МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Серпухов

Почему серпуховичам необходимо немедленно отправляться в плен

Семирадский в Серпухове… Казалось, такое даже сложно представить, но этому культурному событию суждено было свершиться. Экспозиция «Пленники красоты» успела пленить многих — тех, кто с начала открытия выставки уже побывал в Серпуховском историко-художественном музее. Некоторые и вовсе возвращались сюда за красотой по второму и третьему разу.

Мы переносимся в XIX столетие, в то время, когда создавали свои полотна такие художники салонного искусства, как Семирадский, Бакалович, Бронников, Котарбинский, Сведомский и другие… Всех этих мастеров объединяла Императорская академия художеств, один художественный стиль — классицизм и Рим, в котором живописцы оттачивали свое мастерство. И вот сегодня, спустя десятки лет, мы видим пейзажи вечного города в нашем провинциальном Серпухове.

Да, на экпозиции «Пленники красоты» представлено много художников той эпохи, но все-таки именно Генрих Семирадский занимает центральное место — и это вполне заслуженно. Во-первых, он — первый среди художников этого направления; а во-вторых, спустя столетия, его полотна продолжают восхищать многотысячную публику и поражать именитых искусствоведов. Именно благодаря Генриху Ипполитовичу античность стала реальной и осязаемой.

То, что в Серпухове открылась эта выставка, является значимым культурным событием. На экспозиции представлено более 30 работ, при этом 17 картин и эскизов были привезены из Государственной Третьяковской галереи, 13 — из Государственного Русского музея, три картины «приехали» в наш город из старинного русского города Переславль-Залесский. Особая гордость «Пленников» — две картины, которые являются собственностью Серпуховского историко-художественного музея.

Кстати, «Пленники красоты» являются своеобразным продолжением огромного проекта с одноименным названием, начатого Третьяковской галереей еще в далеких 2004-2005 годах. Экспозиция побывала в Самаре, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Минске и Хельсинки, а самая последняя и масштабная выставка Семирадского прошла совсем недавно, в конце 2017-го - начале 2018 года в Русском музее, и была приурочена к 175-летию художника. И вот теперь мы, серпуховичи, можем увидеть эти замечательные полотна…

Прекрасное разнообразие

Разные картины — разные темы: античные, исторические, евангелические. И каждая работа великого академиста заслуживает отдельного внимания, отдельного созерцания и, конечно же, восхищения.

Павел Михайлович Третьяков называл Генриха Ипполитовича и художников его круга «русскими итальянцами». Но это не совсем так. По своей сути, Семирадский и все те «русские итальянцы» были космополитами. По национальности Семирадский был поляком, родился будущий художник под Харьковом, учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, а большую часть жизни прожил в Риме. Поэтому неудивительно, что художник впитал в себя культуру сразу нескольких стран и народов.

С 1864 по 1870 годы он учится в Императорской академии художеств у Венига и Виллевальде, а по окончании обучения он получил большую золотую медаль за картину «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» (в настоящий момент работа находится в музее Минска).

Справка МК

Семирадский родился в 1843 году в местечке Печенеги под Харьковом. Там же прошли его первые гимназические и университетские годы обучения. По настоянию отца, который был генералом царской армии, Семирадский после гимназии поступает на физмат Харьковского университета, и так как отделение было по разряду естественных наук, то тема его диссертации была посвящена инстинктам насекомых. Кстати, всю свою жизнь Генрих Ипполитович занимался коллекционированием насекомых.

Одну из первых картин «Римская оргия времен цезаризма», которую Семирадский по эскизам легко и быстро завершает в Мюнхене в 1872 году, сразу же покупает Александр III. Та самая работа, по сути, легла в основу будущей коллекции императора, ставшей впоследствии Русским музеем.

Для удобства посетителей музея экспозиция разделена на несколько блоков, первый из которых так и называется: «Генрих Семирадский». Здесь представлены так называемые «античные идиллии» — излюбленный жанр художника. Благодаря этим работам древняя античность в наши дни приобретает реальные очертания. И в этом главная заслуга художника. А еще Семирадского отличает от других художников мастерское исполнение. В «Танце среди мечей» используются сразу несколько художественных приемов: и а ля прима — цветы и зелень на переднем плане, и торцевание, благодаря чему достигается объем. Так, к примеру, изображена трепещущая на ветру листва оливы, а ирисы на переднем плане написаны с помощью мастихина. Четкость силуэта художник прописывает с помощью совсем тонкой кисти. Безусловно, поражают его знаменитые солнечные зайчики на мраморе, когда чувствуется теплота и прозрачность этого камня.

Зачастую идиллические сюжеты в творчестве Семирадского соседствуют с драматическими, когда античность предстает у него в противопоставлении двух начал — солнечного аполлонического и ночного дионисийского. Зеркальной парой к «Танцу среди мечей» является точно такого же формата и в такой же раме картина 1881 года «Оргия времён Тиберия на острове Капри».

Мало кто знает, что в момент создания этих полотен Семирадский увлекался идеями Ницше, и ту самую знаменитую формулу философа про то, что «нет прекрасной поверхности без ужасной глубины», мы находим на картинах мастера: сменяющиеся друг друга идиллический образ античного мира с нечистыми страстями, бушевавшими внутри этих идиллий. Точно такое же противопоставление мы увидим и на примере двух серпуховских картин с вертикальным расположением сюжета: «Песня рабыни» и «Праздник Вакха».

Александр Невский и Христос

Другой блок экспозиции посвящен славянской теме. Да, Генрих Семирадский больше известен как атор античных идиллий и исторических полотен, однако он является автором росписей в Храме Христа Спасителя, который в 1931 году был варварски взорван. Но, к счастью, сохранились эскизы, которые сегодня находятся в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге. Эта коллекция, объединенная в так называемый блок «Славянская тема», представлена на экспозиции в Серпухове. Большинство этих работ посвящены святому Александру Невскому.

Несмотря на свой небольшой размер, они убедительно свидетельствуют об удивительном мастерстве, с которым художник компоновал сложные многофигурные композиции. «Похороны русса в Булгаре», «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом», «Св. Александр Невский принимает папских легатов», «Св. Александр Невский в Орде», «Кончина св. Александра Невского», «Погребение св. Александра Невского» — по одним названиям работ можно судить о глубоком познании художником истории, о его высокой эрудиции.

Семирадский работает над росписью Храма Христа Спасителя и постепенно приходит к теме Христа, а огромное полотно «Светочи христианства» ознаменовало вступление художника в период творческой зрелости. Генрих Ипполитович выполняет над окнами хоров храма росписи на сюжеты «Крещение Господне» и «Въезд Христа в Иерусалим», а также монументальный запрестольный образ «Тайная вечеря». Сохранившиеся эскизы этих росписей также представлены на выставке «Пленники красоты».

Его называли последним классиком искусства XIX столетия, но этот классик жил и творил в эпоху главенства реализма, а его античность жизнеподобна. Античные сцены, евангельские сюжеты, историческая реконструкция — и все это Семирадский. Но у работ есть одно объединяющее начало — все они написаны по законам красоты и совершенства. Художник всегда воспевал красоту: красоту природы, красоту женщины, красоту и радость бытия. А потому «Пленниками красоты» станут и все, кто посетит эту выставку...

Благодарим Серпуховский историко-художественный музей за предоставленный исследовательский материал.

 

Следите за яркими событиями Серпухова у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах