Как распознать телефонного мошенника, безопасно ли шутить над ними и какие новые схемы выманивания денег появились у злоумышленников? Об этом и других аспектах борьбы с фальшивыми «сотрудниками ФСБ» и «представителями банка» в интервью журналистам «МК в Серпухове» рассказали заместитель начальника Следственного управления УМВД России «Серпуховское» подполковник юстиции Анастасия Алексеевна Брылякова и оперуполномоченный отделения по борьбе с мошенничествами, совершенными с помощью информационно-телекоммуникационных технологий отдела уголовного розыска УМВД России «Серпуховское» Алексей К. (имя изменено).
Преступная цепочка
— Ежемесячно к нам поступает порядка тридцати заявлений о телефонных мошенничествах, — рассказывает Анастасия Брылякова, — несмотря на постоянную профилактическую работу, в том числе обращения к гражданам через СМИ и беседы в учреждениях, люди не перестают попадаться на «удочки» мошенников.
При этом такие преступления являются одними из самых сложно раскрываемых. Это связано с тем, что чаще всего мошенники создают очень запутанную цепочку участников преступления из незнакомых между собой людей. Жертвы, курьеры и заказчики чаще всего никогда не видели друг друга. Они находятся в разных точках страны, а иногда и мира и, как правило, не могут быть допрошены.
В этой схеме часто задействованы так называемые «дроперы» — люди, которые за небольшую плату регистрируют на свое имя банковские счета, карты и сим-карты, после чего передают их другим лицам. Часто «дроперами» становятся люди из маргинальной среды, а иногда — подростки и молодежь из вполне благополучных семей, которые хотят быстро подзаработать и не просить при этом деньги у родителей. Обычно «дроперы» даже не понимают, что работают на мошенников. Кроме того, им редко удается запомнить тех, с кем они взаимодействовали — все это усложняет поиск преступников.
— Важно, чтобы родители контролировали количество открытых счетов и карт у своего ребенка, — советует Анастасия Брылякова, — дети очень доверчивы и легко попадаются на уловки мошенников, в итоге становясь их невольными пособниками.
Кроме того, некоторые факты мошенничества остаются вне поля зрения полиции, так как пострадавшие просто не сообщают о них. Одним стыдно признаться, что они попались на уловки мошенников, а других удерживает от обращения в полицию уверенность, что это бессмысленно, так как злоумышленников все равно не поймают. Но это не так, утверждает Анастасия Брылякова: за 2024 год правоохранители отправили в суд более двадцати дел, касающихся преступлений в сфере информационных технологий. Большая часть из них — дела по ч.4 ст.159 УК РФ, что означает «мошенничество в составе организованной преступной группы, а также с причинением ущерба собственнику в особо крупном размере (свыше 1 000 000 рублей)».
Самые популярные схемы обмана
— Схемы мошенников постоянно меняются и становятся хитрее. Одна из популярных сейчас — звонки гражданам, в основном пожилым, якобы от лица «сотрудников ФСБ», которые вводят абонента в заблуждение, предоставляя недостоверную информацию. Если человек отказывается помогать добровольно, начинается психологическое давление с угрозами, что у него заберут квартиру, имущество или накопления. Чтобы этого не случилось, необходимо часть этих сбережений или же всю сумму передать через курьера или отправить на «безопасные счета». Иногда даже полностью «опустошив» счета человека, мошенники продолжают держать его «на крючке» и принуждают пострадавшего совершать какие-либо противоправные действия — запустить фейерверк или кинуть петарду в общественном месте, дестабилизировать работу органов власти. Это тоже вид мошенничества, и, если вас пытаются заставить сделать что-то подобное — обязательно сообщите в полицию. — советует Анастасия Брылякова.
Часто звонят мошенники под видом работников коммунальных служб, интернет-провайдеров, операторов сотовой связи представителей Социального фонда и так далее. Звонки от «сотрудников банка» постепенно уходят в прошлое — большая часть граждан уже знает об этой схеме, поэтому злоумышленники постоянно придумывают новые, чтобы все-таки «выманить» у человека заветный код от входа в онлайн-банк или госуслуги.
А жертвы кто?
— На уловки мошенников попадаются все: как молодые люди от двадцати лет, так и пенсионеры, — говорит Анастасия Брылякова. — Пожилые люди в последнее время даже реже — наверное, стали более бдительны. Современные мошенники — это профессиональные психологи, которые по ходу разговора подбирают «ключ» к жертве.
— Во время обысков у подозреваемых часто находим учебники по психологии, нейропсихологии и нейропрограмированию, — добавляет оперативный сотрудник Алексей, — в соцсетях, даркнете существуют специальные «школы», где обучают схемам обмана — их регулярно блокируют, но они создаются снова и снова. Это говорит о том, что телефонные мошенники вовсе не случайные люди, это специально обученные грамотные психологи, противостоять которым легко внушаемым людям очень сложно.
— Поэтому главные способ, как уберечься от мошенников, только один: просто не разговаривать с незнакомцами по телефону, даже если они представляются сотрудниками банка или силовых структур, — добавляет Анастасия Алексеевна. — Если у вас есть предположение, что все-таки это не мошенники, то все же положите трубку и перезвоните самостоятельно в банк или полицию по официальному номеру телефона и уточните, есть ли у них такой сотрудник и по какому поводу он мог вам звонить.
Кроме того, важно помнить, что официальные представители организаций и учреждений никогда не звонят через мессенджеры или соцсети. Если вам поступает звонок через Whatsapp с логотипом ФСБ, МВД или банка — это 100% мошенник. Просто не отвечайте на звонок и заблокируйте этот номер. Есть люди, которые понимают, что им звонит мошенник и начинают вступать с ним в беседу для развлечения. И в этой ситуации есть тоже риск — во время разговора преступники, которые как мы уже сказали, часто владеют хорошими знаниями психологии, «подбирают» ключ к жертве — не сработала одна схема, будет пробовать другую. Лучше не рисковать и просто класть трубку.
— Еще один совет — не переходить по неизвестным ссылкам (даже тем, которые приходят от знакомых) и не качать никакие приложения по совету незнакомцев, которые могут рекомендовать под видом приложений банков, сотовых операторов и так далее, — добавляет Алексей, — через них злоумышленники получают удаленный доступ к телефону, приложениям банков и госуслугам и могут похитить все сбережения и даже оформить кредит или микрозайм. Если же вы подозреваете, что мошенники получили доступ к вашем личным данным и денежным средствам, то сразу звоните в банк, блокируйте карты и счета, а затем обращайтесь в МФЦ для смены пароля на госуслугах.
Также рекомендую периодически делать выписку из бюро кредитной истории через госуслуги — так вы будете спокойны, что никаких посторонних кредитов у вас нет.
«Безопасный счет»
— Очень часто мошенники пытаются убедить человека, что его средства в опасности и их нужно срочно перевести на «безопасный счет». Такого понятия нет! — предупреждает Анастасия Алексеевна, — самый безопасный счет — это тот, который у вас открыт в банке и на котором лежат ваши деньги. Но он безопасен ровно до того момента, как вы не передадите код доступа к нему мошенникам. Те счета, которые преступники называют «безопасными» — это счета обычных физических лиц, открытые в других регионах Российской Федерации или за ее пределами. Как только человек перевел на них денежные средства, буквально в считанные минуты они обнуляются, и денежные средства вернуть уже практически невозможно.
Шанс вернуть деньги, похищенные преступниками, есть. Но чем больше сумма, тем сложнее это сделать. Деньги не лежат на счетах у мошенников, те не ждут, пока полиция наложит на них арест. Обычно средства выводятся практически моментально, через несколько других счетов.
Осужденный за мошенничество будет обязан возместить нанесенный ущерб в гражданском порядке. Если сумма не очень большая, мошенники стараются компенсировать ее сразу, рассчитывая на смягчение наказания. Если же она велика, выплачивать ее они, скорее всего, будут понемногу и долго.
Кредит придется платить
Очень часто мошенники не просто выманивают у жертв их честно заработанные деньги, но и принуждают самостоятельно взять кредит и перевести средства на те же якобы «безопасные» счета или передать злоумышленникам наличными через курьера. И многие люди думают, что если они потом напишут заявление о мошенничестве в полицию и будет возбуждено уголовное дело, то кредит платить не придется. Увы, это не так.
— Сейчас и банки пытаются обезопасить своих клиентов от таких ситуаций — процедура выдачи кредита стала не такая быстрая, как пару лет назад, много дополнительных вопросов и условий. Иногда могут и «заморозить» кредитные средства, если служба безопасности банка видит у клиента параллельно какие-то подозрительные операции, — рассказывает Анастасия Брылякова. — В залах у банкоматов сотрудники тоже стараются следить за действиями пожилых клиентов и в случае необходимости прийти на помощь. Но проблема в том, что мошенники настолько хорошо «обрабатывают» жертв, что те до последнего не рассказывают ничего окружающим. Недавно был случай, мы публиковали его в СМИ, когда преступную схему помог пресечь таксист, который вовремя распознал, что его клиента пытаются обмануть — тот в режиме видеосвязи общался с подозрительным мужчиной, который давал ему указания. С большим трудом водителю такси удалось уговорить мужчину обратиться к полицейским.
Человек, который попался на уловку мошенников, зачастую до последнего не понимает и не верит, что его обманывают. Кто-то искренне убежден, что сотрудничает с ФСБ, а другой просто пытается «спасти» свои «кровные» сбережения. Страх потерять деньги — то, на чем виртуозно играют преступники. В момент звонка мошенников люди испуганы, впадают в панику и, желая сохранить свои средства, следуют всем указаниям, которые им дают через телефон.
— Заявить о предполагаемом преступлении может каждый гражданин, не только сам пострадавший, — рассказывает Анастасия Брылякова, — такой случай тоже недавно был в нашей практике. Женщина поняла, что ее мужа обманывают мошенники, но на ее слова он не реагировал и утверждал, что он «работает с ФСБ». Супруга самостоятельно обратилась в полицию, и выяснилось, что действительно ее муж оказался под воздействием мошенников и уже успел перевести им достаточно внушительные суммы.
Как защититься от мошенников:
• Не доверяйте звонящим незнакомцам, не переводите деньги по их требованию.
• Всю информацию, которую вам передали, проверяйте лично.
• Не передавайте конфиденциальную информацию через мессенджеры.
• Не устанавливайте по указанию звонящих программы, приложения на свои мобильные устройства или компьютеры.
• Не называйте звонящим незнакомцам коды и пароли, поступившие на ваш мобильный телефон.
• Не переходите по интернет-ссылкам, не вводите реквизиты банковских карт и коды, если не уверены в правильности своих действий.
• Прекратите разговор со звонящим и обсудите ситуацию с близким человеком.
• Обратитесь в полицию.
• Незамедлительно позвоните на горячую линию банка, если передали свои данные, коды из смс-сообщений или перевели денежные средства мошенникам.
Если вы видите, что ваш родственник или знакомый находится под влиянием мошенников (а «обрабатывают» они своих жертв иногда по несколько дней!), обязательно обратитесь в полицию. И помните, что главный действенный способ избежать телефонного мошенничества — просто не разговаривать с незнакомцами.