130-летие со дня рождения русского художника Александра Бузовкина торжественно отметили на днях, 13 мая, в Серпуховском музейно-выставочном центре. Вечер открыл правнук художника — Федор Мосолов, который исполнил несколько академических вокальных партий. Затем замдиректора МВЦ Наталья Логинова представила фильм и книгу «Художник из Щеболово», посвященные Бузовкину. Их автор — Андрей Мосолов, много лет работавший над биографией своего знаменитого деда, изучавший его творчество, поделившийся собственными воспоминаниями и рассказами учеников, друзей. К сожалению, Андрей Мосолов безвременно ушел из жизни, немного не дожив до выхода книги в свет.
***
Александр Бузовкин родился в бедной семье в 1886 году, отец его — цыган, работал маляром на заводе сельскохозяйственных машин. В четырехлетнем возрасте мальчику подарили краски, и с тех пор он постоянно рисовал, в основном натуру. Когда подрос, подолгу наблюдал за работающими в иконописной мастерской в Туле, пока его не взяли туда учиться. А весной 1906 года Бузовкин, заняв денег, уехал, вопреки воле отца, в Москву.
Несколько месяцев он провел в «мытарствах» на улицах и в ночлежке, пока его не взяли на работу в художественную мастерскую, а затем и в училище живописи, ваяния и зодчества, как сейчас сказали бы, на бюджет, поскольку он показал отличные способности.
В училище преподавали известные художники и архитекторы — А. Архипов, Н. Касаткин, А. Корин, С. Малютин, Л. Пастернак. Заканчивал училище Бузовкин в классе Константина Коровина. На уроки нередко приходил Федор Шаляпин, который дружил с Коровиным. Вместе с Бузовкиным учился Владимир Маяковский, который тогда уже слыл большим хулиганом. Занятия пропускал, дерзил педагогам, а по вечерам читал стихи, выходя на сцену в трусах со столовой ложкой и селедкой вместо галстука.
В 1912 году Александр Андреевич решил поселиться где-нибудь поближе к Туле, и наугад выбрал место на станции Ока под Серпуховом, которое поразило его своей красотой. Через год он обосновался здесь в деревне Щеболово с молодой женой Надеждой Веревкиной. Она выросла в Москве в семье известного купца. Родители запрещали ей встречаться с бедным художником, поэтому Бузовкин, следуя цыганскому обычаю, попросту выкрал невесту из отчего дома.
Александр Андреевич выжил, и едва оправившись от потери, уехал в Серпухов снова искать работу. В Ревкоме ему поручили организовать музей в доме купчихи Мараевой. Анна Васильевна весьма дальновидно подарила правительству огромную коллекцию западноевропейского искусства, и тем самым спасла себе жизнь.
Бузовкин погрузился в работу музея, ставя перед собой задачу, прежде всего, — сохранить культурное наследие России. Затем он открыл при музее изостудию, которая существовала до 1934 года. Художник работал декоратором в театре, дружил с фотографом Николаем Андреевым, знал всю культурную среду Серпухова. Живопись он преподавал всю жизнь, и его ученики стали основателями школы художников Серпухова. Одна из учениц стала впоследствии его второй супругой. Это Анна Николаевна Королькова, дочь серпуховского купца, владельца типографии, до сих пор сохранившейся в центре города, у «Корстона». У них родилось две дочери: Надежда и Людмила. Старшая дочь впоследствии вышла замуж за одного из лучших учеников Бузовкина — Алексея Мосолова. Она всю жизнь отдала Серпуховскому историко-художественному музею, также как ее сын Андрей Мосолов, заведовавший филиалом музея в Троицком соборе.
***
Этот дом в Щеболово стал настоящей меккой для художников, учеников и друзей Бузовкина. Там бывали в разные годы известный график Илья Соколов, Павел Радимов, супруги Ефимовы, Афанасий Куликов, с которым Бузовкин дружил всю жизнь. Деревенские жители любили художника, помогали, приходили за советом, да и просто поговорить, потому что он умел слушать. Он написал множество портретов и эскизов своих односельчан.
Оригинальный дом в Щеболово не сохранился. Строение сгорело несколько лет назад из-за поджога травы. Внук Бузовкина Андрей Мосолов отстроил дом заново, в точности повторив его облик снаружи и внутри, сложил печь, обил комнату деревом. На полках стоят резные фигурки библейских персонажей для рождественского вертепа. Их сделал Андрей Алексеевич по заказу Музейно-выставочного центра.
Сейчас дом выглядит немного запущенным. Как рассказал Федор Мосолов, сопровождая меня в поездке в Щеболово, несколько лет им никто не пользовался. А этой весной он с друзьями не выдержал и впервые после долгого перерыва приехал сюда, навел порядок, хотя дел еще непочатый край.
Небольшой огород перед домом зарос, сирень и другой кустарник заполонил все вокруг. Но открывающийся из окна вид не оставляет сомнений, почему художник Бузовкин выбрал это место для жилья. Здесь царствует классический среднерусский рельеф с мягкими линиями. Нежная зелень и березки покрывают овраг и противоположный его берег. Русло спускается к небольшому пруду прямо-таки васнецовского колорита. На краю деревни протекает ручей, который впадает в речку Скнигу. На горизонте видны купола серпуховских соборов. А вокруг поля, поля...
***
Бузовкин был очень востребован советской властью, которая поручала ему множество творческой работы. В 1924 году его даже истребовали в Москву оформлять похороны Ленина. Он открыл несколько изостудий и кружков: в Доме пионеров, в клубе Кагановича при Занарской фабрике, в клубе Володарского на Ситценабивной. Всю войну он помогал в колхозе, не чураясь никакой работы. После войны организовал еще одну студию при художественной мастерской в Серпухове. Множество его учеников стали художниками. К примеру, Слава Карташов, сын близкого друга Бузовкина из Щеболово, всю жизнь работал художником на Кирпичном заводе.
Послевоенное десятилетие жизни Александра Бузовкина было наполнено трагическими событиями и утратами близких друзей, единомышленников. Влекомый предчувствием, он решил исполнить свою мечту, которая пришла к нему в годы войны — написать картину об Андрее Рублеве, знаменитом русском иконописце XIV-XV веков. Сейчас нам не кажется эта тема чем-то необычным, но в послевоенном СССР это была настоящая крамола. И все же Бузовкин ее реализует, ведь он человек, родившийся и воспитанный в царской России, прошедший школу иконописи, глубоко любящий все русское. Он видел в Андрее Рублеве «совершенство, великого мастера, национального гения на все времена», писал Андрей Мосолов в книге о своем деде.
Художник долго размышлял над картиной, продумал до мелочей композицию, цветовое решение, детали. Но не было главного — образа Андрея Рублева. Не один год ушел на поиски, пока однажды в журнале «Курьер ЮНЕСКО» Бузовкин не увидел фотографию Майи Плисецкой. Лицо балерины выражало внутреннюю сосредоточенность, оно буквально светилось духовностью. Пазл сложился, и Бузовкин приступил к работе. Осенью 1954 года «Андрей Рублев» был закончен, а зимой показан на выставке в Москве. Успех случился оглушительный. Картина собирала толпы посетителей. В Щеболово одна за другой шли поздравительные телеграммы от коллег. В 1959 году картину закупили для Воронежской картинной галереи имени Крамского, а через год в стране с размахом отметили 600-летие со дня рождения Андрея Рублева. С тех пор интерес к великому мастеру и его творчеству не угасал. А начало этому положил наш земляк Александр Бузовкин. Работал он до самой смерти, хотя почти уже ослеп. Скончался в своем доме в Щеболово летом 1966 года.
***
Сейчас в Серпухове кроме названия художественной школы ничего не напоминает о Бузовкине. Посвященная ему постоянная экспозиция в Серпуховском историко-художественном музее закрыта, нет памятных мест в Щеболово и в доме его дочери Надежды в районе Глушихи.