Уникальный мастер-класс
В Институте физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН старший научный сотрудник Людмила Плеханова, патентовед с 14-летним стажем, провела для участников конференции практическое занятие и мастер-класс по теме патентования научных результатов.
Занятие под названием «Подача заявки на патент: сами с усами» прошло в конференц-зале. Участники узнали, как самостоятельно оформить и подать заявку в Роспатент. Это важная задача, с которой может столкнуться научный сотрудник. На занятии учёные рассмотрели основные этапы подготовки заявки на изобретение.
«Самостоятельно подать заявку на патент может каждый, кто писал научную статью, - основной тезис моего выступления. Отдельный вопрос, в каком случае это можно делать, а в каких случаях на помощи специалистов нельзя экономить», - рассказывает кандидат биологических наук Людмила Плеханова.
Нарисовать портрет научного героя
Мастер-класс Людмилы Плехановой под названием «Психологическая ролевая игра по эксплуатации патента» привлек внимание молодых учёных. Игра, основанная на взаимодействии науки, бизнеса и госструктур, продолжалась почти три часа, народ не хотел расходиться.
«Моя игра показывает молодому ученому мир бизнеса, знакомит с работой в фирме в сравнении с бюджетной организаций. Мы разбираем действительно проблемные ситуации дележа прибыли от патентов», - рассказывает Людмила Плеханова.
В игре несколько ролей, и у каждой роли есть свои особенности. От научного сотрудника института до директора научного производства – в течение игры нужно не только следовать ролевой модели, но и хорошо представить себе портрет своего героя, нарисовать роль, которую взял на себя участник.
Участие в такой игре позволяет увидеть себя с новых позиций, взглянув на выстраивание коммуникаций, согласование позиций, и, в итоге, на свою роль в коллективе и собственные перспективы уже своего реального роста в настоящей жизни. Реализация решений в игровой модели на примере внедрения патента и конфликтной ситуации деления прибыли в коллективе значительно расширит кругозор участников относительно процесса патентования разработок.
Игра является оригинальной авторской разработкой Людмилы Плехановой, созданной под образовательный интенсив futurebiotech в Сколково по реализации научных разработок РАН для молодых ученых естественнонаучных направлений – биологии, химии, экологии в рамках программ подготовки кадрового резерва Президента РФ.
Организационно-деятельностные игры разработаны как новая форма организации коллективной мыследеятельности знаменитым российским психологом Г.П. Щедровицким.
Молодые учёные рекомендуют - из отзывов участников Школы-конференции "Биология - наука 21 века" в Пущино 21-24 апреля 2025 г:
«Было очень интересно на ролевой патентной игре, буду рекомендовать своим коллегам. Никогда не встречалась с такой подачей, но у меня много разработок, которые хотелось бы запатентовать», - аспирантка, 30 лет, Одинцово.
«Было интересно узнать мелочи, тонкости патентной подачи, особенно некоторые формальные детали, я автор патента, но саму подачу патента осуществляла коллега. По каждому из оценочных критериев занятия – информативность/подача/открытость лектора/ полезность лично мне – ставлю десять из десяти баллов. Творческий вклад авторов очень важен, он резко отличается от технического исполнения, и только творческий вклад дает право называться автором патента», - рассказывает Марина Сергеевна, аспирант, младший научный сотрудник КФУ, 27 лет, Казань.
«Патентный блок - лекция и ролевая игра был очень полезен мне лично, информация как именно патентовать, различия подачи на патент и свидетельство регистрации. Я намеренно отыграл роль директора фирмы-производителя по патенту, предметно договариваться о разделе прибыли заранее – было для меня очень новой мыслью», - рассказывает Борман Симха Игоревич, 31 год, аспирант Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН, Москва, победитель конференции на секции нейробиология.