От мира до первой войны
Георгий Павлович родился 2 мая (20 апреля по с.с.) 1893 года под Серпуховом в семье железнодорожного работника. Вот как он сам вспоминает о годах детства в своей книге «Неподвластное времени»:
«Железнодорожная будка на перегоне Серпухов — Шарапова Охота стоит и по сей день. Когда я еду по Курской дороге и чувствую приближение этой маленькой точки на родной подмосковной земле, то невольно подхожу к окну. Целехонька будка, только покрашена, подновлена. Волнение мое будет понятно, если скажу, что здесь (и когда! в первые годы нашего века!) проходило мое детство. Из трех маленьких окон казенного деревянного строения я смотрел на мир, по-своему воспринимая события, которыми жила Россия. Отец мой, Павел Степанович Софронов, в ту пору был путевым обходчиком на перегоне Серпухов — Шарапова Охота, а мать, Пелагея Ивановна, — сторожихой. Вместе с ними семья состояла из девяти человек. Ни родители, ни две старшие сестры грамоты не знали, а старший брат Андрей всего год учился в школе».
Судьба небогатой семьи в дореволюционной России была трудной. Жили Софроновы в тесноте. Будка состояла из одной 20‑ти метровой комнаты. Бедность буквально давила, «не давала дышать». Старший брат Андрей трудился вместе с отцом на железной дороге, сестра Ксения прислуживала кухаркой. Остальные пятеро детей, в том числе и Георгий, были на иждивении. Подмогой служило небольшое хозяйство — огород, корова и мелкая живность.
«В полкилометре от будки находилась деревня Лукино, а за нею — имение помещика Веденеева. По другую сторону дороги простирались большие леса, принадлежавшие фабриканту Коншину. Просторы просторами, а пасти корову можно было только неподалеку от будки. Боже упаси попасться на глаза объездчикам Веденеева или Коншина. Плетьми засекут, оштрафуют и корову уведут», — так описывал нравы того времени Георгий Павлович в книге.
Учился Георгий в местной сельской школе. Обычный мальчишка, как и все дети того времени. Однако с детства был приучен к милосердию. К Софроновым часто заглядывали нищие и скитальцы. И Павел Степанович, глава семьи, никого не отпускал без подаяния, несмотря на то, что в семье не было чего-то «лишнего».
В 1904 году Павла Степановича перевели обходчиком на станцию Тарусская. Семья переехала вместе с ним. Георгий в 1906 году окончил двуклассное Серпуховское железнодорожное училище, потом успешно отучился в Серпуховском городском училище. Первая должность — писарь у железнодорожного мастера, потом трудился ремонтным рабочим, работал счетоводом в Серпуховской городской управе.
Молодому, но уже рассудительному Георгию были близки идеи марксизма, поэтому он с 1910 года состоял в революционных кружках. В 1912 году вступил в РСДРП(б).
Осенью 1914 года его призвали в Русскую императорскую армию и направили в Московский запасной полк. С февраля 1915 года в звании рядового 2‑го Сибирского стрелкового полка Георгий Софронов служит в действующей армии, участвует в боях на Западном фронте Первой мировой войны. С июля по ноябрь 1915‑го учится в 3‑ей Московской школе прапорщиков, и по окончании — снова на фронт, в звании младшего офицера, а потом и прапорщика роты 458‑го Суджанского пехотного полка в 6‑й армии на Румынском фронте. Его назначают на должность командира учебной команды. Здесь же он получает ранение.
От войны до войны
Октябрьскую революцию Георгий, юноша из бедной семьи, естественно, принял всем сердцем. Он активно участвовал в революционных событиях на Румынском фронте. Стал одним из руководителей Солдатского комитета. Когда румынские войска разгромили фронт, Георгий возглавил красногвардейский отряд, который смог добраться до Одессы, где участвовал в большевистском восстании 15–18 января 1918 года, установившим в городе Советскую власть.
Далее жизнь Георгия Павловича Софронова неразрывно связана с Красной Армией. Смелый, обладающий хорошей интуицией, он умел находить правильные решения в самых трудных ситуациях. Отучившись в 1918 году на первом курсе Академии РККА, он был направлен на фронт Гражданской войны, где успешно выполнял все поставленные перед ним стратегические задачи. В частности, отличился при взятии города Глазова и форсировании Камы, участвовал в обороне Петрограда от войск генерала Н. Н. Юденича. В конце 1919 года вернулся в Академию для дальнейшего обучения и продолжал строить военную карьеру.
После поступательного профессионального роста, в августе 1937 года Георгия Павловича назначили на должность командующего войсками и члена военного совета Уральского военного округа. С апреля 1939 года он возглавляет Управление высших военно-учебных заведений Красной Армии. С января 1941 года назначен первым заместителем командующего Прибалтийским Особым военным округом.
Годы Великой Отечественной
С началом Великой Отечественной войны от Георгия Павловича потребовалось все его умение принимать быстрые и правильные решения. Значительная часть Прибалтийского Особого военного округа была преобразована в Северо-Западный фронт. В условиях начала войны Софронову приходилось решать вопросы отмобилизования войск и учреждений округа, эвакуации военных училищ, организации рубежей обороны.
В конце июля Георгия Павловича назначают командующим Приморской армией Южного фронта, принимавшей участие в героической обороне Одессы. На реке Днестр шли ожесточенные бои, и советские войска были вынуждены отступить к Одессе. Оборона была организована на линии «Александровка-Буялык-Бриновка-Беляевка и Каролино-Бугаз». Софронов проявил качества умелого полководца. Все попытки противника захватить Одессу в течение короткого времени провалились.
73 дня Красная Армия сдерживала наступление врага на город. Героизм советских воинов позволил остановить продвижение правого крыла войск группы армий «Юг» вермахта. Общие потери немецко-румынских войск в районе Одессы составили свыше 160 тысяч военнослужащих, около 200 самолетов и до 100 танков. Кроме того, за эти два с половиной месяца из Одессы была эвакуирована значительная часть гражданского населения, материальные и культурные ценности.
События тех дней Георгий Павлович подробно описал в статье «Одесский плацдарм», вошедшей в сборник В. П. Сахарова «У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя»:
«Попытка захватить Одессу с ходу провалилась, и враг, осадивший город, перешел к планомерному наступлению, стремясь прорвать оборону то на одном, то на другом участке… главный удар враг наносил с северо-запада — в полосе 95‑й дивизии. Как потом выяснилось, он имел здесь в первом эшелоне 3‑ю и 7‑ю пехотные и часть 1‑й гвардейской дивизии, а во втором — 5‑ю и 11‑ю пехотные. 17 августа на этот же участок прибыла танковая бригада. В тыловом районе противника сосредоточивались 8‑я и 14‑я пехотные дивизии и 9‑я кавалерийская бригада. Наша 95‑я — дивизия держалась стойко, не допуская прорыва своей обороны. Однако напряжение боев порой бывало таким, что командирам полков приходилось лично водить подразделения в контратаку… Утром 20 августа (1941 года, прим. ред.) мы узнали о решении Ставки Верховного Главнокомандования создать Одесский оборонительный район под командованием контр-адмирала Г. В. Жукова… В боях, которые шли в конце августа в Восточном секторе, большую помощь войскам оказали корабли Черноморского флота».
Мужество участников обороны Одессы было непоколебимым, бойцы и офицеры Красной Армии готовы были стоять до конца. Но обстановка на других фронтах была такова, что в Москве приняли тяжелое, но необходимое решение — отступить.
«…вечером 30 сентября в Одессу внезапно прибыл заместитель наркома Военно-Морского Флота вице-адмирал Г. И. Левченко. Он привез директиву Ставки — такую, какой никто не ждал. Она гласила: «…В связи с угрозой потери Крымского полуострова, представляющего главную базу Черноморского флота, и ввиду того, что в настоящее время армия не в состоянии одновременно оборонять Крымский полуостров и Одесский оборонительный район, Ставка Верховного Главнокомандования решила эвакуировать OOP и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова…» — цитата из статьи Г. П. Софронова «Одесский плацдарм».
Это событие, перенапряжение за дни обороны Одессы и, главное, известие о гибели единственного сына на Западном фронте сильно сказались на здоровье Георгия Павловича. В начале октября 1941 года его поразил тяжелейший инфаркт миокарда. Он был направлен в госпиталь.
Однако уже в 1942 году Софронов снова в строю в качестве помощника командующего войсками Западного фронта. Руководит боевой подготовкой войск фронтовых резервов, используя свой боевой опыт. С сентября 1944 года и до конца войны — помощник командующего войсками 3‑го Белорусского фронта по формированиям.
Навечно в истории
Непосредственно в рядах Красной Армии Софронов прослужил до 1946 года. Потом занялся педагогической работой: преподавал в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова, с октября 1946 — начальник кафедры воздушно-десантных войск этой академии. Окончательно в запас ушел в 1953 году, посвятив себя общественной деятельности и написанию воспоминаний.
Ушел из жизни Георгий Павлович в Москве, 17 марта 1973 года. Похоронен на Донском кладбище. За годы службы был удостоен Ордена Красного Знамени, Ордена Ленина, Ордена Кутузова I степени и Ордена Суворова II степени и ряда других наград.
Современность выдвигает нам новые вызовы. Движение истории таково, что сейчас самое время еще и еще раз пролистать страницы подвигов и беззаветного служения Отечеству наших отцов, дедов и прадедов. Размышляя над тем, как и зачем они жили, нам, сегодняшним, легче будет понять: как и зачем жить нам.