов. Очень тихо… Здесь царит какой-то умиротворенный порядок, со своими тайнами и правилами. И потому, признаюсь, было очень сложно вот так с ходу врываться в эту маленькую вселенную, и, задавая свои бесконечные вопросы, нарушать ее гармонию.

На лице руководителя реставрационного отдела музея Елены Андреевны Шаровой всегда сияет улыбка. Фото: Яна Киблицки На столе разложено живописное полотно «В тумане» художника Михайлова. На пожелтевшей от времени бумажной этикетке, демонтированной с оборота холста, написано: «Николай Николаевич Михайлов, член общества художников московской школы. Большая Грузинская. 1915 год»

— У этой работы была деформация основы, — рассказывает завотделом реставраторов Елена Андреевна Шарова.

— А что с этой этикеткой будет, — спрашиваю я, — тоже будет реставрироваться?

— Мы наклеим ее на картон, а позже прикрепим с оборотной стороны на планку подрамника. Впоследствии по ней можно сделать запрос в архив, чтобы получить более объемную информацию о художнике, о других его работах.

Экспонаты встали в очередь

Светлана, Анна, Елена, а еще Александр, Виталий, и еще одна Елена. За каждым именем скрывается своя интересная судьба, и свое направление в реставрации. К примеру, Виталий Васильевич Сосков — реставратор мебели, а Светлана Аркадьевна Леонтьевская занимается восстановлением ткани. Анна Владимировна Зубарева и Александр Васильевич Неретин являются реставраторами станковой темперной живописи. Елена Андреевна Шарова — реставратор станковой масляной живописи, а Елена Вячеславовна Баранова — реставратор как станковой темперной, так и станковой масляной живописи. Абсолютно все реставраторы получили специальное образование в ведущих художественных образовательных учреждениях столицы. Никакого дилетантства — отношение к каждому экспонату, как к человеку, который остро нуждается в «лечении». Да и к каждой картине, к каждой иконе и предмету декоративно-прикладного искусства нужен особый индивидуальный подход.

Елена Вячеславовна Баранова за работой по реставрации иконы «Богоматерь Седмиезерная. Святитель Николай Чудотворец». Фото: Яна Киблицки На самом деле реставраторам Серпуховского историко-художественного музея не приходится сидеть без дела. Очередь, состоящая из экспонатов, расписана на год вперед. И учитывая то, что в последнее время в музее одна за другой проходят интересные экспозиции, а перед каждым открытием реставратор должен привести в порядок экспонаты, то можно догадываться об объемах работ сотрудников реставрационного отдела.

— Головная боль для реставраторов — это так называемые «рубежные» работы, — говорит Елена Вячеславовна Баранова, реставратор второй категории. — Живописные полотна, созданные на границе XVIII и XIX веков, XIX и XX веков. Если в первом случае мастера просто экспериментировали с материалами, искали более подходящие варианты, то во втором — экономили: в стране был голод, бесконечные революционные движения.

Елена рассказывает, склонившись над уникальной двусторонней выносной иконой «Богоматерь Седмиезерная. Святитель Николай Чудотворец», которая не так давно выставлялась в Третьяковской галерее. После того, как экспонат вернулся в родные стены, специалисты продолжили работу над её восстановлением.

Вещички с характером

Простому обывателю это покажется странным, но у каждого музейного экспоната имеется свой характер, который складывается из многих факторов: кто автор, из какого материала создан, и как жил-был, то есть, как хранился. Елена Шарова вспоминает свои студенческие годы, когда двум её однокурсницам поручили отреставрировать одну икону. Сложность заключалась в том, что основа произведения разошлась на две половины, и каждая в процессе реставрации вела себя по-разному. Оказалось, что две части одного целого хранились в разных условиях. Вот и думай, как сделать одно целое.

Реставратор Анна Владимировна Зубарева принимает активное участие и в театрализованных постановках музея «Ожившие картины». Фото: Яна Киблицки Но иногда свершаются настоящие чудеса, рассказывают реставраторы. Берешь икону для работы, начинаешь ее описание: все безобразно и кошмарно. То тут наблюдается коробление основы, то там обнаружены вздутия. Но полежит она месяц-другой в мастерской и на глазах начинает «оживать»: где-то деформации уменьшаются, где-то вздутия укладываются сами собой. Словом — лежит и сама себе реставрируется.

Однако это скорее исключения. Зачастую тот или иной экспонат диктует свои правила, и уже реставратор подстраивается под картину или икону. Приходится над ней сгибаться, зачастую претерпевать всяческие неудобства, или же вдыхать пары растворителей. Но все эти жертвы и тяготы забываются, когда, как говорят сотрудники реставрационного отдела, «вещь тебе откликается», когда ты видишь результаты собственного труда. Словом, нет ничего прекраснее, чем моральное удовлетворение от сделанного и понимание того, что своими руками ты сохраняешь историю потомкам.

Безграничное совершенство

Да-да, порой приходится перелопачивать горы литературы, принимать участие в научных конференциях, и всегда совершенствовать свое мастерство. Реставрация —это целая наука, которая требует фундаментальных знаний и основательного подхода. Потому каждый сотрудник реставрационного отдела Серпуховского историко-художественного музея параллельно ведет научно-исследовательскую работу. Основной костяк коллектива еще относительно молод, но за их плечами имеется колоссальный опыт, а впереди — большие цели.

Несмотря на большую загруженность, многие из них в свободное от работы время занимаются творчеством, создавая свои живописные полотна и графические произведения. Правда, идею открытия выставок их личных работ они встречают с легкой улыбкой. Впрочем, а почему бы и нет? Но в одном уверены они, что каждый из них, выбрав на определенном жизненном этапе профессию реставратора, абсолютно счастлив. И это счастье они с радостью делят, и готовы продолжать делить и со своими коллегами, и с не умудренными посетителями. Посетители музея рассматривают тонкие или массивные мазки, восторгаются, удивляются, но порой даже не представляют, что на страже этих полотен и икон стоят профессионалы, которым зачастую приходится спасать эти шедевры от невозвратимой утраты. 

Следите за яркими событиями Серпухова у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах