История серпуховской ГАИ, как таковая, начиналась после войны. Ее родоначальником был Михаил Андреевич Александров — фронтовик, три года служил на передовой. Вообще же, когда я пришел в 70-м году в Госавтоинспекцию, само отделение уже было сформировано, здесь трудился целый штат сотрудников. Тогда существовало общее подразделение №17, которое обслуживало всю нынешнюю территорию Серпухова, района, Пущино и старое Симферопольское шоссе, мост через Оку. Сам же Серпуховский район и город были под контролем непосредственно РГАИ (районная ГАИ), входившей в состав 17-го отделения. Штатных единиц здесь насчитывалось всего-навсего пять человек, вместе с начальником. Да, у нас был свой руководитель — Александр Васильевич Безлепкин, хотя официально он считался заместителем командира подразделения.
Какое было материальное обеспечение? Одна машина у Александрова, да несколько мотоциклов. Вот и все! На них-то мы и обслуживали район, границы которого остались теми же самыми, как и сегодня: это и Турово, и Большая Городня, и территории до Ланьшино и т.д.. В общем, южная часть Московской области — все это было под нашим контролем.
***
***
Да, в годы моей службы личного и грузового транспорта было намного меньше, не сравнимо с тем, что сейчас. И все же приходилось нам крутиться, особенно в зимний период. У нас-то своей техники было мало, да и то только мотоциклы. Представьте себе: за Пущино — в Каргашино, приедешь зимой, надо оформлять аварию, а тут руки у тебя уже закоченели. А порой нам приходилось добираться до мест осуществления надзора на попутках или же и вовсе шли пешком.
Никогда не забуду один эпизод: вышел на протвинское шоссе, останавливаю автомобиль, а водитель мне и говорит: мол, чего, сержант, садись — подвезу, тебе куда? А я ему говорю, что никуда вы меня не подвезете, я вас остановил, так как вы нарушили правила дорожного движения. Скажу честно: мы старались выполнять свои функциональные обязанности.
Спрашиваете, в тяжелые 90-е было ли желание расстаться с Госавтоинспекцией? Нет. Никогда об этом даже не думал. Я же отдал ей сорок лет. Именно здесь начался и закончился мой профессиональный путь.
Да, служил в разные времена, но никогда легко не было. Вы только посмотрите, вон какое замечательное обеспечение у ребят сегодня, а ведь и у них есть свои трудности, проблемы.
***
И все же, нелегко сегодня ребятам, ой как нелегко. Сейчас столько транспорта! А на линии, как мне известно, работает только четыре экипажа, при этом территория-то — огромная. То тут ДТП, то там. Прекрасно понимаю, как тяжело инспекторам одновременно и оформлять дорожно-транспортное происшествие, и осуществлять надзор.
***
Ну да, внесли изменения в Закон, когда участники дорожно-транспортного происшествия могут самостоятельно оформить документы для страховой компании. Но, тем не менее, автовладельцы продолжают вызывать именно инспекторов. И это понятно: когда выезжает сотрудник ГИБДД, тогда становится все ясно и понятно — он квалифицированно и грамотно оформит протокол. А бумаг-то сколько, просто ужас! Скажу вам, что раньше, когда ДТП с погибшим мы оформляли, намного меньше документов, чем сегодня при аварии с небольшой царапиной на бампере. Так что нынче проблема заключается в бумажной волоките.
Все говорят — современные технологии. Ну и чего эти видеокамеры стоят? Они просто деньги собирают, а порядка-то на дороге — нет, и правонарушений меньше не делается. Когда же стоит инспектор на посту, одно его присутствие дисциплину повышает. Ведь ни для кого не секрет, что многие наши водители не боятся что-либо нарушить, они боятся только инспектора на дороге. Ведь так и говорят: «За руль пьяным не садись, а то — попадешься!». И так как менталитет наш, к сожалению, далек от совершенства, то я считаю неправильным сокращать личный состав. Напротив, его надо увеличивать: транспорт в десятки раз увеличился, а количество личного состава ГИБДД осталось как при мне — на прежнем уровне.
***
Службу ГАИ переименовали в ГИБДД, а милицию — в полицию. Не знаю, кому в голову пришло менять названия? Уверен, многие ветераны со мной согласятся, что в переименовании нет никакой разницы. Сменились вывески, внесли правки в документы, поменяли экипировку, но функции Госавтоинспекции остались прежними. В итоге — лишние траты. Переодели сотрудника, а он же не изменился, как человек. Если он был нерадивым, то ты хоть как его назови, нерадивым он и останется. Служить надо всегда по совести.
Скоро мы все будем отмечать 80 лет со дня образования ГАИ-ГИБДД. Ну что я хочу пожелать действующим сотрудникам Госавтоинспекции? Конечно же — здоровья. И молодым, и немолодым. Когда здоровье есть, тогда все будет. Успехов в службе, подчеркну — в нелегкой службе, а также семейного благополучия.
P.S. Владимир Петрович говорит тихо, не спеша. В его словах можно уловить нотки тонкого юмора и пронзительное чувство любви к вверенному делу. И сразу же вспомнились строки из известной песни: «Растеклись дороги по моим глазам». Слушала этот рассказ, и перед глазами проносились годы развития Госавтоинспекции, и годы моей жизни — я очень хорошо помню, как Владимир Кондратьев приходил к нам в Дом пионеров. Много лет он отдал пропаганде безопасности дорожного движения, рассказывая мальчишкам и девчонкам о соблюдении правил, о переходе дороги только по пешеходной «зебре», и о разрешающих сигналах светофора. Красивый, интеллигентный, статный… до сих пор в моей памяти хранятся его наставления.
От всего творческого коллектива регионального еженедельника «МК» в Серпухове» мы желаем Владимиру Петровичу здоровья и бодрости, выражаем глубокую благодарность за преданность и верность Службе.