История фотографии очень увлекательна
— Галина, расскажите о себе. Как давно Вы работаете в Политехническом музее?
— В Политехническом музее я работаю семь лет. Попала туда сразу после завершения обучения на кафедре «Музеология» Российского государственного гуманитарного университета. Частью образовательного процесса были экскурсии, совместные проекты с самыми разными музеями. Один из них был связан с мемориальным музеем П. Л. Капицы и Политехническим музеем. Тогда я впервые познакомилась с сотрудниками музея, которых могу назвать своими наставниками. В Политехническом музее вообще очень развит институт наставничества. Старший коллега всегда поделится своими знаниями с младшим. Это очень подкупает. Коллектив у нас действительно сильный. С историей фотографии меня познакомила старший научный сотрудник Татьяна Лаврентьевна Жекова. К сожалению, ее уже нет с нами. А о том, как представить результаты своих исследований публике, меня учила и учит Стелла Гургановна Морозова, ученый секретарь Политехнического музея.
До работы в музее мало знала о фотографии. Мой папа фотографировал, сам печатал фотографии. Мы с братом всегда любили следить за магией, происходящей в нашей домашней фотолаборатории. Но на этом мои знания заканчивались. В Политехническом музее я узнала, что история изобретения фотографии, ее дальнейшее усовершенствование — это очень увлекательно! И эту историю можно изучать не по книгам, не по иллюстрациям, а по оригиналам, настоящим дагерротипам, амбротипам, отпечаткам на соленой бумаге и т. д. Ни одна иллюстрация не передаст зеркальную поверхность и глубину изображения дагерротипа. А красота старинных фотоаппаратов заворожит любого!
— Стать научным сотрудником — мечта детства?
— В детстве у меня не было мечты стать музейным сотрудником, поскольку не знала, как устроена работа музея. Но меня привлекала археология, которая ассоциировалась исключительно с раскопками и поисками кладов. О музее мысль пришла гораздо позже. Музей, неважно какой у него профиль, очень особенное место. И сокровищами могут быть не только ювелирные изделия, произведения живописи, но и предметы, иллюстрирующие развитие науки и техники.
— А другие музейные направления, например, палеонтологию, не рассматривали?
— Попав в коллектив Политехнического музея, я не могу представить себя в каком-либо другом музее. Мне кажется, у нас созданы идеальные условия для исследовательской работы: богатые фонды, обширная Политехническая библиотека.
Новаторские методы и разнообразие техник
— Почему Вас привлекает творчество именно Василия Улитина?
— Оно привлекает многогранностью. Меня впечатляет отношение Василия Ивановича Улитина к фотографии. Для него она не только произведение искусства, хотя в истории фотографии о нем чаще говорят как о фотографе-пикториалисте. Он понимал возможности и значение фотографии в других областях, например в полиграфии. В 1930‑х гг. он разрабатывал метод малотиражной печати, названный им бромохромотипией. Кроме того, известно, что в конце 1930‑начале 1940‑х гг. его исследования лежали в области картографии, актуальной на тот период времени.
— Какой факт из жизни нашего фотохудожника Вас впечатлил больше всего?
— Меня поражает уровень его знаний о фотографии, позволявший ему достигать успехов и получать признание в каждом из направлений его деятельности. Он был фотографом ателье, фотографом-пикториалистом, участником и призером международных и советских фотографических выставок, педагогом фотографии, исследователем. Например, после того, как пикториальная фотография советской властью была признана неактуальной, не отвечающей запросам времени, Улитин сосредоточился на педагогической и исследовательской деятельности. В 1938 г. ввиду больших заслуг в области разработки методов цветной фотографии и собственных исследований в этой области, приведших к очень хорошим практическим результатам, Улитина утвердили в ученой степени кандидата технических наук без защиты диссертации.
— Расскажите немного о техниках, в которых работал Василий Иванович.
— Василий Иванович Улитин владел разными техниками сложной печати. С пигментной, гуммиарабиковой и платиновой печатью он познакомился еще на службе в известном фотографическом ателье Карла Фишера в 1911–1915‑х гг.
В собрании Политехнического музея хранятся работы Василия Улитина, выполненные в техниках бромомасляной печати и бромомасляной печати с переносом, работы, выполненные в технике фотоофорт, резинотипии.
Техник позитивной фотографической печати, которыми пользовались фотографы-пикториалисты, было много. Фотографы могли их видоизменять, комбинировать. Но их объединяет одно: они позволяли фотографам влиять на получаемое изображение, менять контраст оригинала, вносить или убирать детали, мешающие общему художественному впечатлению. В итоге получаемые отпечатки теряли сходства с фотографией и напоминали рисунки, сделанные гуашью, темперой, углем. Пикториалисты не являются изобретателями этих техник, часть из них была известна с середины девятнадцатого века.
Кроме техник позитивной печати, которыми широко пользовались фотографы-пикториалисты, в собрании Политехнического музея есть редкие для наших музеев образцы цветной печати на бумаге хроматон.
— А Вы когда-нибудь пробовали себя в пикториальной фотографии?
— Единственный раз я попробовала изготовить отпечаток в технике бромомасляной печати. Это оказалось гораздо сложнее, чем пишут в фотографических журналах.
Пикториальное искусство: связь времен и поколений
— Совсем недавно Вы читали лекцию в рамках фестиваля «Объективная перспектива». Расскажите немного об этом опыте.
— Выступить с лекцией в рамках фестиваля меня пригласил Юрий Сурков, председатель серпуховского Центра фотоискусства им. Николая Андреева и Василия Улитина по инициативе Марины Александровны Кушнаревой, члена Серпуховского фотоклуба, ученицы известного фотографа и автора книг по фотографии Леонида Дмитриевича Курского. Она нашла мою статью, посвященную творчеству Василия Улитина. Я с радостью приняла приглашение прочитать лекцию, так как это отличная возможность представить результаты своей многолетней работы по изучению творчества и поиску биографических сведений об Улитине. В Политехническом музее помимо фотографических работ Василия Ивановича хранится его документальный архив, в том числе рукописи «Организация фотографического кадра» и «Отчет по исследовательской работе по теме «Бромохромотипия — малотиражная цветная печать». Мы очень хотим подготовить книгу, посвященную Улитину, возможно, издать его рукописи, сопроводив комментариями специалистов по истории фотографии и фотографических техник.
— Есть ли будущее у пикториальной фотографии? Или это забытый этап истории фотоискусства?
— История пикториальной фотографии не закончилась в 1930‑х гг. Она имеет продолжение в творчестве современных фотографов-художников.
Идеологом современной пикториальной фотографии является известный фотограф Георгий Колосов. К приверженцам пикториальной фотографии относится Людмила Таболина. Ее самые известные фотографические серии выполнены в традициях пикториальной фотографии.
Приемы, относящиеся к пикториальному направлению фотографии, можно найти в творческих проектах фотохудожника Андрея Клюева. В своих интервью Андрей Клюев говорил о влиянии на свое творчество работ фотографа-пикториалиста Николая Андреева. Николай Андреев — известный фотограф-пикториалист, родился и всю жизнь работал в Серпухове. Андреев и Улитин были друзьями, следили за творчеством друг друга.
Техники позитивной фотографической печати привлекают внимание и простых фотографов-любителей. Существует множество фотографических форумов, на которых фотографы делятся своими опытами в той или иной технике.