Об этом говорили на очередном круглом столе в редакции газеты «Мы и Город» Ирина Мечеславовна Константинова, директор СШ №1; Михаил Владимирович Андрюхин, генеральный директор по развитию тяжелой атлетики спортивно-патриотического клуба «Альтаир»; Елена Владимировна Тимохович, директор СШ №10.
Тимохович Е.В.: Все школы Серпухова благополучно прошли приемку, которая закончилась в середине августа. И все мы готовы к новому учебному году. В составе комиссий были представители практически всех структур, ведь мы должны обеспечить полную безопасность детей. Примечательно, что во многих образовательных учреждениях появилось такое новшество, как «дорожные городки» для выработки навыков безопасного поведения на дорогах.
Константинова И.М.: Много проведено ремонтных работ, в том числе капитальных: замена оконных блоков, ремонт пищеблоков, ремонт туалетов. Если мы вспомним, какие раньше были места общего пользования… Сейчас существуют новые санитарные нормы, среди которых не только чистота туалетных комнат (это само собой разумеется!), но и оборудование отдельных кабинок, например. Ремонт школы №4, в частности, обошелся примерно в 20 млн. рублей.
Итак, стены готовы, окна вставлены, проведены ремонты — где-то капитальные, где-то косметические. Кое-где, конечно, еще идут «доводки», но в целом можно сказать, что здания школ «умыты и причесаны» и готовы приветливо открыть двери подросшим за лето питомцам. Какие проблемы плавно перешли из прошлого учебного года в предстоящий?
Андрюхин М.В.: Вторая смена существует в доброй половине школ. Мне кажется, на данный момент это самая большая проблема. Я не имею непосредственного отношения к школьному учебному процессу, но косвенное — да. Дело в том, что в Серпухове крайне мало «стационарных» спортивных баз, и спорт развивается на базе общеобразовательных школ. Значит те из них, где есть вторая смена, практически выключены для развития спортивных секций.
Константинова И.М.: Увы, даже там, где нет второй смены, не исключены трудности. В нашей школе (МОУ СОШ №1 — прим. автора) есть бассейн, единственный школьный бассейн в городе. И представьте себе, если 1000 учащихся проходит уроки плавания, а к ним присоединяется еще 300 спортсменов…
Тимохович Е.В.: Серпухову жизненно необходимы новые школы. В лучшем случае — две. В крайнем случае — хотя бы одна, в Ивановских Двориках, но современная и непременно с бассейном. Насколько мне известно, строительство запланировано на 2016 год.
Андрюхин М.В.: Кроме школ нужны спортивные комплексы. Мы видим, что современный человек, особенно молодой человек, уже изначально ориентирован на спорт. В школах больше культивируются массовые виды, «стадионные» — футбол, волейбол, баскетбол. Это здорово, привлекательно! Но надо развиваться и в другом направлении — в индивидуальных видах. В том числе, заниматься «выращиванием» профессиональных спортсменов, ведь это престиж города. Существующей базы для этого не хватает. Я думаю, что спортивные комплексы помогли бы привить и обычную культуру физического развития — спортивный отдых семьей, общедоступный спорт для всех. То есть, много направлений можно было бы сразу развивать.
Педагоги увлеклись. Строительство современных школ, возведение спортивных комплексов... Хотя бы по одной «штуке» на город. Потянет ли это Серпухов? Под силу ли это городскому бюджету? На ум сразу приходят недостроенные дороги, неблагоустроенные территории, ветхое жилье и прочие хозяйственные дыры, которые достались в наследство муниципалитету от прежних властей. С другой стороны, дети — наше всё. И «всему» для полноценного развития требуются забота, школа, спорт, кружки по интересам и… как можно меньше времени на пустое времяпрепровождение возле компьютера или в подворотне.
Константинова И.М.: Необходимо рассмотреть возможность пристраиваемых сооружений. Да, где-то не позволяет норматив. Но у некоторых школ — очень большая примыкающая территория, которая позволяет такие пристройки возводить. Это могут быть рекреационные помещения для спортивных занятий или занятий творчеством, музыкой, танцами. Это может быть бассейн…
Тимохович Е.В.: Нельзя не отметить и такой фактор, что многие школы включены в дистанционное образование, а некоторые из них в этом году вовлекаются и в образование инклюзивное, когда дети с ограниченными возможностями смогут заниматься не только на дому, но и «внутри» школ. Привезено специализированное оборудование, обустроены правильные пандусы.
Инклюзивное обучение — это такой знаковый шаг вперед. Не просто очередное веяние, а симптом здорового государства, в котором понятие «ограниченных возможностей» уходит в небытие, сменяясь понятием «равных возможностей». Сферу образования нашего города можно поздравить с явным прогрессом в этой области. А еще участники круглого стола говорили об образовательных стандартах, взаимодействии с родителями и материальной стороне…
Тимохович Е.В.: Если говорить об образовательных стандартах, то существуют требования к образовательной программе, результатам и условиям обучения. В каждой школе прописаны приоритеты. Есть профильные школы, гимназия, лицей; с углубленным изучением языков или точных предметов. Каждая школа имеет свою «изюминку», у многих школ свой облик: у одной техническое, у другой гуманитарное направление.
Константинова И.М.: А если говорить о требованиях к результатам, то мы видим ежегодный рост числа медалистов. Все больше детей поступают в вузы, постепенно адаптируясь к системе ЕГЭ. Если говорить о доступности, бесплатности и качестве образования, то оно действительно доступно, бесплатно и достаточно качественно. В этом году дети полностью обеспечены учебниками. Это не самая дешевая статья расходов, т.е. частично расходы родителей на подготовку ребенка гасятся.
Андрюхин М.В.: Конечно, еще форма, спортивная форма, обувь, портфель, тетради… Это уже из родительского кармана. Хотя, как родитель и спортсмен, не могу не приветствовать школьную форму. Она дисциплинирует ребенка, приучает к тому, что школа — это работа, на которую ходят чистыми и опрятными. Тем более, форма сейчас более свободная, красивая.
Константинова И.М.: У меня внучка в 1-й класс в этом году идет, знаю. Да и когда с родителями подсчитывали, сколько стоит собрать ребенка в школу, круглая сумма получается. Пользуясь случаем, скажу, что необходимые затраты исключительно на подготовку ребенка, каких-то специальных «поборов» (к сожалению, приходится иногда слышать) в школе не существует. Это противозаконно. Все нужды школы оплачивает государство.
В этом месте гости круглого стола заговорили разом, выражая слова благодарности в адрес новой городской администрации и лично и.о. главы Серпухова Жарикову Д.В. Оказывается, впервые общеобразовательные школы нашего города освобождены от расходов на охрану учреждений. Город взял на себя эту статью расходов, решение было принято на прошлой неделе. Кстати, эти расходы оплачивали именно родители, и чем меньше школа, тем расходы родителей на содержание охраны были больше. Еще одно финансовое бремя долой с родительских плеч. Спасибо администрации!
У педагогов 1-е сентября тоже волнительный день, тоже свои надежды и ожидания. Какие?
Тимохович Е.В.: Хочется доверия родителей. Не надо ограничиваться родительскими собраниями, можно в любое время поинтересоваться, а что с вашим ребенком? Мы готовы к сотрудничеству.
Андрюхин М.В.: Мы часто забываем, что первым образовательным учреждением является не начальная школа, а детский сад. Это — настоящий второй дом малыша, где он получает первые знания, первый опыт жизни в коллективе. Теперь в Серпухове детских садов хватает, но надо помогать им развиваться.
Константинова И.М.: Очень надеюсь, что родители будут активнее включаться в жизнь ребенка. Хотя бы 15 минут ежедневно индивидуального и доброго общения — чтения, беседы, помощи в уроках. И будет результат. Всего 15 минут! Но каждый день.
Школы нуждаются в группах продленного дня. В привлечении новых молодых педагогических кадров. И кадры, между прочим, готовы привлекаться! Только никакой зарплаты не хватит арендовать жилье. Может быть, городская администрация совместно с депутатами нового созыва рассмотрит пилотный проект создания фонда служебного жилья для молодых специалистов-педагогов? И… Всех с наступающим годом! Новым, учебным.