Не замечали ли вы, что в семье художника, как правило, растет художник, а в семье музыкантов — музыкант? Гены? Безусловно, и Чебурашки тоже. Смеюсь, конечно. Но я убеждена, что именно погружение в ту или иную среду с ранних лет обуславливает будущее ребенка (поэтому я нисколько не удивлюсь, если мои двое сыновей и дочурка станут журналистами). Простите, немного отвлеклась…
Итак, математика, спорт, английский — все это, безусловно, очень важно, но нельзя исключать из этого списка и духовное развитие ребенка.
Увы, но многие родители сами очень редко ходят по музеям. Не посещают они и театры, да и представление о балете с оперой имеют исключительно благодаря телевидению. Более того, я знаю немало серпуховичей, которые за всю свою жизнь ни разу, то есть, никогда не бывали в Серпуховском историко-художественном музее, а на Пушкинский музей, Третьяковку и соответственно на питерский Эрмитаж, как они сами же клянутся и божатся, им не хватает времени. А как же дети? Зачастую такие мамы и папы искренне убеждены, что за духовное воспитание их потомства ответственна школа, и именно классный руководитель должен ездить с учениками по музеям.
Тест на глупость
Я уже не помню, в каком возрасте первый раз побывала в музее и театрах. Все мое детство проходило на фоне живописных полотен (зачастую почему-то нонконформистов), на подмостках театральных сцен. Одним словом, я бывала всегда там, где было интересно моей маме, а так как оставить меня было не с кем, то она всегда брала меня с собой.
Не буду придумывать и приукрашивать: в музеи и театры я охотно шла из-за буфетов. Бутерброды с маслом и красной рыбкой, с красной икрой, маленькие пиццы, мороженое, пирожные — все это в эпоху дефицита, когда в магазин за одним сливочным маслом стояли часами, мне казалось манной небесной. Вместе с тем от частого посещения заведений культуры я уже в шесть лет была знакома с кубизмом Малевича, в десять неплохо разбиралась в творчестве Шагала и вообще могла уже заделаться театральным критиком. Поэтому меня всегда удивляло, почему мои одноклассники безудержно хохотали, когда, придя в музей, они подходили к обнаженным фигурам в камне или на живописных полотнах. Как-то я не выдержала и спросила об этом маму, на что она спокойно ответила:
«Просто таким образом они демонстрируют свою глупость, не бери в голову».
И знаете, спустя много лет, когда я уже стала студенткой журфака, то все знания, полученные пусть мимолетом, пусть в перерывах после поедания бутербродов в буфетах, всплывали в моей памяти, тем самым сослужив хорошую службу при получении отличной отметки в зачетке.
Хитрость и свобода
Да, век тотального дефицита ушел в прошлое, однако мой старший сын, как и я, в первую очередь в музеях искал буфет. Я же, вспоминая свою маму, терпеливо принимала его культурный голод. Более того, иногда шла на хитрость и заманивала его вкусной едой на ту или иную выставку.
Первые результаты появились, когда Мишке исполнилось 11 лет — мы посетили Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Сыну было просто необходимо обойти чуть ли не каждый зал, рассмотреть доспехи, прочитать все таблички под картинами. Признаюсь честно, что еще никогда так долго я не была в этом музее. Ноги от усталости отваливались, но мне только и приходилось слышать: «Пойдем дальше!». И мы шли. А потом был Русский музей, затем Пушкинский в Москве, Третьяковская галерея, постоянные посещения Серпуховского историко-художественного музея и многие другие. Для себя я сделала вывод: не нужно бояться идти на хитрости, чтобы заинтересовать ребенка.
Средний сын впервые переступил порог музея еще в более раннем возрасте, чем его старший брат. Сначала я старалась его всячески опекать, что-то рассказывать, показывать, но в его глазах царила скука. Однако потом мой Рыжик вполне гармонично влился в детскую экскурсионную группу и преспокойно без мамочки отправился по залам. Более сорока минут он слушал экскурсовода, задавал ему вопросы и тянул руку, а после вернулся обратно с нескрываемым восторгом. Тогда-то я усвоила для себя другое, второе правило: чем раньше в музее отпустишь свое чадо от себя и передашь его опытному специалисту, тем быстрее ребенок адаптируется в новых условиях и с пользой проведет время.
К Семирадскому с пистолетом
Правда, не так давно мой Кирилл отчебучил: на экспозицию Семирадского в Серпуховский историко-художественный музей решил отправиться с пластиковым огнестрелом (видно, чтобы лишний раз обратить на себя внимание). Я прекрасно понимала, что вступать с сыном в какие-то нравоучительные разговоры нет никакого смысла — кризис среднего возраста налицо, а увиденное все равно останется в его памяти. Поэтому, утвердительно кивнув головой, всего лишь аккуратно пошутила: «Надо только на охране показать твое оружие, а то вдруг в музее подумают, что это ограбление». Что же, трюк удался. Об оружии быстро забылось, экспозиция была изучена, впечатления получены.
В тот день мы отправились в музей всей семьей, даже с младшенькой Мирославой, которой исполнилось на тот момент три месяца… До этого Мирослава Александровна уже побывала на фестивале «Русская опера у стен монастыря». Малышка, как никогда, прекрасно спала под арии артистов Геликон-оперы. И тогда я усвоила для себя третье правило — погружать ребенка в мир культуры надо с пеленок.
Константин Паустовский писал: «Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». Так что, чем раньше ребенок приобщается к культуре, тем лучше для самого ребенка при формирования его как личности. Культура для него — это то, чем он овладевает, с чем взаимодействует, что создает, а постепенно он и сам становится ее частью.
И все же некоторые родители задают вопрос: зачем приобщать детей к культурным ценностям? Вырастут, тогда и насмотрятся, и налюбуются. Однако специалисты приводят несколько весомых аргументов в пользу раннего приобщения подрастающего ребенка к культуре.
- Это помогает развитию его способностей. У него расширяются в сознании горизонты, и он может уже выбирать то направление, которое ему интересно: музыка, изобразительное искусство, театральное мастерство.
- Ребенок, который с раннего детства знаком с литературой, лучше усваивает язык, он более грамотен.
- Те люди, которые с детства познавали культурные ценности, эрудированы и, как правило, достаточно успешны в жизни.
- Приобщение ребенка к культуре дает ему возможность ознакомиться с массой поведенческих моделей и человеческих типажей. Маленький человечек при этом сможет лучше понять себя и окружающих.
- Культура и искусство помогают ребенку (а затем и взрослому) переживать многие вещи на символическом уровне, не перенося их в реальную жизнь.
Кстати, в предновогодние дни в Серпуховском историко-художественном музее и в Музейно-выставочном центре запланировано немало увлекательных экскурсий и мероприятий. Лично мы собираемся. Кто с нами? Будем рады компании. Так что жду от многодетных и немногодетных мам и пап предложения, а также вопросы. Письма ловлю на e-mail: Yana-Kiblitski@yandex.ru.