МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Серпухов

Руководитель серпуховского Образцового коллектива «Студия «Колорит» Галина Янголенко рассказала о работе своего объединения

Во Дворце культуры «Россия» в Серпухове занимается Образцовый коллектив «Студия изобразительного искусства «Колорит». Работы воспитанников студии видели в разных городах нашей страны. Ребята, участвуя в конкурсах, в том числе международного уровня, посетили Казань, Минск, Ярославль, Москву, Санкт- Петербург, Рязань, Ржев, Киржач, Сочи, Владимир, Каргополь и даже побывали в Италии. Совсем недавно у студии прошла очередная выставка в стенах МВЦ г. Серпухова. Мы пообщались с руководителем студии Галиной Ивановной Янголенко и узнали об истории создания коллектива, важных достижениях учащихся и некоторых секретах работы с детьми.

Фото из личного архива Г.Янголенко

Возможности для реализации в творчестве

— Галина Ивановна, расскажите, как образовалась ваша студия?

— Все началось в 1989 году, когда меня пригласили в музыкально-хоровую студию вести получасовые занятия с детьми по изобразительному искусству. Через некоторое время освободилось место руководителя изостудии. Я решилась взять детей, которые до меня занимались с другим педагогом.

Постепенно реализовалась моя идея довести малышей до уровня поступления в художественные училища и институты. На тот момент нигде не было таких подготовительных групп, которые бы занимались с четырехлетними. Я подумала: а почему бы не попробовать научить их, пока они испытывают абсолютный восторг, смотрят на все горящими глазами, пока занятие искусством для них не труд, а вариант игры?

— С какого возраста к Вам приходят заниматься дети?

— Нормой является возраст четыре с половиной года. Если ребенок усидчивый, то можно начинать и с четырёх лет. Это такой возраст, когда дети с огромным вниманием впитывают все знания, завороженно наблюдают. Особенно внимательно они слушают, как учитель рассказывает об их работах. Маленьких детей очень важно хвалить, чтобы не отбить у них желание к творчеству.

— Сколько раз в неделю проходят занятия в студии? Какие направления преподаете?

— В старшей группе ребята ходят на занятия четыре раза в неделю. Дважды в неделю это живопись по три часа, а также рисунок, композиция, декоративное искусство, история искусств. У нас есть графический клуб, где мы на станке печатаем линогравюры и офорты. Графику детям преподает мой супруг Сергей Борисович. Он совмещает преподавание в студии и работу художником-постановщиком — создает декорации к спектаклям, бутафорию, макеты печатной продукции.
Мы с детьми не только рисуем — ходим на выставки, анализируем произведения искусства, разбираем, как работают другие художники. Сотрудничаем с Музейно-выставочным центром и Серпуховским историко-художественным музеем, участвуем в их проектах.

Работаем по программе художественной школы. Но в студии получается быть более гибкими в плане индивидуального подхода.

У нас есть подготовительные группы, после которых ребята поступают в старшую группу. Там они должны отучиться минимум четыре года, чтобы получить свидетельство. Тот, кто заточен на профессию, сможет впоследствии реализоваться в этом направлении. Фото из личного архива Г.Янголенко

— Куда Ваши выпускники идут учиться дальше?

— Многие после окончания студии поступают учиться в Московский архитектурный институт, Тульский государственный университет на архитектурное отделение, Рязанское художественное училище, Губернский колледж в Серпухове и другие учебные заведения с профильными отделениями. Среди моих воспитанников есть ребята, поступившие в Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Московский государственный университет геодезии и картографии на архитектурное отделение. Кто-то профессионально занялся реставрацией икон, кто-то занимается мультипликацией, много преподавателей, дизайнеров. Сложно всех перечислить.

Малыши с горящими глазами

— Как Вам удается заинтересовать малышей и удержать их внимание?

— С малышами мы, рисуя образ, например, игрушку, учимся чувствовать пространство и направление линий. Им очень хочется, чтобы все получилось. При этом образ должен быть интересным. Я разрабатываю такие технологии, которые позволяют работать пошагово. Объясняю каждую линию, объем, рассказываю, как выделить главное, грамотно сочетать тон и цвет, как соподчинить контрасты. При этом появится цельность. Задачи сложные, а объяснить надо как можно проще. Фото из личного архива Г.Янголенко

— Есть ли дети, способности которых сразу заметны?

— У кого-то интуитивное понимание уже заложено природой, как встроенная функция. В этом случае можно говорить о задатках. Такие дети многое чувствуют сами, они полностью погружены в работу. Как правило, это дети-молчуны, они живут в своем мире и ритме, сразу впитывают все, что я объясняю. А кому-то наши занятия помогают развить усидчивость, особенно так бывает с будущими первоклассниками. Здесь, в студии, они тренируют внимание — ведь чтобы работа получилась, им приходится, не отвлекаясь, анализировать и вникать в каждый этап.

Стараемся дать возможность пробовать, тренироваться, выбирать то, что подходит им, предлагаем вектор работы — заниматься для общего развития или все-таки усилиться и развивать способности дальше.

Очень важным моментом в преподавании является умение поставить задачу так, чтобы у детей получилось, чтобы результат их радовал, и придумать тему занятия или проект, который увлечет абсолютно всех детей. Нужно постоянно развиваться, искать темы. В этом очень помогает участие в выставках и конкурсах.

Я очень благодарна директору ДК «Россия» Юрию Павловичу Бордачеву. У нас есть светлое и просторное помещение для занятий с отличным освещением, большим экраном для проектора и современными техническими средствами обучения. Директор поддерживает даже очень смелые начинания! Благодаря его решению во время ремонта снесли стену, и мы получили огромный класс с большим количеством светильников. Фото из личного архива Г.Янголенко

Мало быть способным

— Талант — это врожденное? Или его можно развить?

— Талант — это степень развития способностей. А способность означает умение выполнить поставленную задачу, когда есть багаж знаний и умений, когда уровень технической подготовки позволяет понять возможности материала.

Изначально у всех есть задатки. Но для их развития очень важно трудолюбие. Бывает так, что дети, имеющие меньшую степень одаренности в сравнении с другими, обгоняют более одаренных. Но на этом этапе нужна самодисциплина, даже самоограничение, чтобы побороть лень.

— Студия принимает участие во многих конкурсах. Какие награды воспитанников особенно дороги Вам?

— Самая значимая награда в нашей копилке достижений — это золото Международных Дельфийских игр. Золотую медаль для России в 2005 году привезла Евгения Гутор. До этого поэтапно ей удалось получить золото всероссийских и областных соревнований. По сути, Дельфийские игры — аналог Олимпийских игр, только в области искусств.

В копилке студии «Колорит» — благодарности из посольств Королевства Дания, Китая и Южно-Африканской Республики, благодарности из Государственной Думы.

Звание победителя ребята привозили из Москвы и Киржача, получали Гран-при в Казани и Протвино. А первые места на всероссийских и областных конкурсах, по словам комиссии по подтверждению звания «Образцовый коллектив», показывают стабильность результатов. На международном фестивале-конкурсе «Карусель Земля» — «Град мастеров — Подольск» в марте 2025 года мы завоевали четыре первых места и три вторых.

В этом году Маша Ерина одержала победу на областном конкурсе с графическим портретом своего дедушки-тракториста. Разрабатывая эту тему, старались пробудить у детей интерес к их семейной истории. Ребята рассматривали старые фото из домашних альбомов, расспрашивали бабушек и дедушек о том, чем они занимались в жизни и кем работали в молодости. В процессе подготовки у детей появилось понимание, как важен труд для человека, как в семье гордятся профессиональными успехами, как важно быть нужным. Фото из личного архива Г.Янголенко

Считаю себя счастливой

— А как начался Ваш путь к искусству?

— Карандаш в руках был, как говорят, «с младых ногтей». Помню, что первые рисунки были на полях обычных газет. Но там так мало места. И когда родителей не было дома, я с восторгом обнаружила большие белые чистые страницы перед титульным листом в книгах. Все домашние книги из тумбочки были благополучно изрисованы химическим карандашом.

Отец увидел мои «художества» и стал покупать мне альбомы. Затем меня записали в районную художественную школу. Ходила сорок минут пешком до электрички, потом ехала на ней двенадцать минут в районный центр и шла еще полчаса до школы. Вот таким большим было желание рисовать. Моя тетя — художник, когда она приезжала к нам и рисовала, я, будучи маленькой, ходила по пятам, всегда завороженно следила за ее работой, мучила нелепыми детскими вопросами. Фото из личного архива Г.Янголенко

— Работа с детьми требует большой отдачи. Как Вы пополняете запасы энергии?

— Считаю себя счастливым человеком. Преподаю и сама занимаюсь каким-то творчеством. В мире так много интересных мастеров, всегда найдется у кого можно поучиться чему-то новому. Участие в конкурсах дает возможность увидеть, что и как делают другие, почерпнуть что-то для новых идей. Мне кажется, что «играющий тренер» — это всегда лучше.

Стараюсь менять хобби, осваивать новые направления. Был период, когда я создавала дизайнерские трикотажные работы, вязанные на машине. Эта одежда разлетелась по миру — ее приобретали иностранцы. Мои вещи были размещены в витринах магазинов в Москве, на манекенах Детского мира на Лубянке. Помимо этого, увлекалась валянием из войлока, лоскутным шитьем, изготавливала панно, затем меня очень сильно захватили куклы.

Клуб лоскутного шитья, который действует на базе студии, помогает реализовать наши идеи относительно работы с текстилем. В клубе занимаются и дети, и взрослые. Мы реализуем различные проекты. С этими композициями, конечно же, регулярно участвуем в межрегиональном фестивале «Текстильный букет Поочья». На фестивале добровольно несу обязанности куратора этого очень значимого для меня проекта. Фото из личного архива Г.Янголенко

В 2024 году работа на тему сказки «Три медведя» заняла первое место на Московском областном конкурсе «Жуковское притяжение‑2024».

Мы возили коллективную работу «Банный обряд в свадьбе великороссов» в Казань и выиграли Гран-при Межрегионального конкурса «Русская народная игрушка». Для создания такой работы нужно было изучить много литературы, разработать технику, конструкцию и подобрать материалы.

Яркие проекты и новые идеи

— Значит, у Вас в студии можно научиться еще и шить кукол?

— Да, верно. С детьми мы начинаем работу в этом направлении с простой народной куклы-мотанки, где не требуется особых навыков шитья. На занятиях в рамках семейной педагогики они шьют игрушки вместе с мамами и бабушками.

Представьте… Ребенок в первый раз держит иголку с ниткой. И я объясняю: «Ткань — это вода, море. Иголка — это Золотая рыбка, а нитка — это ее хвостик. И вот она ныряет в ткань — под воду, потом ее зовет дед, и она выныривает, смотрит: нет деда, послышалось, что зовет, и ныряет обратно к своим деткам-малькам под воду». И дети с интересом учатся шить, а рядом их поддерживают родители. Мамы в процессе помощи детям начинают дружить между собой. И ребята в ходе подготовки к занятиям лучше узнают друг друга, поддерживают. Студия — как семья. Многие находят здесь друзей на всю жизнь.

— В каких проектах в последнее время ученики приняли участие?

— В начале июня в Музейно-выставочном центре прошла выставка «Путешествие в Африку». Эти работы мы делали для Первого международного конкурса детского рисунка «Россия — Африка: мир глазами детей».

А вдохновлялись мы выставкой, которая работала здесь зимой. Так мы создали свою «Африку». Эта страна настолько нас увлекла, что мы решили отправить сорок работ в Москву. Они все получились, состоялись, в каждой — какая-то своя изюминка. Каждая картина — это маленькая история, рассказанная ребенком, полная его эмоций и впечатлений, показывающая, как он видит этот мир.

Следите за яркими событиями Серпухова у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах