МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Серпухов

Мошенничество по-прежнему находится в лидерах по преступлениям

Согласно сухим цифрам отчета о работе за прошлый год МУ МВД России «Серпуховское», мошенничество является одной из самых распространенных на сегодняшний день форм преступлений. Увы, и сколько бы сотрудники правоохранительных органов ни напоминали гражданам о бдительности, сколько бы ни писали об этом журналисты, мошенничество продолжает процветать, а люди страдать.

Можно с уверенностью говорить о том, что с каждым днем мошенничество, как один из видов преступлений против собственности, становится все разнообразнее и хитроумнее. С целью наживы аферисты прибегают к любым средствам, используя как старые преступные схемы, так и изобретая новые: то на мобильный телефон звонят неизвестные, с сообщением о том, что близкие попали в беду, то представляются сотрудниками банка, предлагая обменять старые купюры на новые. На какие только ухищрения не идут преступники, чтобы достичь своей цели!

Безусловно, в основном жертвами мошенников становятся доверчивые пенсионеры и дети. Однако, как показывают цифры, в последнее время на крючок попадаются и молодые люди, которые очень хорошо разбираются в новых современных технологиях и являются продвинутыми пользователям сети Интернет. 

Из горького личного опыта

Никогда себя не считала дурочкой. Доверчивая — да, наивная — да, верующая в добро и справедливость — да, но почему-то была уверена, что никто и никогда меня не сможет обвести вокруг пальца. Однако совсем недавно мне пришлось убедиться в обратном и окрестить саму себя лохушкой.

Одним рабочим днем Viber мне выдал сообщение. С аватаркой банка ВТБ мне пришло сообщение, дескать, с моей банковской карты совершен платеж за покупку в интернет-магазине OZON. Сумма была немаленькой: 2700 рублей. Естественно, никаких покупок я не совершала, ничего никуда не переводила, и в волне возмущения, которая меня окатила, а после подхватила на свой гребень, я даже не удосужилась заострить внимание на то, что сообщение пришло с обыкновенного мобильного телефона (номер которого нахально маячил на экране моего гаджета).

Читаю: если вы не совершали данный платеж, то просим вас перезвонить по указанному номеру. И что же, звоню. Меня немного резанул кубанский диалект «работника банка» и какой-то странный отзвук, складывалось такое ощущение, что специалист службы безопасности, а именно так представился мне молодой человек, находится в каком-то небольшом, но пустом помещении. Меня несколько раз переспросили, дескать, точно ли я ничего не заказывала на OZON. И мне пришлось чуть ли не поклясться, чтобы доказать свою правоту. Но «специалист» меня быстро успокоил, сказав, что я не первая, кто попался на обман мошенников. И чтобы этот заказ был снят, мне нужно продиктовать номер банковской карты. Диктую. Шестнадцать цифр. После этого меня просят перевернуть карту и озвучить три цифры, написанные в белом поле. Послушно переворачиваю и… тут-то меня осеняет, что происходит что-то не то.

«А зачем вам эти цифры?» — спрашиваю я. «Нам просто нужно определить номер филиала банка, в котором вам была выдана эта карта». Какой номер филиала? Что за бред? Собрав в кулак остатки мужества, я решаюсь прервать разговор… бросаю трубку. Взяв паузу, ищу в интернете телефон банка ВТБ. Тут мне объяснили немного протокольным и сухим языком, что работает группа мошенников, которая таким путем изымает денежные средства у доверчивых граждан.

Вечером возвращается с занятий мой старший сын, услышав мою печальную историю, он искренне рассмеялся: «Ну, мама, ты даешь! Вроде бы журналист, вроде бы взрослая, а так повелась на дешевый обман». В этот вечер перед старшеньким мне было очень стыдно. Вся последующая неделя предстала для меня филиалом дурдома: пришлось заблокировать карту, в связи с чем претерпевать различные трудности, а потом ехать в банк для получения новой пластиковой карты. Но радовало в этой истории то, что деньги были сохранены и получен очень хороший урок.

«У меня умирает отец, помоги»

Взлом страничек в социальных сетях теперь происходит на раз-два, поэтому, если вдруг ваш друг обращается к вам с просьбой перечислить ему на счет деньги, дескать, у него умирает отец или приключилась какая-то беда, то в этом случае, как говорится, следует притормозить коней. Нет, спешить делать добро нужно, поэтому позвоните тому самому другу и поинтересуйтесь, все ли у него в порядке, порекомендовав срочным образом сменить пароль его аккаунта. Да и вообще, нужно с особой осторожностью относиться к рассылкам в мессенджерах, к сообщениям с активными ссылками и с холодным рассудком подходить к денежным переводам через мобильные банки и приложения.

Мошенники продолжают работать и по старой схеме по телефону, сообщая людям, что их близкие попали в какую-то беду и им срочно нужны деньги. Злоумышленники могут также разнообразить преступную схему: вам может позвонить и сотрудник правоохранительных органов, и лучший друг ваших близких, и даже папа Римский... а потом, уже через какое-то время даже заявиться в гости. Для передачи от вас денег пострадавшему они, злоумышленники, могут даже прислать таксиста или курьера или же попросить вас перевести деньги на карточку. И вот тут-то начинается самое интересное: вроде бы каждый из нас знает о таком роде разводе, однако почему-то люди продолжают и продолжают вестись на этот обман, перечисляя огромные суммы денег преступникам. Возможно, это происходит от волнения, ведь узнав печальную весть о дорогих людях, зачастую на эмоциях можно потерять бдительность.

Чужая старость для мошенников радость

Больше всего в зоне риска пенсионеры. Раньше чаще всего мы слышали в сводках истории про всякие чудодейственные средства, которые предлагали бабушкам и дедушкам за баснословные деньги, а потом бабушки недосчитывались последних денег. Какие сейчас уловки используют мошенники?

Мошенники знают, что большинство пожилых людей откладывает с пенсии денежные средства. И так как старики зачастую экономят на всем, то в итоге сумма получается приличная. Аферисты, не гнушающиеся отобрать у незащищенных слоев граждан последнее, разработали немало способов, которые безотказно действуют на протяжении многих лет: это и лжесотрудники Пенсионного фонда, и работники банка, якобы меняющие старые купюры на нового образца, и специалисты социальных организаций. Как правило, пожилому человеку звонят по телефону, и обращаясь к нему по имени и отчеству, «официальным» языком рассказывают о нововведениях или о якобы полагающихся ежемесячных пособиях, оформлении льгот, бесплатных путевках в санаторий и т.д. Потом учтиво предупреждают, дескать, сотрудники сами придут к нему по месту жительства и помогут оформить необходимые документы.

И действительно, через некоторое время в квартиру к пенсионеру под различными обличиями приходят злоумышленники. После того, как им удается узнать место хранения сбережений (переписать номера купюр, произвести размен денег, показать документы и т.д.), они отвлекают внимание стариков, а затем похищают деньги и ценности либо меняют их на купюры банка приколов.

Многие задаются вопросом: почему пожилые люди так легко доверяют преступникам? Все очень просто, обычно старики испытывают острый дефицит общения. И так как они зачастую одиноки, то с радостью готовы впустить в дом постороннего человека, который для него желанный гость. Мошенники, понимая это, прекрасно используют данную ситуацию.

Хрящик на удачу или чудо-мазь

Довольно часто преступники предлагают пожилым людям лекарственные средства, медицинские приборы, бесплатные врачебные услуги на дому, зачастую лжесотрудники различных компаний готовы установить газовое или электрооборудование.. И таких случаев немало. К примеру, в Серпухове были зафиксированы факты установки фильтров для очистки воды и газового оборудования по завышенным ценам. При этом, как рассказывают потерпевшие, мошенники сыпали профессиональными терминами, чем и втерлись в доверие. Впрочем, это и не удивительно, аферисты могут иметь даже начальное образование в той или иной отрасли и владеть специальной терминологией, использовать соответствующую атрибутику: спецодежду, удостоверения, бланки отчетности. Зачастую при общении с гражданами они ссылаются на проведение различных социальных и благотворительных программ, представляются сотрудниками известных медицинских учреждений, дистанционно ставят страшные диагнозы, при этом сразу назначают курс лечения якобы чудодейственным средством и ненавязчиво предлагают тут же его приобрести.

Также одной из классических схем мошенничества является предложение услуг по снятию порчи, лечению болезней с использованием экстрасенсорных способностей и др. Для того, чтобы окончательно убедить пожилого человека в необходимости услуг врачевателей, злоумышленники действуют группами, порою разыгрывая спектакли.

Важно:

Имелись факты, когда преступники контролировали действия потерпевших от начала разговора по телефону до непосредственного перевода или передачи денежных средств, не давая им связаться с родственниками.

Важно:

Если будет доказано, что клиент не причастен к списанию денежных средств с банковской карты и не мог эти действия предотвратить, банки в обязательном порядке возмещают потери. При этом сами клиенты часто провоцируют мошенников, не соблюдая правила информационной безопасности — передают карту третьим лицам, разглашают PIN-код или сообщают телефонным мошенникам данные карты и одноразовые пароли.

Важно:

Простому гражданину обычно самостоятельно трудно вычислить мошенников, при этом в любой ситуации главной рекомендацией будет необходимость соблюдения бдительности и простых мер предосторожности:

- не впускайте к себе в квартиру незнакомых людей. Просите предъявить документы, подтверждающие служебное положение незнакомцев, убедитесь в том, что они те, за кого себя выдают. Любые положенные надбавки и компенсации никуда не денутся и будут начислены на счета граждан.

Обо всех изменениях в Пенсионном законодательстве население информируется через средства массовой информации, а также на приеме в клиентских службах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Работа с населением производится сотрудниками Пенсионного фонда Российской Федерации только в клиентских службах, а не по телефону. Специалисты не обзванивают и не ходят по домам пенсионеров, за исключением случаев, когда гражданин самостоятельно не может добраться до Управления Пенсионного фонда, перед этим подав заявление. То же касается представителей социальных служб – получать социальные услуги на дому гражданин может только на основании договора на оказание социальной помощи, который заключается между гражданином и учреждением!

- Всегда проверяйте информацию о произошедшей беде, которую вам сообщили по телефону. Перезвоните своим детям или близким родственникам.

- Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому своих персональных данных или конфиденциальной информации: PIN-код банковской карты, номер счета, пароли, кодовые слова и прочее, данные сведения уже есть у сотрудников банков и они их не запрашивают.

- Обратите внимание, что при официальной рассылке одноразовых паролей мобильных банков в сообщении указано: «НИКОМУ не сообщайте пароль».

- При получении SMS-оповещений с телефонными номерами для связи не перезванивайте по ним. Для связи с сотрудниками банка используйте телефонные номера, указанные непосредственно на банковских картах!

Следите за яркими событиями Серпухова у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах